Внеклассное мероприятие
учебно-методический материал по географии на тему

Ежкова Юлия Сергеевна

Знатоки географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_znatoki_geografii.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по географии

Брейн – ринг «Знатоки географии»

                                              Учитель: Ежкова Ю.С.

Участники: ученики 6 – 9 классов

                

Цели:

  1. Развивать и пробуждать у учащихся интерес к предмету через внеклассную работу.
  2. Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках.
  3. Расширять кругозор учащихся через дополнительные сведения.
  4. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.
  5. Развивать устную речь и воображение учащихся.

Подготовка к игре:

  1. Подготовка игр для зрителей
  • Загадки-шутки
  • Географические шарады
  • Географические анаграммы
  • Найди ошибку в рассказе
  • Найди пару к географическому объекту
  • Ребусы
  • Художник – иллюстратор
  1. Подготовка блока «Это интересно»
  • Стихотворение «Гренландия»
  • Сообщение «Озоновые дыры»
  1. Подготовить две команды для участия (по 4 человека из 6-9 классов)
  2. Выбрать жюри
  3. Оформить объявление о географическом вечере
  4. Подготовить оформление зала
  • Плакат с названием игры
  • Высказывания о географии
  • Музыкальное оформление

Оборудование:

  1. Грамоты командам- 2шт.
  2. Жетоны для зрителей
  3. игровые столы - 2шт.
  4. Стол для жюри
  5. магнитная доска, мел -2шт.
  6. Карточки для жеребьёвки(2шт.-цунами; 2шт.-вулкан)
  7. Контуры Ю.Америки – 2шт.
  8. Карточки с логическим рядом – 8 шт.(«Геогр. ассоциации»)
  9. Призы для зрителей
  10. Призы командам
  11. Песочные часы
  12. Таблички с названием команд
  13. Для жюри: листочки, ручки, ответы.
  14. Для команд: листочки, ручки, простой карандаш, цветные карандаши.
  15. глобус
  16. Шарфы для игры со зрителями
  17. Кубик
  18. Карточки – задания (для конкурса «география и поэзия»)
  19. Табличка «АНТАРКТИДА»
  20. Контуры России – 2 шт.

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Команды бросают магический кубик и к баллам, полученным за конкурс, прибавляются баллы, выпавшие на кубике.
  8. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  9. Во время игры будут два типа заданий: на время  и на скорость. Время – 4 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  10. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё от 1 до 3 баллов.

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Представление жюри.

5. Клятва жюри:

    - Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии – модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на  лица, но взирая на знания.

    - Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

6. Ведущий:

   - Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

7. Разыгрываем право первого хода:

- В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

Игровой блок.

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

       В течение 4 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён – столько и баллов

  • Игра со зрителями: географические вопросы – шутки
  1. Название какой реки можно найти во рту (Десна)
  2. Какую реку срезают перочинным ножом (Прут)
  3. Если в названии этой птицы убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку (Иволга – Волга)
  4. Название этого города состоит из птицы и животного (Воронеж)
  5. К какой постройке нужно прибавить букву «а», чтобы получилось название большой и быстрой реки (Ангар – а)
  6. Этот город можно найти в компоте (Изюм)
  7. Этот город парит в воздухе (Орёл)
  8. Назовите самый сердитый город (Грозный)
  9. Какой европейский город стоит на очень мягком месте (Париж на Сене)
  10. Назовите остров, который признаёт себя принадлежностью белья (Я-майка)
  11. Этот полуостров сам говорит о своей величине (Я-мал)
  12. Если между двумя одинаковыми буквами поставить одну маленькую лошадку, то получится название государства (Я-пони-я)
  13. Если прочесть название этой рыбы наоборот, то получится город в Италии (Налим-Милан)
  14. Какими нотами на реке моряки мерят свой путь (Ми-ля-ми)
  15. Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)

2 конкурс «Экскурсовод»

        Команда получает фрагмент карты с контурами материка «Южная Америка». Вам нужно за 4 минуты подписать как можно больше географических объектов на данном материке.

*Сколько правильных объектов – столько баллов

  •  Для зрителей: Стихотворение «Гренландия»

На севере, на севере, как впрочем и на юге,

Так много интересного, почти нам неизвестного

И сказочного чуда.        

               К загадочной Гренландии, стране снегов и льда,

               С урока географии по атласам и картам

               Несётся наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

А эскимос не прячет нос, когда на улице мороз

И сильная пурга.

              Здесь всё нам необычно, живут они в иглу

             И ходят в доме этом совсем не по паркету –

             По голубому льду.

