Инновационный опыт
статья по географии на тему

Дугаров Андрей Андреевич

Инновационный опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инновационный опыт по географии134.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Дугаров Андрей Андреевич

Номер контактного телефона

8-967-621-62-82

Учреждение, в котором работает автор опыта

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»

Должность

Учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

география

Стаж работы в должности

16 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Создание педагогических условий для самореализации школьников на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО средствами активных методов обучения

2.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую стало отсутствие возможности для самореализации школьников, что замедлило дальнейшее развитие личности. Сократились часы изучения географии. Дети, имея ограниченные возможности использования полученных по географии знаний вне класса, теряют интерес к её изучению, что ведет к географической неграмотности; также при использовании традиционной методики с её идеей максимальной помощи детям в процессе обучения произошло снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребёнка учиться. Произошли изменениями законодательства в сфере образованияБыл принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Из определения стандарта вытекает, что стандарты являются обязательными требованиями Минобрнауки РФ и направлены на формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включающие в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; построение индивидуальной образовательной траектории, выполнение которых обеспечит готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, профессиональному самоопределению. Введение ФГОС своевременно. На современном этапе развития России школа является одним из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности. В современном обществе востребуется личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности. Актуальность опыта. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике интерес к активным методам обучения(далее АМО) вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

Сущность опыта заключается в создании условий, способствующих максимальной самореализации учащихся в процессе обучения через их привлечение к самостоятельному творческому поиску, осмысления учителем важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения на разных этапах урока, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

3.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Объект исследования: современный урок географии— это мастерская, где учителем создаются условия для формирования личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития

Предмет исследования- организация учебной деятельности школьников на каждом этапе урока посредством активных методов обучения на современном уроке географии

Цель: выявление педагогических условий, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе.

Гипотеза исследования: разнообразная деятельность учителя по организации учебного процесса, использование им в различных педагогических технологиях активных методов обучения, что является важным условием для самореализации школьников.

Новизна данного опыта обусловлена несколькими аспектами. Во-первых: для меня новизна — это теоретическое исследование сути понятия «самореализация», её особенности самореализации в учебном процессе, во-вторых: новизна вытекает из постановки гипотезы исследования: разнообразная деятельность учителя географии по организации учебного процесса, а также использование мною в системе различных технологий обучения с использованием активных методов на разных этапах урока и, являются необходимыми условиями для самореализации школьников; в-третьих: новизна моего опыта выражается в разработке рабочих программ по географии и составлении мной системы уроков с включением технологии АМО по темам в 5 и 7 классах.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу, опыт образовательной практики в развитии универсальных навыков ФГОС. Определить понятие «самореализация», обосновать особенности самореализации школьников в учебном процессе. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.
  2. Определить шаги для решения задачи. Создать условия для организации деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализировать возможность использования АМО на разных этапах урока.

4

Концепция изменений

В настоящее время многие науки о человеке, такие как философия, социология, психология, педагогика, исследуют понятие «самореализация». Только междисциплинарный синтез знаний о человеке и его взаимодействии с окружающим миром может помочь проникнуть в суть проблемы. В теоретическом обосновании опыта по созданию условий самореализации школьников в учебной деятельности я учитывала позиции философов, педагогов, социологов, психологов (А. Адлер, Ю.Б. Гатанов, А.А. Коростылёва, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, П.И Пидкасистый, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, П. Торренс и др.) Проанализировав различные подходы к феномену самореализации в отечественной философии, можно выделить ключевые, объединяющие их моменты:

Первым ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой личности.

Характеризуя сущностные силы личности выделяем позицию, при которой проблема самореализации "касается не только возможностей реализации или активизации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но затрагивает сами основы индивидуального существования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе"

Вторым понятием является опредмечивание - выделение, практического осуществления сущностных сил. Это связано прежде всего с тем, что реализовать себя и раскрыть свои способности человек может только в процессе той или иной социальной деятельности.

Третьим понятием является самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью. Осуществление деятельности должно быть предопределено не только обществом, коллективом, но и потребностями самой личности. Именно в этом случае, по мнению Н.Н. Михайлова, "деятельность становится самодеятельностью", а реализация способностей личности в данной деятельности "приобретает характер самореализации". Существуют различные подходы к пониманию сущности самореализации личности. Сегодня в сфере образования наиболее ярко высвечивается позиция субъектной значимости человека. Суть ее состоит в раскрытии сущностных сил человека: его активных деятельностных начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития и т.д

Самореализацию можно рассматривать как процесс и одновременно результат целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, формирования универсальных навыков- требований, предъявляемых жизнью. Это - способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умение ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение ее к культуре. Становящаяся, развивающаяся личность не просто проявляет активность, осуществляя деятельность и вступая в общение с взрослыми и сверстниками. В проявляемой активности обнаруживается сама личность с присущими ей свойствами, ранее сформированными качествами, способностями, мотивами. Осознавая или нет, но проявляя активность личность реализует себя, свои потенциальные возможности. Реализуясь преобразовывает предмет, на который направлена активность, отношения, в которые она вступает. Преобразуя, преобразует и себя, обеспечивая тем самым движение в своем развитии.

