Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

 Мокова Залина Ауладиновна

Рабочая программа по географии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_5_kl_geografiya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

 Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по географии 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева- М: Просвещение, 2014г.

 Календарно-тематическое планирование  по географии для 5  класса составлено на основе рабочей программы в соответствии с Федеральным Государственным  образовательным  стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и  методическими рекомендациями к учебнику А.И. Алексеева и др. География 5-6 классы, М., Просвещение, 2014.  

   Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа, 1 урок в неделю.

  В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования,  в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий. Законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Содержание

 программы курса "География Земли" 5 класс. 34 часа (1 час в неделю)

Введение -  1 час

Раздел I. Как устроен наш мир

Земля во Вселенной. Планета Земля – 9 часов

Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

-        объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;
  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел II. План и карта – 11 часов

Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.

Практикум: Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. (Обучающая практическая работа.)

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • читать план местности и карту;
  • производить простейшую съемку местности;
  • работать с компасом, картой;
  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Человек на Земле - 4 часа.

Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в доказательство равенства людей и разнообразии их культур

Практикум: Сравнение стран мира по политической карте. (Обучающая практическая работа)

Раздел III. Оболочки Земли.

Литосфера. – (9-10) часов с учетом резерва

 Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.

Практикум: Скульптурный портрет планеты. Правила работы с контурной картой. (Обучающая практическая работа).

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

-        называть и показывать по карте основные географические объекты;

-        наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • называть методы изучения земных недр;
  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана.  

   Результаты изучения курса географии 5 класса:

Личностные:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- воспитание российской  гражданской идентичности;

- формирование познавательной и информационной культуры, развитие  навыков самостоятельной работы с текстом учебника;

- проявление устойчивого познавательный интереса и готовности к самообразованию;  

 -   использование  подходящих языковых средств для выражения своих мыслей и потребностей.

   Метапредметные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

   Предметные:

- объяснять роль различных источников географической информации;

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

- определять на карте местоположение географических объектов;

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

 Планируемые результаты изучения курса географии 5 класса:

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

 Учебно-методическое обеспечение:

  1. А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы, М., Просвещение, 2014 (учебник)
  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)
  3. Атлас с комплектом контурных карт.
  4. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)
  5. Электронное приложение к учебнику.
  6. Крылова О.В. Тестовые тематические контрольные работы. География 5 класс, М., Академкнига, 2011г.
  7. Атлас с контурными картами  по географии.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронное приложение « География», 2011г. Дидактические и развивающие игры 5-11 классы.
  2. Образовательная коллекция: Начальный курс географии, 2002г.

Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (34 часа)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Практические работы

Домашнее задание

Введение (1 ч.)

1

География и географические методы изучения  окружающей среды

1

1 нед. сентября

П. 1, вопросы, с. 4-7

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч.)

2

Как люди открывали Землю

1

2 нед. сентября

П.2,  с. 10-12

3

Как люди открывали Землю

1

3 нед. сентября

П.3, с. 13-15

4

География сегодня

1

4 нед. сентября

1. Работа с электронными картами

П.4 с. 16-17

5

Развитие географических знаний о Земле

1

1 нед октября

С. 18

Тема 2. Планета Земля (5 ч.)

6

Мы во Вселенной

1

2 нед. октября

П.5, с. 20-21

7

Мы во Вселенной

1

3 нед. октября

Доп.лит-ра

8

Движения Земли

1

4 нед. октября

Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

П.6, с. 22-24

9

Солнечный свет на Земле

1

2 нед. ноября

П.7, с. 25-28, ответить на вопросы на с.28

10

Земля – планета Солнечной системы

1

3 нед. ноября

С. 28

Тема 3. План и карта (11 ч.)

11

Ориентирование на местности

1

4 нед. ноября

П.8, с. 30-32

12

План местности

1

1 нед. декабря

Выучить

 условные знаки

13

Земная поверхность на плане и карте

1

2 нед. декабря

3. Решение практических задач при помощи плана местности. Чтение плана местности

П.9, с. 33-35,  вопросы с. 35

14

Земная поверхность на плане и карте

1

3 нед. декабря

П.10, с. 36-37

15

Способы глазомерной съёмки местности

1

4 нед. декабря

4. Составление простейшего плана местности

П. 11, с. 38-39

16

Географическая карта

1

2 нед. января

П.12, с. 40-43

17

Градусная сетка

1

3 нед. января

П.13, к/к, с. 44-47

18

Географические координаты

1

4 нед. января

П.14, с. 44-50 задания на определение геогр. широты

19

Географические координаты

1

1 нед. февраля

П.15, с. 51-53, задания на определение геогр.долготы

20

Чтение карты

1

2 нед. февраля

5. Определение географических координат объектов, абсолютных высот, поиск объектов по географическим координатам. Ориентирование и измерение расстояний по карте.

Повторение темы

21

План и карта

1

3 нед. февраля

П. 16, с. 54-56

Тема 4. Человек на Земле (4 ч.)

22

Как люди заселяли Землю

1

4 нед. февраля

П.17, с. 58-60

23

Расы и народы

1

1 нед. марта

П.18, с. 61-63

24

Политическая карта мира

1

2 нед. марта

С. 63, с. 64-65

25

Человек на Земле

1

3 нед. марта

С. 62-63

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (10ч.)

26

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

1 нед. апреля

П.20, с. 68-70

27

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

2 нед. апреля

6. Определение горных пород и описание их свойств

П.21, 71-73

28

Движения земной коры

1

3 нед. апреля

П. 22, с. 74-76

29

Движения земной коры

1

4 нед. апреля

П.23, с.77-79

30

Рельеф Земли. Равнины

1

5 нед. апреля

П.24, с. 80-83

31

Рельеф Земли. Горы

1

1 нед. мая

П.25, с. 84-87

32

Скульптурный портрет планеты

1

2 нед. мая

7. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

С. 88-89. Оформление, завершение работы над проектом

33

Литосфера и человек

1

3 нед. мая

П. 27, с. 90-92

34

Литосфера и рельеф

1

4 нед. мая

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...