Ведёт наш храбрый эскимос отважно свой каяк,

А все мы знаем, эскимос не только опытный матрос,

Но и ещё рыбак.

             Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…

             И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

             Наш новый милый друг.

Мы оглядели всё вокруг, и вот уже пора

Нам возвращаться на урок, заждавшись нас,

Совсем продрог наш парусный фрегат.

Вопросы:

  1. Что такое Гренландия (остров)
  2. Как называется живущий там народ (Эскимосы)
  3. Как называется их жилище (Иглу)
  4. Как называется лодка эскимосов (каяк)

3 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего на песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

    Ответ: Это созвездие Большая Медведица. Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение.  Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

     Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в)  «Атмосфера»

Все мы помним чеховского учителя греческого языка Беликова, «человека в футляре», который постоянно, даже в сухую и ясную погоду, выходил на улицу в калошах и с зонтиком в руках. Интересно, что так же поступают и жители Гонолулу. Хотя ничего общего у них со знаменитым «человеком в футляре» вовсе нет. Даже когда на небе нет ни облачка, очень тепло, дует бриз с океана, гаваец отправляется на улицу с зонтиком, правда без калош. Дело в том, что он идёт в гости к знакомым, которые живут в этом городе в соседнем квартале, расположенном выше по склону горы. Почему житель Гонолулу берёт с собой зонтик?

       Ответ: Как сказано в задаче, город Гонолулу располагается по склону горы. Поток воздуха, двигаясь, наталкивается на неё, воздух поднимается вверх. Этот процесс вызывает его охлаждение, происходит конденсация паров. Поэтому в разных кварталах Гонолулу выпадает разное количество осадков: чем выше по склону, тем их больше. В самых верхних кварталах города осадков выпадает в 6 раз больше, чем в нижних. Не удивительно, что все благоразумные жители города, когда идут «наверх», не без основания ждут дождя и берут с собой зонтик.

г) «Рельеф»

Экспедиция, которую возглавлял великий русский путешественник, долго разыскивала это озеро в глуши центральной Азии. В том месте, где оно было показано на старо, китайской карте, озеро найти участникам экспедиции не удалось. Оно находилось значительно южнее. Удивительно, но через несколько десятилетий, озеро вернулось на старое место. В 1923 году другая экспедиция нашла его там, где указывали старые китайские карты. Что это за странное блуждающее озеро? В чём причина этого? Назовите имя путешественника, посетившего его берега?

Ответ: Это озеро Лобнор. Его посетил Н.М.Пржевальский. Местопребывание озера связано с многоводностью и направлением течения очень капризной реки Тарим.

  • Игра со зрителями: «Географические шарады»
  1. Личное местоимение – начало,                      4. К победному крику

Второе – предлог,                                                Прибавьте согласный звук,

Целое найдёшь в Сибири,                                   И протянутся горы

Среди камней рекой течёт.                                  С севера на юг.

                         (Я-на)                                                             (Урал)

   

  1. Ты меня, наверно, знаешь,                               5. Первый слог – животное морское,

Я – сказки Пушкина герой,                                  Охотятся за ним порой,

Но если «я» на «н» ты поменяешь,                      И междометие – второй,

            То сразу стану я рекой.                                         Всё ж – государство,

                     (Елисей – Енисей)                             Отгадай – какое.

                                                                                                   (Китай)

  1. Я – сибирская река,

Глубока и широка,

Вместо «е» ты «у» возьми,

Стану спутником Земли.

                        (Лена – Луна)                

4 конкурс «География и поэзия»

 Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ – 3 балла

№1.Дальше, вечно чуждый тени,

       Моет жёлтый ….

       Раскалённые ступени

       Царственных могил.

                           /М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

        Над рекой могучей,

        Чтобы слышать, как бушует

        Старый …. под кручей.

                     /Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

        О южные горы, отторгнут от вас,

        Чтоб вечно их помнить,

        Там надо быть раз:

        Как сладкую песню отчизны моей,

        Люблю я ….

                            /М.Ю.Лермонтов/

№3.     …., …..,

    Весной многоводной

    Ты не так заливаешь поля.

    Как великою скорбью народной

    Переполнилась наша земля.

                              /Н.А.Некрасов/

№5.  Тешу сердце игрою

         Слов, что сам отыскал.

         Это кто за горою?

         За горою ….

                          /А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

        Станет Волгой, великой рекой,

        И увидит …. Море,

        Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

                             /А.Николаев/


 

  • Игра со зрителями «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  • Самое мелкое море России (Азовское)
  • Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  • Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  • Самый большой полуостров России (Таймыр)
  • Самый большой остров России (Сахалин)
  • Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  • Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  • Самая многоводная река России (Енисей)
  • Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  • Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  • Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  • Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

Игра со зрителями «Найди пару»

Географические объекты разрезаны на части, кто быстрее соединит, тот и победил.

