работа с текстом на уроках географии
статья по географии на тему

Ахмадулина Нина Владиславовна

анализ работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_geografii.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ахмадулина Н.В.

МБОУ «Уринская средняя

общеобразовательная школа»

Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности в рамках реализации требований ФГОС ООО

          Кто не читает, тот мало знает. Кто перестает читать, тот плохо мыслит, а тот, кто плохо говорит, плохо думает. Древняя мудрость.

         Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйственной деятельности своей республики, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила о поведении в природе.

          Когда я пришла работать в школу учителем географии после своего прежнего места работы – детским библиотекарем, я вдруг обнаружила, что дети не умеют читать текст учебника. Плохо воспринимают прочитанное, не выполняют домашних заданий, не отвечают развернуто на поставленные вопросы и т.д.

         Поэтому я сразу начала использовать в своей практике различные приемы, формы работы с текстом.

         Конечно, уроки географии всегда воспринимаются учащимися как увлекательное путешествие в различные уголки нашей планеты, и кроме учебника на уроке используются разные виды географической информации : карты, таблицы, рисунки, видеофильмы и т.д. Но несмотря на современные носители информации, для современных школьников  основным источником получения знаний остаётся учебник.  Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме : текстовые ( основной, пояснительный и дополнительный) и внетекстовые  (система вопросов и ответов, таблицы, схемы, текстовые карты, диаграммы, рисунки и т.д).

         Работа с текстами учебников не новое, но и не забытое старое. Когда учащиеся умеют работать с текстами учебников, им легче ориентироваться в информационном потоке, они умеют выделить главную мысль, ответить на сопутствующие вопросы. Это важно не только на уроках географии, но и на любом другом предмете, обычно такой ребенок успешен в учебе.

В основе федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего образования, лежит  системно-деятельностный подход. Это значит, что знания  не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности  учеников,  организованной  учителем.

          В  ФГОС предъявляются определённые требования к предметным и метапредметным результатам учащихся:

  • умение работать с различными источниками географической информации;
  • умение выделять,  описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и   явлений;
  • способности  к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

         В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться.  А именно на материалах учебника, а  основа любого учебника – это текст. Как я уже и говорила выше.

         При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие:

знакомство с учебником;

обучение приемам работы с ним;

этапность в обучении приемам работы;

обучение приемам работы с различными компонентами учебной книги (с каждым в отдельности и в сочетании).

       Первым и наиболее важным приемом работы с текстом на уроке географии является «выделение главного», когда учащиеся читают текст, выделяя главную мысль, затем пересказывают текст не теряя основную мысль.

Второй прием который можно выделить – это составление вопросов к прочтенному тексту. Этот прием хорош при работе а парах, группах.

       Два года назад, когда ФГОС обосновался в ООО, я столкнулась с проблемой- пятиклашки активно пытались в начале урока сразу сформулировать тему нового урока, но делали они это не совсем корректно, кто-то начинал гадать, кто-то просто подглядывал в учебник. И я придумала такой прием: на слайд вывожу небольшой фрагмент текста из новой темы и после прочтения оного, учащиеся практически один в один формулируют тему урока, определяют цели и ставят перед собой задачи на данном уроке. Данный прием очень мотивирует учащихся, на изучение новой темы.

       На уроках географии не обойтись без новых понятий. И с этим мы справляемся без проблем, чтоб выучить определения понятий, некоторым учащимся бывает очень сложно, но у нас есть помощник- это географический словарик, который дети начинают вести с пятого класса и до одиннадцатого. У нашего словаря много плюсов и мало минусов. Во- первых выписывая определение понятия из учебника , учащиеся его лучше запоминают, во- вторых отвечая на уроке, или когда пишем географический диктант, мы имеем право им воспользоваться, но и один минус- каждый имеет право пользоваться только своим словарем, словарь соседа только снижает балл и это правило дети знают с пятого класса. Заполнять  словарь учащиеся могут самостоятельно, дома, чтобы время на уроке не терять.

       Очень эффективен прием – это работа с планом на уроке. Например : Составьте характеристику описания океана. Готовые планы обычно даны в конце учебника в приложениях. И по пунктам, учащиеся самостоятельно изучая текст учебника, карты атласа составляют характеристику океана или других географических обьектов.

