Урок по теме "Ледники" (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Король Мария Николаевна

Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_ledniki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Ледники».

6 класс

                                                                                         Учитель: Король М.Н.

                                                                                                  СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

 Цели: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли.Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные
: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные: 
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.

Методы:

        Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.

Оборудование:

        Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация. 

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
  2. Изучение нового материала.

    Учитель: Мы продолжаем изучать географическую оболочку «Гидросферу». И сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну природы, которую она создавала тысячелетиями.

Отгадайте загадку:

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его... (ледник)

 Имя этой тайны – ледники. А что вы знаете о ледниках? (Ответы учащихся).

    Учитель: Тема  нашего урока «Ледники».

Мы сегодня будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники. (Каждому на стол ставится табличка - гляциолог. Тема урока записывается в тетрадях).

    Учитель: Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока).

    Ученики: Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?

  1. Что такое ледник?

     Учитель: Как и из чего образуется лед?

     Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0º и ниже. Вода из жидкого состояния переходит в твердое.

     Учитель: Лед, который покрывает нашу Неву. Это ледник или нет?

     Ученики: Нет.

     Учитель: Что же такое ледник?

Дети дают определение ледника.

     Учитель: Давайте проверим, как дается определение понятия «ледник» в Большом энциклопедическом словаре (работа со словарем).

Ледники, движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, образуются в тех районах, где твердых атмосферных осадков отлагается больше, чем стаивает и испаряется. В пределах ледника выделяют области питания и абляции. Ледники делятся на наземные, ледниковые покровы, шельфовые и горные. (Большой энциклопедический словарь).

     Учитель: Сравним определение с учебником.

     Ученики: Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).

  1. Условия образования ледников.

Беседа с учащимися.

Примерные вопросы:

  1. Какие условия необходимы для образования ледника?
  2. Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время?

     Учащиеся высказывают предположения.

     Учитель обобщает ответы:

Ледники образуются из снега.

Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег        фирн        лед. ( Работа по схеме).

        Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).

     Учитель: На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники? Подумайте и предложите свою версию ответа.

     Ученики:

  1. Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
  2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

     Учитель: Определите территории на Земле с похожими климатическими условиями.

     Ученики: Полярные области и горы.

Демонстрация картины с изображением вулкана Килиманджаро.

     Учитель: Объясните, почему на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник. Что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх?

     Ученики находят на   карте Килиманджаро и определяют его абсолютную высоту. Один из учащихся делает записи на доске:

  1. Абсолютная высота горы – 5895 метров.
  2. Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.

Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.

  1. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?  6º С х 5,9 = 35,4 º С.
  2. Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.

    Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?

    Ученики: 4000 метров.

    Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.

3.    Снеговая линия.

        Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого  снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Учащиеся сами дают определение).

Задание. Положение снеговой линии (границы). На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.

(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).

4.   Строение ледника.

(Демонстрируется схема строения ледника, заранее приготовленная на листе ватмана).

Ученики составляют по схеме рассказ, используя опорные слова: язык ледника, область расхода, снеговая линия, область накопления, ледопад. В процессе рассказа ведется беседа, задаются вопросы, объясняются новые понятия.

5.    Виды ледников.

        Учащиеся работают с текстом учебника. В виде ролевой игры предлагаю исследовать покровные и горные ледники и представить свои исследовательские работы на научный совет. Работа выполняется в парах.

Для учащихся более слабой подготовки можно для исследования предложить таблицу.

Горные ледники

Покровные ледники

Размеры

Форма

Высота снеговой линии

Скорость движения

Значение

По итогам отчета продолжаем беседу. Примерные вопросы:

  1. С какой скоростью движется ледник? (до 10 км в год ледники Гренландии; 80 м в сутки горные).
  2. Что такое морена? Айсберг?
  3. Какими условными знаками обозначаются горные и покровные ледники на физических картах?
  4. Назовите самый длинный ледник нашей страны. (Ледник Безенги – 17,6 км на Кавказе).
  5. В каких ледниках находится истоки рек?
  6. Возможно ли образование ледников в нашей местности? ( Нет. Только если изменится климат и рельеф).

7.  Что должно измениться, чтобы в нашей местности появились ледники? (Должно стать         холодно или вырасти горы).

8.  Может ли из снега, который выпадает у нас и лежит белым покрывалом на земле, образоваться ледник? (Если лето не наступит).

6.   Значение ледников.

     Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют ледники?

Учащиеся высказывают предположения.

Учитель обобщает ответы:

  • Ледники хранят в себе огромные запасы воды.

Эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара. 

ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

- Представьте о чем может петь айсберг?

  1. Закрепление материала (по вариантам).
  1. Составить рассказ из 5-6 предложений о ледниках Гренландии.

Для составления рассказа используйте опорные слова, не нарушая последовательности: снеговая линия, форма щита, айсберги, 10 км в год.

  1. Составить рассказ о леднике  Кангшунг (Гималаи).

 Для составления рассказа используйте опорные слова, не нарушая последовательности: Гималаи, снеговая линия, 5300 м, пластичность, до 80 м/сутки, форма шапки, морена.

      IY.       Рефлексия.

- Кто считает, что материал усвоил, стал чуть-чуть гляциологом?

- Кто может продолжить фразу: «Я усвоил материал, благодаря тому, что …?»

- Кто может  продолжить фразу: «Я не очень хорошо усвоил материал, потому что …?»

      Y.        Домашнее задание на выбор:

  • Придумать 2 задачи: об образовании горного ледника, покровного ледника.
  • Заполнить таблицу об отличиях горного и покровного ледников.
  • Составить рассказ «Я – айсберг».

Всем читать § 32 учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Урок 57 учебник О.В. Крылова.

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....