7 конкурс «Географические ассоциации»

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

№1:

Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

№2:

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

№3:

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

№4:

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад)

№5:

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

№6:

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

№7:

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва,  Амазонский лес)

№8:

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

  • Игра со зрителями «Ребусы»

8 конкурс «Кто больше»

Нужно написать как можно больше рекордов Африки.

* сколько рекордов – Столько и баллов

Для зрителей: Доклад «Озоновые дыры»

9 конкурс «Пять подсказок»

№1

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км.2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

                                                                 (Бассейн реки Амазонка)

№2

1.Он собирает воду из 4 озёр

2. Он находится в Северной Америке

3. Он находится на границе США и Канады

4. Он останавливался на 30 часов

5. Он самый бурный в мире.

                                 (Ниагарский водопад)

№3

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

                               (Оазис в Антарктиде)

№4

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

                                (водопад Кивач в Карелии)

Игра со зрителями «Географические анаграммы»

В каждом из приведённых слов нужно переставить буквы так, чтобы получились названия городов или рек.

  1. Дно – Дон
  2. Рука – Кура
  3. Игра – Рига
  4. Муар – Амур
  5. Веки – Киев

А теперь в каждом из перечисленных географических названий нужно переставить буквы так, чтобы получились другие географические названия

  1. Нева – Вена
  2. Ирак – Каир
  3. Токио – Киото
  4. Куба - Баку

10 конкурс «Восстанови карту» - конкурс художников

Команды получают контуры России, какая команда точнее раскрасит .

*Максимум – 5 баллов

Игра со зрителями «Найди ошибку в рассказе»

      … Судя по всему нас выбросило на африканский берег… Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты. Мы решили отправиться вглубь материка в поисках пищи и воды… Местность представляла собой саванну, которая кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькала длинные шеи жирафов и их родственников окапи. Однажды путь нам преградило несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв.

            Из растительности изредка встречались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители арабы помогли нам переправиться на каяках. Примерно на 450 ю.ш. саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве, как называли его местные жители нилоты. Вода была тихая и прозрачная, течение почти не ощущалось…      

Игра со зрителями «Географическая цепочка»

Ребята по очереди называют города и государства на букву «Г», кто не называет, выходит.

Заключительный блок

  1. Слово жюри
  2. Награждение
  • Грамоты
  • Призы игрокам
  • Призы зрителям
  • Победившей команде – по «5»
  1. Заключительное слово учителя.

Ответы для жюри

Конкурс №4:

№1 – Нил; №2 – Днепр; №3 – Волга;

№4 – Кавказ; №5 – Байкал; №6 – Каспийское.

Конкурс №5:

Азовское, Каспийское, Байкал, Таймыр, Сахалин, Ключевская Сопка, Эльбрус, Енисей, Обь, Сочи, Сочи, Оймякон.

        

Конкурс №7:

№1- цунами                                  №5 - айсберг

№2 – круговорот воды                №6 - сейсмограф

№3 – течение                                №6 – сельва (Амазонский лес)

№4 – водопад                                №7 - пустыня

        

Конкурс №8:

  1. Находится на четырёх полушариях
  2. Эфиопия – родина самых ценных (твёрдых) сортов пшеницы
  3. самые длинные на суши разломы земной коры – Восточно-Африканские
  4. Добывается самое большое количество алмазов
  5. Добываются самые твёрдые алмазы
  6. Найден самый большой алмаз «Куллинан»
  7. Самый Жаркий материк
  8. г.Триполи – зарегистрирована самая высокая температура (+580)
  9. Самая большая пустыня Сахара
  10. Самая Жаркая пустыня Сахара
  11. Самая длинная река в мире Нил
  12. Самый широкий водопад Виктория
  13. Самое длинное пресноводное озеро Танганьика
  14. Самые крупные человекообразные обезьяны – Гориллы
  15. Самое большое скопление крупных животных
  16. Самая маленькая птица на земле – Нектарница-Колибри
  17. Самая крупная птица на земле – Африканский страус Эму
  18. Растение Вельвичия – только в Африке
  19. Птица марабу – только в Африке
  20. Кения – самая высокая рождаемость в мире
  21. Пустыня Калахари – под землю уходит река
  22. р.Конго – самая полноводная река восточного полушария

Конкурс №9:

  1. Бассейн реки Амазонка
  2. Ниагарский водопад
  3. Оазис в Антарктиде
  4. Водопад Кивач



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...