Рабочая программа по географии 6 класс 2017-2018 уч.год
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Асессоров Вячеслав Владимирович

Рабочая программа по географии 6 класс 2017-2018 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_kish_shkl_2017-2018_geografii_6_klass_.docx79.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кишалинская средняя общеобразовательная школа»

  УТВЕРЖДАЮ                            

Директор школы

П.М. Шабайкин________

«__» сентября 2017г

                                           СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Кяльгина Л.С.________

«__» сентября 2017г.

Рабочая программа

по географии

5 класс

Учитель географии: АсессоровВ.В.

Квалификационная категория: высшая

Кишалы 2017г.

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного  развития учащихся.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26
декабря 2012 года).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. --  (Стандарты второго поколения).
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

 География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса географии 6 класса являются:

1.        Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013. - 71 с. - (Стандарты второго поколения)

2.        Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы - И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин.
(Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - М: Дрофа, 2013. - 409с.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1.  География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).
  2. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (автор О.А. Бахчиева).
  3. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь (автор Т. А. Карташова, С. В. Курчина).
  4. География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

Курс состоит из четырех разделов:

- Введение;

- Виды изображений поверхности Земли;

- Строение Земли. Земные оболочки;

- Население Земли.

Основной целью курса является:

Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Общая характеристика курса географии

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

 География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли(повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

                                                                             Место курса географии в базисном учебном плане

  На изучение географии отводится в   6 классах по   82 часа (1 час в неделю + 1,5 часа за счет школьного компонента  

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

                                                                                     Результаты освоения курса географии

Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметных результатов:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умение  взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметных результатов:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

     •   формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

                                                                                          СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (3 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля – планета Солнечной системы.

Вращение Земли. Луна.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть методы изучения Земли;

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли.

Виды изображений поверхности Земли. (15 ч)

Понятие о плане местности.

Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

  1. Изображение здания школы в масштабе.
  2. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Географическая карта. (5ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы.

  1. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту;      

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

производить простейшую съемку местности;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Строение Земли. Земные оболочки (41 ч)

Литосфера (5ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы.

  1. Составление описания форм рельефа.

Гидросфера. (6ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы.

  1. Составление описания внутренних вод.

Атмосфера.  (7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы.

  1. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
  2. Построение розы ветров.
  3. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Биосфера. Географическая оболочка. (4ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы.

  1. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц;

составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

описывать погоду и климат своей местности;

называть и показывать основные формы Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природы.

Население Земли. (5 ч)

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

составлять описание природного комплекса;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (4 ч)

                                                              ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

                                                                                   6 КЛАСС

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • классифицировать информацию;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

     •   сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

     • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.              

     • оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • пониманием ценности здорового образа жизни;
  • основами экологической культуры.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: География

Класс: 6

УМК:  География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).

УУД: регулятивные (Р), личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П). 

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС (2ч в неделю, всего 68 ч, из них 2ч — резервное время

Уро-

ка

      Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

        

личностные

метапредметные

предметные

планируемая

фактическая

1.

География – как наука.

  Наблюдение над погодой. Практическая работа. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование работы с  учебником

Формирование работы с календарем погоды.

Называть методы изучения Земли Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций Уметь: определять температуру, осадки, направление ветра и т. д.

2.

Путешествия и географические открытия.

Практическая работа. Составление картосхемы «Имена путешественников на карте мира»

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование работы с контурной картой

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

3.

Земля -  планета Солнечной системы.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.

Уметь: объяснять значение понятия: «солнечная система». Объяснять следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

4.

План местности. Условные знаки.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Формировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане и аэрофотоснимке; ориентироваться по плану с использованием условных знаков.

Уметь: объяснять значение понятия «план местности», способы изображения объектов с помощью условных знаков.

5.

Масштаб.

Практическая работа 1

Изображение здания школы в масштабе. Р.К.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Формирование умения  определять направления и расстояния на плане местности.

Уметь: объяснять значение понятия «масштаб», приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой, называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе.

6.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Практическая работа 2.  Определение направлений и азимутов по плану местности. Р.К.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Формирование умения   определять (измерять) направления и расстояния, азимут на плане, карте и на  местности

Уметь: объяснять значение понятия «азимут». Определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности. Ориентировать-ся на местности при помощи компаса.

7.

Изображение неровностей земной поверхности на плане.

Формирование ответственно-го отношения к учебе, осознание необходимос-ти учения.

