Рабочая программа по географии 8 класс 2017-2018 уч.год
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Асессоров Вячеслав Владимирович

Рабочая программа по географии 8 класс 2017-2018 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_kish_shkl_8_kl_2017-2018.docx65.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кишалинская средняя общеобразовательная школа»

  УТВЕРЖДАЮ                            

Директор школы

П.М. Шабайкин________

«__» сентября 2017г.

                                   

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Кяльгина Л.С.________

«__» сентября 2017г.

                 

Рабочая программа

по географии

8 класс

Учитель географии: АсессоровВ.В.

Квалификационная категория: высшая

Кишалы 2017г.

1.1 Общая характеристика программы курса.

 

Данная рабочая программа составлена на основании:

1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г.

2. Примерной программы для основного общего образования по географии  2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Нормативно-правовая основа рабочей  программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
  3. Примерная программа основного общего образования по географии.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год.
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Место предмета в  учебном плане ОУ

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География России. Природа. 8 класс. Учебник / И. И. Баринова – М.,  Дрофа, 2014.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

1.1.1 Цели и задачи курса.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Задачи курса:

Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.

1.1.2 Используемый УМК:

1.  Учебник: И. И. Баринова. География России. Природа / И.И.Баринова. – М.:  Дрофа, 2014.

2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.

3.  Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015.

 4.  Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.

1.2 Требования к результатам обучения и освоения содержания.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

          Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностныхрезультатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметныерезультаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметнымрезультатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

1.3 Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

2. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

 Дата проведения

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

планируемая

фактическая

1

Что изучает

география

России

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

Знать особенности предмета и структуру учебника.

Уметь находить  дополнительные источники информации

02.09

2

Географическое положение России

1

Географическое положение. Виды и уровни географического положения  

Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. Знать границы России и пограничные государства.

Понимать, какое место занимает  Россия среди стран мира. Уметь применять знания по истории образования Российского государства.

07.09

3

Моря, омывающие Россию

1

Морские и сухопутные границы, недра, континентальный шельф, экономическая зона  Российской Федерации

Знать  моря  и океаны, омывающие территорию Россию. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Уметь составлять характеристику моря.

Уметь объяснять особенности природы морей, омывающих Россию. Понимать значение морей и морских границ для государства.

09.09

4

Россия на карте часовых поясов

1

Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Знать  виды времени на территории России. Понимать  необходимость линии перемены дат.

Уметь решать задачи  на поясное время

14.09

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

Формирование территории России.

Географическое изучение территории  России.

Знать понятия «делимитация», «демаркация», «миграция».

Уметь применять знания по истории образования Российского государства.

16.09

6

Итоговый урок раздела «Наша Родина на карте мира»»

1

Географическое положение. Морские и сухопутные границы. Формирование территории России. Понятие исторической географии.

Знать все понятия по теме «Наша Родина на карте мира»»

Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности.

21.09

7

Особенности рельефа России

1

Распространение крупных форм  рельефа.

Знать  основные тектонические структуры и закономерности

распространения крупных форм рельефа на территории страны.

Понимать особенности строения земной коры на территории России и связанные с этим крупные формы рельефа.

23.09

8

Геологическое строение территории России

1

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России.Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны.

Иметь представление о поведении устойчивых  и подвижных участков земной коры

28.09

9

Минеральные ресурсы России

1

Полезные ископаемые России. Их размещение и использование.

Знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых

Понимать особенности геологического строения крупных форм рельефа и полезных ископаемых России

30.09

10

Развитие форм рельефа

1

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой

Знать влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа страны. Знать области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Знать стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой

Понимать влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

05.10

11

Итоговый урок темы «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы»

1

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых вашей области

Знать все понятия по теме «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы»

Уметь применять все понятия по теме «Рельеф,  геологическое строение, минеральные ресурсы» в жизни и  практической деятельности.

07.10

12-13

От чего зависит климат нашей страны

2

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Знать  основные факторы, влияющие на климат России. Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России

Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

сезонность климата России и  чем она обусловлена.

12.10

14

Распределение тепла и влаги на территории России.

1

Сезонность климата. Чем она обусловлена

Знать и понимать закономерности распределенияэлементов климата на территории России.

Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

сезонность климата России и  чем она обусловлена.

14.10

15-16

Разнообразие климата России

2

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Знать  основные типы климата России, закрепить умение работать с климатической картой

Понимать факторы формирования климатических поясов в России.

19.10

21.10

17

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

Степень благоприятности природных условий Климат и человек. Влияние климатов на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

Знать  о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Знать , что такое агроклиматические ресурсы.

Понимать степень благоприятности природных условий, каквлияет климат на быт, жилище, одежду, на способы передвижения, и на   здоровье человека. Уметь себя вести при неблагоприятных климатических явлениях.

26.10

18-19

Разнообразие  внутренних вод. Реки.

2

Внутренние воды. Главные реки России.

Знать понятие внутренних вод и  особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.Знать виды вод суши на территории страны. Владеть понятиями:питание , режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Понимать особая роль воды в природе и хозяйстве. Уметь находить на карте главные речные системы, водоразделы, бассейны. Понимать распределение рек по бассейнам океанов и роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

28.10

09.11

20

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

Особая роль воды впри роде и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики  России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Иметь представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты, ледников России

Уметь находить важнейшие озера и  болота на карте.

11.11

21

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Знать значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России

Понимать значение водных  ресурсов, и возможности их размещения на территории страны.

16.11

22

Итоговый урок темы «Внутренние воды России»

1

Практическая работа по карте.

Знать все понятия по теме «Внутренние воды России»

Уметь применять все понятия по теме «Внутренние воды России» в жизни и  практической деятельности.

18.11

23-24

Образование почв и их разнообразие

2

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения

Иметь основные знания о почвах, знать о  вкладе В.В. Докучаева в создании почвоведения

Понимать, что почвы – основной компонент природы.

23.11

25.11

25

Закономерности распространения почв.

1

Размещение основных типов почв

Знать о закономерностях распространения почв на территории России.

Понимать закономерность размещения основных типов почв. Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв.

30.11

26

Почвенные ресурсы.

1

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв

Знать об основных закономерностях использования почв человеком, и  о причинах разрушения почв. Знать понятия: почва и почвенные ресурсы.

Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв.

02.12

27-28

Растительный и животный мир России.

2

Зависимость животного и растительного мира от состояния природы.

Расширить знания о растительном и животном мире России, иметь представление о распространении растений и животных   испособах  приспособлении их к среде обитания

Понимать зависимость растительного и  животного мира всех природных зон  от состояния природы.

07.12

09.12

29

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории ( ООПТ)

1

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники национальные и природные парки, памятники природы

Знать  о заповедниках, заказниках, национальных парках России

Понимать значение заповедников, заказников, национальных парков России для сохранения растительного и животного мира страны

14.12

30

Природно  – ресурсный потенциал России.

1

Классификация  природных ресурсов России.

Знать классификацию  природных ресурсов России.

Понимать значение природных ресурсов для развития регионов России

16.12

31

Разнообразие природных комплексов России.

1

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.Природные и антропогенные ПТК

Знать понятие «природные территориальные комплексы». Знать  офизико-географическом районировании. Знать природные и антропогенные ПТК.

 России.

Уметь выделять локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Уметь выделять  природные и антропогенные ПТК

21.12

32

Моря как крупные природные комплексы.

1

Моря России. их основные заливы, проливы, полуострова, острова.  Состав природного комплекса моря.

Знать моря России. их основные заливы, проливы, полуострова, острова.

Понимать специфику природного комплекса моря на примере Белого моря.

23.12

33-34

Природные зоны России.

2

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственная зона.

Знать о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах северо – запада  России.

Представлять природную  зону как природный комплекс. Понимать  взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.

35-36

Разнообразие лесов России.

2

Характеристика таёжных  лесов. Характеристикасмешанных и широко лиственных лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

Знать про природные ресурсы таёжной  зоны,об их использовании и  экологических проблемах.

Знать про природные ресурсы зоны смешанных и широко лиственных лесов об их использовании и  экологических проблемах.

Понимать зависимость животного и растительного мира тайги от состояния природы.

Понимать зависимость животного и растительного мира зоны смешанных и широко лиственных лесовот состояния природы.

37-38

Безлесные зоны на юге России.