         Еще один прием- составление таблиц. Это бывает очень интересно, когда помимо тетради учащиеся работают у доски по очереди заполняя графы таблицы. Таблицы мы учимся заполнять с пятого класса, и многие в старших классах при выполнении домашних заданий просто составляют конспекты –таблицы по пройденной теме. И будучи студентами говорят что этот прием им очень помогает воспринимать большие тексты учебников. Приятно.

          Аналогично такой прием можно использовать при составлении схем к пройденной теме, или нескольких тем. Обычно это очень оживляет урок, каждый хочет представить свою схему по прочтенному тексту. И класс выбирает лучшую, а ученик получает естественно положительную отметку.

        Очень любят ребята задания, когда нужно вставить пропущенные слова, или найти ошибки в тексте, дополнить предложения. Этим приемом я обычно пользуюсь в нале урока при проверке домашнего задания, или выдаю карточки с такими заданиями каждому индивидуально.

          В рабочих тетрадях по географии таких заданий достаточно, но ребята любят именно отдельные карточки, и когда устраивают взаимопроверку, очень довольны, когда находят ошибки у соседа.

          Составление ребусов, кроссвордов  это тоже один из приемов работы с текстом учебника. Обычно учащиеся получают это задание на дом. И на следующем уроке это упрощает проверку домашнего задания, нужно просто решить кроссворд, или разгадать ребус по терминам и понятиям предыдущей темы – увлекательно и закрепляет определения понятий и терминов.

      А еще, чаще всего в пятом классе, мы придумываем сказки или небольшие рассказы по пройденным темам, например, сказка про Капельку воды - при изучении темы круговорот воды в природе.

       В пятом классе и в начале шестого класса я применяю комментированное чтение, когда дети читают вслух , а я как учитель поясняю непонятные слова, предложения, затем дети по данному тексту составляют план. В старших классах я этот прием не применяю.

      При изучении в 6 классе темы «Океаны», «Моря», при чтении текста я прошу найти данные географические объекты и дома нанести их на контурную карту, таким образом, работа с текстом дополняется графической работой, что тоже способствует усвоению географической информации учащимися.

       Очень мои дети любят кластеры, это когда в центре пишется ключевое слово, а от него отходят лучики, при этом все слова логически между собой связаны. Такие кластеры удобно применять при изучении материков, стран.

        Хочу отметить также значимость внетекстовых компонентов при изучении географии. Это например, система вопросов и заданий.

        Выполнение их опирается на разные источники знаний: текст. карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы и профили.

       В учебниках географии очень разнообразны содержание и формы иллюстраций. Большая часть представлена картографическими иллюстрациями. Это тематические и комплексные карты, картосхемы, картограммы, оригинальные карты на форзацах учебника. Работа с ними позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, осуществлять деятельностный подход к организации учебного процесса.

Используя их мы пишем топографические диктанты.

       В наш век человеку трудно выжить без научных географических знаний, без правильного понимания, восприятия и интерпретации разнообразной социальной, экономической и политической информации. Чтобы  не отстать от быстроменяющейся ситуации, человеку необходимо обращаться к книге или к электронным носителям информации, в которых также приходится работать в основном  с текстовой информацией.  Из книг  он черпает знания, находит, читает в справочниках и применяет нужную информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, формул. Умения и навыки работы с книгой человек должен приобрести в школе. Учитель, который видит своё назначение о том, чтобы создать условия конкретному ребёнку для свободного саморазвития, рано или поздно осознаёт в числе прочих такую проблему: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника».  Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником географии на каждом уроке и дома. Умения и навыки работы с книгой впоследствии  призваны помочь каждому ребёнку в успешном  самообразовании.

       Учебник географии - это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т.д.

       Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения.

        Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания. При изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения: изучать природу на местности и объяснять её особенности, обрабатывать собранные материалы, составлять описания; определять географическое положение объектов. Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы (способы) работы с текстом учебника. Построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам сознательно усваивать новые знания.

        Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников. Необходимо систематически использовать учебник на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать со всеми элементами учебника, и использовать учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.

Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения....

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"

С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии

Использование различных приемов работы с текстом на уроках географии...

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии

Сообщение на заседании РМО учителей географии...

повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом. на уроке географии

Задачи: Образовательные:         Находить нужную информацию в незнакомом тексте, применять географические знания в новой ситуации, продолжить формирование ...