Формирование умения   определять относительную и абсолютную высоты, пользоваться шкалой высот и глубин

Уметь: объяснять значение понятий «рельеф», «абсолютная», «относитель-ная» высота, «горизонтали». Знать: способы изображения рельефа на планах и географических картах.

8.

 Глазомерная (полярная) съемка небольшого участка местности.

Формирование

интереса к новым знаниям

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование работы с  учебником.

Уметь: производить простейшую съемку местности

9.

Практическая работа 3. Составление простейшего плана местности методом маршрутной съемки. Р.К.

Формирование

интереса к новым знаниям

Формирование умения ставить учебную задачу и  ее решение под руководством учителя.  

Уметь: производить простейшую съемку местности

10.

Форма и размеры Земли

Формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Объяснять преимущества глобуса перед картой, определять полушария по глобусу.

Называть элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

11.

Географическая карта.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формировать умения пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте.

Знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различия между видами географических карт.

12.

Градусная сеть на глобусе и картах.  

Формирование самостоятель-ности, трудолюбия, необходимос-ти учиться.

Формирование пользования картами, определять меридианы и параллели.

Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности.

13.

Географическая широта

Формирование самостоятель-ности, трудолюбия, необходимос-ти учиться.

Формирование пользования картами, определять меридианы и параллели, географическую широту.

Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности.

14.

Определение географических координат. Географические координаты.

Формирование самостоятель-ности, ответственно-го отношения к учебе.

Оценивать работу одноклассников

Определять географические координаты точки.

15.

Практическая работа 4 Определение расстояний, направлений и географических  координат на карте. Р.К.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест -

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Развитие умения взаимодейство -

вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников.

Определять географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов

16.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Формирование ответственно-го отношения к учебе,

осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование приемов работы с учебником: искать и отбирать информацию.  

 Расширение знаний о рельефе земной коры. Формирование понятий  послойная окраска, шкала высот.

17.

Значение планов местности и географических карт. Р.К.

Формирование самостоятель-ности, трудолюбия, необходимос-ти учиться.

Формирование приемов работы с учебником: искать и отбирать информацию.  

Расширение знаний о значении планов местности и географических карт в жизни человека.

18.

Обобщающий по теме: «План и карта». Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест -

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Развитие умения взаимодейство -

вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников.

Знать: основные понятия темы. Уметь: самостоятельно выделять черты сходства и различия в изображении географических объектов на планах, картах и глобусах

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

19.

Земля и ее строение

Формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора». Знать: внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.

20.

Горные породы и минералы. Р.К.

 

Формировать потребность в самовыраже-нии и самореализа-ции

Формирование умения  вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодейство-вать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами. 

Уметь: объяснять значение понятий «горные породы», «полезные ископаемые».

Знать: происхождение магматических, осадочных и метаморфичес-ких горных пород.

21.

Движения земной коры.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету

Формировать умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений, определять районы распространения землетрясений

Знать: что такое подвижные участки земной коры, основные зоны землетрясений на Земле, методы предсказания и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения личной безопасности

22.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Формировать устойчивую познаватель-ную мотивацию и интерес к предмету

Формировать умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, определять географическое положение вулканов на карте и наносить их на к/к

Знать: что такое вулканы, механизм их образования основные зоны вулканизма на Земле, методы предсказания и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения личной безопасности. Овладение основами картографичес-кой грамотности.

23.

Рельеф суши. Горы. Практическая работа 5. Определение географического положения и высоты гор.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование умения выделять главное, существенные признаки понятий. Находить на карте основные формы рельефа, определять абсолютную высоту гор и показывать крупнейшие горные страны, обозначать их на к/к.

Уметь: объяснять значение понятий «горы», работать с к/к. Знать: классификацию гор по высоте, происхожде-нию, строению; стихийные процессы в горах. Овладение основами картографичес-кой грамотности.

24.

Равнины суши. Практическая работа 5. Описание географического положения равнин.

Принимать права ученика, осознавать необходимость выполнения обязанностей ученика.

Способность к самостоятельно-му приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

Уметь: объяснять значение понятий «равнины»,  различать равнины по высоте над уровнем моря и по внешнему виду, находить крупнейшие равнины на физической карте, обозначать изученные объекты на к/к карте. Овладение основами картографичес-кой грамотности.

Знать: классификацию равнин по высоте, происхожде-нию, строению

25.

Рельеф дна Мирового океана.

