Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Голвачева Екатерина Александровна

Рабочая программа по географии для 5 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы И.И. Бариновой и коллектива авторов «География. Рабочие программы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 5 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы И.И. Бариновой и коллектива авторов «География. Рабочие программы»», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25», учебному плану МБОУ «СШ№25». На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Согласно федеральному перечню учебников курс изучается по учебнику: И.И..Бариновой География. Начальный курс. 5 кл., И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М., Дрофа, 2016.

Общие цели учебного предмета.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

• познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

• понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

• формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Задачи на учебный год        

  • освоение знаний о географии, как науки; великих географических открытиях; месте Земли во Вселенной; природе Земли.
  • овладение умениями применять географические знания для объяснения процессов и явлений происходящих на Земле; работать с учебником, атласом и контурной картой.
  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в них процессах; размещении природных и социально-экономических объектах; понимание воздействия человека на состояние природы.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
  • обеспечить процент качества на 2% выше годового показателя предыдущего учебного года, обеспечить участие 2-х обучающихся в НПК, обеспечить занятость обучающихся в проектной деятельности не ниже 20%, повысить использование ИКТ на 10 процентов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №25» для основного общего образования география в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии. Содержание курса географии в основной школе является базой  в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

УМК.

Учебник Баринова И.И., География. Начальный курс. 5 кл.: учебник/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2016.

Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешаковой, Н.И. Сонина География. Начальный курс. Авторы И.И.Баринова, Т.А. Карташева.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ – 1 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) 

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов

географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях

и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Тема 1.Что изучает география (5 часов)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География - древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно- исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • Специфику географии как науки;
  • Специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • Отличительные особенности географических методов исследования;
  • Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Тема 2. Как люди открывали Землю (4 часа)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:

Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей.
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • Причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • Маршруты путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий,обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 3 «Земля во Вселенной» (8часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звёзд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин

Тема 4 «Виды изображений поверхности Земли» (3 часа)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности - величайшие изображения человечества.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • Особенности формы и размеров Земли;
  • Свойства географической карты и плана местности;
  • Географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

  • Отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • Направление на карте и плане;
  • Стороны горизонта.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности.
  2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 5. Природа Земли (9 часов)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

— \

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли - сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • Особенности оболочек Земли;
  • Специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • Отличия природных объектов;
  • Отличия оболочек Земли.

Практические работы:

1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Повторение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

кол-во уроков

Что изучает география

5

Как люди открывали Землю

4

Земля во Вселенной

8

Виды изображений поверхности Земли

3

Природа Земли

9

Повторение.

1

Контрольные работы

4

Резервный урок

1

итого

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Тематический план предусматривает 35 часов, в объеме 1 час в неделю.

Количество часов для проведения экскурсий –0 часов.

Количество часов для проведения контрольных работ–4 часа

Продолжительность контрольной работы – 1 урок



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

(35 часов, 1 час в неделю)

№п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы текущего контроля

Дата (план)

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. Что изучает география

1

1.1

Мир, в котором мы живём

1

ФО, составление и заполнение схемы

6.09

2

1.2

Науки о природе

1

Составление и заполнение таблицы

13.09

3

1.3

География – наука о Земле

1

ФО

20.09

4

1.4

Методы географических исследований

1

Индивидуальные задания

27.09

5

1.5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

Тест

4.10

Раздел II. Как люди открывали Землю

6

2.1

Географические открытия древности и Средневековья

1

Практическая работа

11.10

7

2.2

Важнейшие географические открытия

1

Практическая работа

18.10

8

Контрольная работа за 1 четверть

1

Тестирование

25.10

9

2.3

Открытия русских путешественников

1

Индивидуальные задания

1.11

10

2.4

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

Тест

15.11

Раздел III. Земля во Вселенной

11

3.1

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

ФО

22.11

12

3.2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Составление и заполнение таблицы

29.11

13

3.3

Соседи Солнца

1

Индивидуальные задания

6.12

14

3.4

Планеты гиганты и маленький Плутон

1

Индивидуальные задания

13.12

15

Контрольная работа за 2 четверть

1

Тестирование

20.12

16

3.5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Индивидуальные задания

27.12

17

3.6

Мир звёзд

1

ФО, тест

18

3.7

Уникальная планета – Земля

1

ФО

19

3.8

Современные исследования космоса

1

Индивидуальные задания

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли

20

4.1

Стороны горизонта.

1

ФО, тест

21

4.2

Ориентирование

1

Индивидуальные задания

22

4.3

План местности и географическая карта

1

Практическая работа

Раздел V. Природа Земли

23

5.1

Как возникла Земля

1

Индивидуальные задания

24

Контрольная работа за 3-ю четверть

1

Тестирование

25

5.2

Внутреннее строение Земли

1

ФО, заполнение таблицы

26

5.3

Землетрясения и вулканы

1

Индивидуальные задания

27

5.4

Путешествия по материкам

1

Индивидуальные задания

28

5.5

Вода на Земле

1

ФО, индивидуальные задания

29

5.6

Воздушная одежда Земли

1

ФО, ндивидуальные задания

30

5.7

Живая оболочка Земли

1

ФО, ндивидуальные задания

31

5.8

Почва  - особое природное тело

1

ФО, ндивидуальные задания

32

5.9

Человек и природа

1

Индивидуальные задания

33

Повторение

1

ФО

34

Контрольная работа за год

1

Тестирование

35

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...