2

Характеристика лесостепей и степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Характеристики полупустынь, пустынь и субтропиков. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Знать про природные ресурсы зоны лесостепей и степей об их использовании и  экологических проблемах. Знать про природные ресурсы зоны полупустынь, пустынь и субтропиков, об их использовании и  экологических проблемах.

Понимать зависимость животного и растительного мира зоны лесостепей и степейот состояния природы. Понимать зависимость животного и растительного мира зоны полупустынь, пустынь и субтропиков от состояния природы.

39

Высотная поясность

1

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Знать  о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах России.

Понимать зависимость животного и растительного мира горных районов России от состояния природы.

40

Итоговое занятие по теме «Природные зоны России»

1

Все понятия по теме «Природные зоны России»

Знать все понятия по теме «Природные зоны России»

Уметь применять все понятия по теме «Природные зоны «России» в жизни и  практической деятельности.

41

Восточно – Европейская  (Русская) равнина

1

Особенности географического положения Восточно – Европейской равнины и его влияние на природу, хозяйственное развитие района. Историко-географические этапы развития района.

Знать особенности географического положения Восточно – Европейской (Русской) равнины.

Понимать влияние географического положения на природу, хозяйственное развитие Русской равнины.

42

Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

1

Природные условия Восточно – Европейской равнины. Природные зоны, их многообразие и закономерности размещения. Состав растительного и животного мира равнины.

Знать особенности природных условийВосточно – Европейской равнины, состав растительного и животного мира.

Понимать причины многообразия природных зон Русской равнины и закономерности их размещения.

43

Памятники природы Восточно – Европейской равнины

1

Многообразие памятников природы Русской равнины: Карелия, Валдай, девственные леса Коми, Волга и др.

Знать о многообразии памятников природы Русской равнины на примере Карелии, Валдая, девственных лесов Коми, Волги.

Уметь с помощью дополнительной литературы познакомить класс с другими памятниками природы Восточно – Европейской равнины.

44

Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины Природный и экологический потенциал Восточно – Европейской равнины.Проблемы рационального природопользования. Особо охраняемые территории.

Знать о природныхресурсахВосточно – Европейской равниныЗнать о проблемах рационального природопользования. Знать особо охраняемые территории на Русской равнине.

Понимать значение рационального природопользования для сохранения природных комплексов Русской равнины.

45

Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий.

1

Особенности географического положения Кавказа и его природа и  хозяйственное развитие.Природные ресурсы Кавказа, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения, высотная поясность кавказских гор.

Знать об особенности географического положения Кавказа, о природных ресурсах Кавказа, о высотной поясности кавказских гор.

Понимать причины разнообразия природных ресурсов Кавказа, проблемы их использования.

46

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

Высотная поясность Кавказа, природные зоны. Природные комплексы равнин, межгорных долин, высокогорий.

Знать о многообразии природных комплексов Северного Кавказа

Уметь использовать литературные произведения российских писателей при характеристике природных комплексов Северного Кавказа.

47

Урал.- «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала.

1

Особенности географического положения Урала и его природа и  хозяйственное развитие.Природные ресурсы Урала, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения, высотная поясность уральских гор.

Знать об особенности географического положения Урала, о природных ресурсах Урала, о высотной поясности уральских гор.

Понимать причины разнообразия природных ресурсов Урала, проблемы их использования.

48

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

Природные комплексы Предуралья и Зауралья, их растительный и животный мир. Полярный, Приполярный. Северный. Средний и Южный Урал. Природные уникумы: Ильменский заповедник, Кунгурская ледяная пещера, река Чусовая и др.

Знать  природные комплексы и части Урала. Знать природные уникумы Урала на примере Ильменского заповедника, Кунгурской ледяной пещеры, реки Чусовой.

Уметь использовать литературные произведения российских писателей при характеристике природных комплексов и природных уникумов. Урала.

49

Западно- Сибирская равнина: особенности природы.

1

Специфика природы и ресурсный потенциалЗападно – Сибирской равнины. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Знать особенности природы и ресурсного потенциала Западно - Сибирской равнины.

Понимать влияние природных условий на хозяйственную деятельность населения Западно - Сибирской равнины.

50

Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.