Формировать осознание ценности географичес-ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуаль-ных и творческих результатов.

Уметь: объяснять значение понятий «Мировой океан»,  «материковая отмель», «срединно-океанические хребты». Называть методы изучения земных недр и Мирового океана. Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами

26.

 Изучение рельефа своей местности. Обозначение на конт. карте объектов рельефа. Р.К.

Формировать осознание себя как члена общества на глобальном, региональном, и локальном уровнях.

Формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации.

Знать: рельеф своей местности. Уметь: наносить основные формы рельефа на к/к.

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

27.

Обобщающий по теме: «Литосфера». Р.К.

Способство-вать к проявлению творческих способностей, устойчивой мотивации к изучению географии.

Умение использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации.

Знать роль литосферы; называть и показывать основные географические объекты; работать с к/к.

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

28.

Вода на Земле.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к изучению географии.

Формировать способность к самостоятельно-му  приобретению новых знаний и практических умений.

Умения управлять своей познавательной деятельностью.

Уметь: объяснять значение понятий «гидросфера».  Знать роль гидросферы в природе.

29.

Мировой океан.  Части Мирового океана.

Формирование коммуникативной компетентнос-ти в общении и сотрудничест-ве со сверстниками в процессе образователь-ной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Формировать способность к самостоятельно-му  приобретению новых знаний и практических умений с помощью учебника и географических карт.

Уметь: объяснять значение понятий «море»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой.  

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

30.

Свойства океанической воды.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.

Формировать способность планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Знать основные свойства воды

31.

Волны в океане.

Формировать любознатель-ность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Формировать умения анализировать и сопоставлять информацию работая с учебником и картами атласа.

Знать: основные виды движения воды в океане; причины образования волн; океанические течения, причины их образования, виды и их значение.

32.

Океанические течения

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формировать умения анализировать и сопоставлять информацию работая с учебником и картами атласа.

Знать: океанические течения, причины их образования, виды и их значение. Овладение основами картографичес-кой грамотности.

33.

Изучение Мирового океана. Практикум.

Характеристика моря  по плану.

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации.

Называть методы изучения Мирового океана.

Уметь составлять краткую характеристику моря.

34.

Воды суши. Подземные воды. Р.К.

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.

Формирование владения элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Знать: виды подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой воды.

35.

Реки. Р.К.

Формирование творческих способностей, осознание необходимос-ти самосовершенствования. Формирование экологической культуры.

Формировать способность планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Знать определение реки и ее части, о питании и режиме рек.

Называть и показывать части речной системы; реки своего края.

36.

Реки.

Практическая работа 6.  Определение ГП  реки. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Уметь составлять краткую характеристику реки.

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

37.

Озера. Р.К.

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Знать: типы озерных котловин, различия озер по сточности и солености.

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

38.

Ледники.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование владения элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Уметь: объяснять значение понятий «ледник»; «снеговая граница», «морена», «айсберги». Знать: как образуются ледники, типы ледников.

39.

Искусственные водоемы. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование владения элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Уметь: объяснять значение понятия «искусственные водоемы».

40.

Загрязнение гидросферы.

 Изучение вод своей местности. Р.К.

Формирование экологической культуры.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.

Называть меры по охране гидросферы.

41.

Обобщающий по теме: «Гидросфера». Р.К.

Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Формирование умений использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации.

Знать: роль гидросферы в природе, части гидросферы.

Овладение основами картографичес-кой грамотности.

42.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Формировать потребность в самовыраже-нии и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.

Знать: значение атмосферы, ее роли в жизни человека, состав атмосферы, отличительные особенности ее  слоев, методах изучения атмосферы

43.

Температура воздуха. Р.К.

Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.

Уметь определять температуру воздуха, среднесуточную температуру воздуха за сутки, месяц.

44.

Годовой ход температуры воздуха.

Практическая работа 7. Составление графика хода температур. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование приемов работы с учебником: искать и отбирать информацию. Формирование умения ставить учебную цель.

Уметь: определять амплитуды температур, составлять график хода температур за сутки, месяц, год.

45.

Атмосферное давление.

Формирование кругозора и обогащение словарного запаса

Работать в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Знать: причины образования атмосферного давления, его изменении с высотой.

Уметь: определять атмосферное давление.

46.

Ветер.

Практическая работа 8. Построение розы ветров Р.К.

Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формирование работы с  учебником.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий

Уметь: объяснять значение понятия «ветер», «муссоны», «бриз».