5

Сущность ИПО

1. Созданы новые подходы в создании необходимых условий для самореализации: совместная деятельность с учителем, продиагностированы различные типы затруднений, препятствующих самореализации школьников в учении, владею необходимыми знаниями личностных и возрастных особенностей учащихся (для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является –учебная, в среднем звене определяющую роль играет общение со сверстниками, в старшем возрасте- учебно-профессиональная деятельность).

2. Выявлены и отобраны способы и средства формирования (универсальных учебных действий(далее УУД). Разработаны рабочие программы по географии с учетом формирования УУД образовательных технологий деятельностного типа. Продолжаю примененять активные методы обучения на своих уроках географии в 5 - 9 классах.

3. Систематизированы способы развития мотивации, направленные на создание у обучающихся внутренних мотивационных стимулов к самореализации в образовательном пространстве, основанных на формировании установки на продуктивное использование своих способностей и личного потенциала в социальной и творческой деятельности

4. Развиваю творческую среду как пространство самореализации, где есть возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения: « учу учиться», предоставляю свободу в выборе обучающимися вида деятельности в соответствии с его интересами, ценностями и целями.

5. Систематизированы типы учебных занятий, направленных на формирование активных деятельностных начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития ребенка

6. Апробированы активные методы обучения в своей деятельности. В своей педагогической практике использую различные технологии обучения географии: развивающие, проблемного обучения, модульную, разноуровневую дифференциацию, игровые технологии, технологии деятельностного метода обучения, технология активных действий.

6

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

В современном обществе востребована личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности.

Поэтому в своей практике я определила проблемы, решаемые учителемэффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом  саморазвитии, их потребности в самореализации. Следовательно, приоритетным направлением современного учителя становится создание условий поиска форм и методов обучения, ориентированных на саморазвитие и самореализацию личности ученика, что позволит самим обучающимся активно участвовать в учебном процессе

В рамках реализации программы региональной инновационной площадки «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях введения ФГОС», действующей на базе школы я работаю по теме : Создание педагогических условий для самореализации школьников на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО средствами активных методов обучения». Работая по заявленной теме, я разработал и апробировал рабочие программы по географии в рамках реализации ООП ООО «Алгоритм успеха» для 5-9 классов. Практика показывает, что очень актуальным становится вопрос интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности. Разрешить его возможно при использовании компонентов СОТ: активных методов обучения, которые способствуют осуществлению главной задачи; выполнить заказ общества - дать каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создать условия для полноценного развития личности.

Итогом моей работы в режиме инновационной площадки стала методическая разработка по теме опыта. В ней мною были выделены: актуальность, сущность и новизна опыта, которые заключаются в том, что разнообразная деятельность учителя по организации образовательного процесса на уроках географии, использование им в различных педагогических технологиях активных методов обучения является важным условием для самореализации школьников. Для себя я сделал вывод: современный урок географии— это мастерская, где учителем создаются условия для формирования личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития.

Следовательно для достижения цели - выявление педагогических условий, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе – мною были решены ряд задач:

  1. Изучена психолого-педагогическая литература, опыт образовательной практики в развитии универсальных навыков ФГОС, определено понятие «самореализация». Я адаптировал наработки, созданные в ходе подготовки рабочих программ, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.

2. Определены шаги для достижения цели - созданы условия для организации активной деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализирована возможность использования АМО на разных этапах урока

Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. Основная деятельность в школе – урочная. Поэтому я так продумываю и строю урок, чтобы он соответствовал требованиям стандарта и приводил к результатам, запланированным стандартом. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Что для этого нужно?

Технологий существует много, каждая интересна, имеет «изюминки», методы обучения, формы работы. Я хотел бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМО использую на каждом этапе урока, от начала урока до его окончания. Как с помощью их обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности, именно всех обучающихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных и ленивых.