1

Природные зоны Западно – Сибирской равнины, их многообразие и закономерности размещения. Состав растительного и животного мира равнины. Природные ресурсыЗападно – Сибирской равнины, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения

Знать особенности природных условийЗападно - Сибирской равнины, состав растительного и животного мира.

Понимать причины своеобразия природных ресурсов Западно - Сибирской равнины и причины сложности их освоения.

51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири.

1

Специфика природы и ресурсный потенциал Восточной Сибири. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности климата Восточной Сибири.

Знать особенности природы и ресурсного потенциала Восточной Сибири, и её климата.

Понимать влияние природных условий на хозяйственную деятельность населения Восточной Сибири.

52-53

Природные районы Восточной Сибири. природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

2

Природные районы Восточной Сибири: Таймыр, Якутия, восточносибирская тайга, Минусинская котловина, Алтай и др. Многообразие ресурсов Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Знать природные районы Восточной Сибири: Таймыр, Якутия, восточносибирская тайга, Минусинская котловина, Алтай.

Понимать причины своеобразия природных ресурсов Восточной Сибири и причины сложности их освоения.

54-55

Жемчужина Сибири - Байкал

2

Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы.

Знать о происхождение озера Байкал - жемчужиныРоссии, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использованиии экологических проблемах озера.

Уметь объяснять причины происхождение озера и особенности байкальской воды, приводить примеры хозяйственного использования, предлагать пути решение экологических проблем.

56-57

Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока.

2

Специфика природы и ресурсный потенциал Дальнего Востока. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности климата Дальнего Востока. Природные комплексы: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин. Приморье.

Знать особенности природы и ресурсный потенциал Дальнего Востока.Знать природные комплексы дальнего Востока: Природные комплексы: Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, остров Сахалин. Приморье.

Понимать влияние природных условий на хозяйственную деятельность населения Дальнего Востока.

58-59

Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока

2

Природные уникумы Дальнего Востока: Долина Гейзеров, озеро Ханка, Лазовский заповедник. Многообразие ресурсов Дальнего Востока и проблемы их освоения.

Знать пиродные уникумы Дальнего Востока: Долина Гейзеров, озеро Ханка, Лазовский заповедник. Знать о многообразии ресурсов Дальнего Востока и проблемы их освоения.

Понимать причины своеобразия природных ресурсов Дальнего Востока и причины сложности их освоения.

60

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России»

1

Все понятия по теме «Природные комплексы России».

Знать все понятия по теме «Природные комплексы России».

Уметь применять знания понятий по теме«Природные комплексы России»для решения тестовых заданий в формате ОГЭ.

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Природные условия и здоровье человека. Стихийные природные явления, их причины и меры по борьбе с ними. Законы об охране природы.

Знать влияние природных условий на здоровье человека.Знать  о стихийныхприродных явлениях, их причинах и мерах по борьбе с ними.

Уметь применять знания о стихийных природных явлениях в жизни.

62

Воздействие человека на природу.

1

Антропогенное воздействие на природу.

Знать об антропогенном воздействии на природу.

Понимать роль каждого человека при воздействии на природу.

63

Рациональное природопользование.

1

Классификация  природных ресурсов России. Роль географической науки в рациональном природопользовании

Знать классификацию  природных ресурсов России.

Понимать значение природных ресурсов для развития регионов России. Понимать .роль географической науки в рациональном природопользовании

64

Россия на экологической карте мира.

1

Экологическая карта мира и России. Экологическая ситуация в России.

Знать экологическую карту мира и России.

Понимать значение экологической науки для человечества.

65

Экология и здоровье человека.

1

Экологический фактор, влияющий на здоровье человека.

Знать о влиянии экологической ситуации на здоровье человека.

Уметь следить за своим здоровьем в разных экологических ситуациях.

66

География для природы и общества.

1

Обобщающий урок «Роль географии для развития природы и общества».

Знать все понятия по теме «Человек и природа»

Уметь применять свои знания при решении тестовых заданий по экологии.

67

Подготовка к тестированию

1

Обобщающий урок «Роль географии для развития природы и общества».

Знать все понятия по теме «Человек и природа»

Уметь применять свои знания при решении тестовых заданий по экологии.

67

Итоговое тестирование

1