Знать причины образования ветра, виды ветров, их особенности.

47.

Водяной пар в атмосфере. Облака.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения составлять описание по плану  с использованием текста учебника.

Уметь: объяснять значение понятия «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность»; определять абсолютную и относительную влажность воздуха. Знать виды облаков.

48.

Атмосферные осадки.

Практическая работа 9.

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Р.К.

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразова-нию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать умения участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников.

Знать виды атмосферных осадков.

Уметь строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

49.

Погода.

  Описание погоды. Р.К.

Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства.

Формировать умения работать в соответствии с предложенным планом; создавать тексты разных типов (описательные).

Знать: понятия «погода», ее важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на погоду территории.

50.

Климат.  Описание климата своей местности. Р.К.

Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства.

Формировать умения работать в соответствии с предложенным планом; создавать тексты разных типов (описательные).

Знать: понятия ««климат», его важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на климат территории; «воздушные массы» и их характеристики.

51.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Осознание ценности географичес-ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

 Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение умениями работы с учебником.

Формирование представлений о движении земли по околосолнечной орбите и следствии этого движения; умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

 

52.

Причины, влияющие на климат. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Формировать понятие «климат», представление  о причинах  его формирующих:  географическая широта, положение относительно горных хребтов, высота.  местности над уровнем моря. Знать: чем отличаются понятия «погода» и «климат», историю развития и становления науки климатологии.

Уметь: вести диалог, пользоваться картами атласа, делать выводы из посылок.

53.

Обобщающий по теме: «Атмосфера». Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации. Развитие умения взаимодейство-

вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников.

Называть и показывать пояса освещённости, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат. Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.

Объяснять распределения солнечного света и тепла на земной поверхности, смену времён года, дня и ночи, причины образования ветра.

Определять температ. воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха, за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур, описывать погоду и климат своей местности.

54.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Формировать устойчивую познаватель-ную мотивацию, творческие способности.

Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Знать: особенности биосферы, закономерности распростране-ния живых организмов на планете; взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки.

55.

Природные зоны Земли. Р.К.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формировать умения классифициро-вать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях.

Знать: характерные особенности природных зон Земли; закономерную смену природных зон с севера на юг.

56.

Организмы в Мировом океане.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формировать умения классифициро-вать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях.

Знать: характерные особенности организмов, населяющих Мировой океан; закономерность в распростране-нии организмов в Мировом океане

57.

Воздействие организмов на земные оболочки.

Формировать представление о целостности Земли.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Знать: воздействие организмов на земные оболочки; о почве, как особом природном образовании; некоторые методы борьбы с эрозией почв.

58.

Природный комплекс. Р.К.

Формировать осознание необходимос-ти бережного, гуманного отношения к окружающей среде.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.

Уметь: приводить примеры взаимодействия всех земных оболочек, называть основные природные комплексы, их компоненты и существующие взаимосвязи.

59.

Практическая работа 10.

Составление характеристики природного комплекса. Р.К.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формирование умения ставить учебную цель, и работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Уметь составлять описание  природного комплекса.

60.

Человечество – единый биологический вид.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации, высказывать свою точку зрения на поставленную проблему, вести дискуссию.

Знать основные различия между расами людей.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.

61.

Численность населения. Р.К.

Формирование нравственного поведения и морального сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении

Формировать умения классифициро-вать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях.

Знать численность населения Земли, своей области, своего населенного пункта.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.

62.

Основные типы населенных пунктов. Р.К.

Формирование нравственного поведения и морального сознания.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации.

Знать основные типы населенных пунктов.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.

63.

Практическая работа. Составление описания географического комплекса своей местности. Р.К.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и описывать ПК своей местности.

64.

Человек – часть биосферы.

Формировать представление о целостности Земли.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.

65.

Стихийные природные явления. Р.К.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

Формировать умения высказывать суждения, подтверждая их фактами

Знать: какие стихийные бедствия связаны с процессами в гидросфере, атмосфере и литосфере, как человек защищается от них.

66.

Главные особенности географических комплексов своей местности. Р.К.

Формировать устойчивый познаватель-ный интерес к предмету.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.

Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и описывать ПК своей местности их главные особенности.

67-68.

Повторение и обобщение знаний. Р.К.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Формировать умения высказывать суждения, подтверждая их фактами

Уметь работать с географической картой; применять теоретические знания на практике.