  1. АМО начала урока, выяснение ожиданий и опасений- грамотно организую начала урока , что позволит не только привлечь внимание учащихся ко мне, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия (АМО- «Нестандартный вход в урок», упражнение «Поздоровайся глазами», упражнение «Настроение», методы выяснения ожиданий и опасений, например «Солнышко и туча»
  2. АМО проверки домашнего задания (метод активизации внимания « Найди цифру»,»Да-нет»,»Верно-неверно»,»Учитель-ученик», «Мозговой штурм» метод «Кубирование»,творческая работа, проект, исследовательская работа).
  3. АМО выяснение целей (целеполагание)- предполагает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление(АМО- «Отсроченная отгадка», «Необъявленная тема», « Черный ящик», «Цепочка признаков», «Да – нет» (Игра «Верно ли это?»), «Шаг за шагом», «Вопросительные слова», «Согласен - не согласен»
  4. АМО презентации учебного материала На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
  5. АМО Организации самостоятельной работы над темой.(«Модульное обучение :входной, основной, выходной модули»с возможностью рефлексии на каждом этапе.; творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на определенную тему и прочие;работа в малых группах, где группа занимается решением ситуационных задач с использованием конструктора Ильюшина; проблемное обучение; соревнования, например, викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры; интерактивная лекция; ученик в роли учителя; проектный и исследовательский метод)
  6. АМО для систематизации, обобщения полученных знаний(приём “Создай паспорт ”универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления (объекта, страны,ПК и др.) по определенному плану ; метод «Автобусная остановка» используется для обсуждения и анализа заданной темы в малых группах, «Похлопаем-помашем», «Кепка лидера»)
  7. АМО на этапе контроля знаний, обратная связь - на данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Метод «Выдумщик» - домашнее задание: придумать новые упражнения, которые будут как полезными, так и необычными, метод «Паровозик». Цель: представление нового материала, структурирование материала, привлечение внимания учащихся.
  8. АМО релаксации - на данном этапе фиксирую новое содержание, изученное на уроке, и организую рефлексиюи самооценку учениками собственной учебной деятельности. Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.(«Телеграмма». «Мысли во времени», ЗХУ, приём "Инсерт".,»Правило трех карандашей»).
  9. АМО рефлексии («Мишень», «Рефлексия по алгоритму» - показывает обучающимся работу в группе, уровень их коммуникации, анализирует не только результат, но и процесс работы;

Такое сочетание АМО позволит рационально организовать образовательный процесс.

Следует подчеркнуть, что какие бы методы учитель не применял в построении и проведении урока всегда необходимо соблюдать основные положения:

  1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед обучающимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять обучающихся, не возмущаться их незнанием или непониманием.
  3. Не перебивать обучающегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж следует давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как обучающиеся поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как обучающиеся слушают учителя.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных

проработок обучающихся.

  1. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто

продекларированным!

  1. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства обучающихся.
  2. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность

Возможные риски:

Риски минимальны:

Недостаточное материально-техническое обеспечение - в идеале у каждого ученика должен быть ноутбук, у учителя – автоматизированное рабочее место, локальная сеть

Недостатки применения АМО - даже активные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.; для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт; несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе; для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать; если учитель в должной мере не владеет инновационной методикой , то процесс обучения может превратиться в обычную анархию; увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу

7

Условия реализации изменений

- Владение педагогом компонентами современных образовательных технологий: личностно ориентированной, проблемно-диалоговой, проектной, организация индивидуальной, парной, групповой игровой и практической деятельности.

- Компетентность педагога в области ИКТ.

- Наличие компьютерной техники и электронных ресурсов, аудиоматериалов

- Материалы для оформления детских творческих работ

- Наличие знаний и умений обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований к организации работы

8

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

АМО формируют положительную учебную мотивацию;

повышают познавательную активность обучающихся;

активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

стимулируют самостоятельную деятельность;

помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

Но хочу отметить: не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников). Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

В результате внедрения мною активных методов обучения в практическую деятельность, все обучающиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, интеллектуальная активность у обучающихся и эффективность урока географии. Даже самые пассивные ученики включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам в частности ученики во время работы: самостоятельность в определении цели урока, выборе способов деятельности, этапов работы; внимательно слушают, размышляя; наблюдают, думая; читают, анализируя; осмысленно выполняют практические задания. Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя. Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества.

В конце учебного года ребята будут выполнять комплексные работы по определению сформированности метапредметных компетентностей, где диагностический инструментарий эффективности системы самореализации определит целесообразность использования АМО на уроках географии.

Результативность по определению эффекта развития самореализации обучающегося здесь имеет больше

прогностический характер. Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня, поэтому смело могу утверждать о продуктивности выбранной стратегии. .

Уровни трансляции опыта:

Школьный:

  1. Открытые уроки с использованием АМО на разных этапах урока.

Результативность:

2016-2017 учебный год:

Успеваемость 100 %,

Качество знаний -78%,

2017-18 учебный год, I полугодие:

Успеваемость 100%,

Качество знаний – 87 %,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...

Инновационный опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...