Мировой океан
видеоурок по географии (5 класс) на тему

charitonovaia@gmail.com

Ролевая игра.- вид урокаю

Тип урока- открытие  новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_mirovoy_okean_i_ego_chasti.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

Тема итоговой работы: «Методическая разработка плана-конспекта

урока с использованием техники формирующего оценивания

Аннотация.

Открытый урок был проведен  в рамках «Декады открытых уроков» учителем географии МОАУ «СОШ№2» г. Ясный Харитоновой И. А. Разработка урока представлена на общероссийский проект  Школа цифрового века 2016/17 учебный год по теме «Техника формирующего оценивания»

Тема. Мировой океан и его части

Цель и основные задачи.

Формирование  представлений о Мировом океане и его составных частях, как непрерывном водном пространстве

- образовательные: познакомиться с особенностями вод Мирового океана и его составными частями;

- развивающие: способность мыслить, делать выводы, умения работать с тестами, составлять карту понятий.  работать в парах, группах;

- воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного  отношению к предмету география.

Класс. 5 (11-12 лет)

План урока

1.Орг.  момент  (1 мин)

Обращение к ребятам со словами  приветствия ( хоровое проговаривание)

«Здравствуй география, ты познанья свет,

ты ведь биография лучшей из планет.

Если б  не было тебя,  ничего не знал бы я.

Я не знал бы  островов, сельвы, стран и городов

Рек морей, озер и гор и тебя родной простор

        Проверка  наличия учебных принадлежностей,  пожелания продуктивной работы

2.Изучение нового материала  (25 мин)

1)Актуализация знаний.

Слайд .1 Гидросфера

Учитель

Вопросы.  Вам знакомо слово «гидросфера»? Как вы думаете,  что оно  означает?

Откройте  атлас  на с. 29. Зачитайте определение понятия

Проанализируйте  диаграмму 

1) Что включает в себя  гидросфера?

2) Что является основной частью гидросферы?

Учитель. Ребята отгадайте загадку,  в   отгадке  и  будет тема урока

Слайд 2    Загадка  « В  сто морей тот  великан, а зовется …..  

 ( океан)

2)Мотивация

Слайд 3. Тема урока.  Мировой океан и его части

Учитель. Задает вопросы:

Что вы знаете об океане  из курса Окружающий мир?

Что хотели бы узнать?

Учитель. Давайте сформулируем цель и задачи урока

Целеполагание .с  обучающимися ( высказывания учащихся)

Слайд. 4   Цель  и задачи  урока

Цель.
Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Задачи урока

  • изучить с особенностями вод Мирового океана и его основные  части;
  • познакомиться с основными понятиями темы;
  • продолжить формировать умение работать с источниками информации, контурной   картой. и  атласом

Вопрос:   Что нам необходимо для достижения цели и задач урока?

( учебники, атласы, рабочие  печатные тетради)

 Наш урок будет проходить в два этапа.- теоретический  и практический

1 этап теоретический

Слайд 5.  Планета в космосе

3)  Вводное слово учителя  ( 1 мин)

 Мировой океан - это самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли, что составляет 361 млн. км². Для сравнения: площадь нашей страны. А она самая большая страна мира равна всего  – 17,1 млн. км². Используя знания по математике определите: во сколько раз Океан больше  нашей страны. ( ответы учащихся)

4) Работа с текстом

Откройте  учебники  на с. 99. Работаем   с  текстом «Вода в океане»

Учитель. Какие вопросы,  на  с 10, можно  задать  к данному тексту и получить исчерпывающий  ответ?

( № 1,2 из рубрики сложные вопросы)

А теперь подумайте и ответьте на вопросы

  1. О  каких свойствах океана идет речь

в  данном тексте? ( соленость, движение, температура)

  1. На  какие две группы можно разделить течения.  ( теплые и холодные).   Какой информацией вы пользовались?  (рис 54 картосхема в учебнике)
  2. Какой признак положен в основу деления  ( температура)

Слайд 6.   Таблица

Учитель. Откройте свои рабочие тетради на с. 74  задание 8 (3 мин)

Установите соответствие между видом движения воды в Мировом океане и его причиной.

Давайте проверим.  Поднимите руки, кто правильно выполнил задание.

Учитель.  Мы изучили  свойства океана. Давайте  познакомимся с частями океана в тексте на с. 101 учебника  «Моря, заливы, проливы»

Слайд 7,8,9     Моря, заливы, проливы

  1. Что такое море?

2)  Что такое залив?

3)  Что называется проливом?

 Слайд 10. Таблица. Самостоятельная работа. Задание 1. Заполнение таблицы на основе текста с. 100  «Океаны»  (10 мин). Во время работы с текстом подумайте над  проблемным вопросом.

особенности

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

Величина

максимальная глубина

омываемые материки

 Проблемные вопросы.  (записаны на доске)

Слайд 11. Проблемный вопрос

Учитель  задает вопросы

1.Имеет ли границы Мировой океан

 3.Нужно ли выделять пятый Южный океан?

Нужно ли выделять пятый Южный океан? Назовите аргументы «за» и «против»  (Первый вариант «за»,  второй «против»)

Дискуссия ( примерные ответы)

За - очень холодный, вокруг Антарктиды… течение вокруг Земли холодное отделяет..

Против – нет границ, соединяется с другими океанами…

А что думают по этому поводу ученые? Зачитайте предложение из текста

2 этап практический

Учитель. Теперь, когда мы изучили свойства океана и его части мы смело  можем отправляться   в   путешествие    по Мировому океану. В  составе,  чьей экспедиции, мы отправимся в кругосветное путешествие? ( Ф. Магеллана,  И. Крузенштерна  и  Ю. Лисянского,

Ф. Белинсгаузена  и  М. Лазарева.  Какими качествами должны обладать путешественники? ( выносливыми, сильными, знающими географию, умеющими читать карту, определять стороны горизонта-румбы, надежными), 

Слайд12      По морям по волнам Музыкальная физминутка  (1 мин)

Практическая  работа на контурных картах с 4-5  с атласом ( работают в парах: лоцман  и  капитан)  (10 мин)

 Учитель. Фрегаты к путешествию готовы?  Мы будем заполнять лоцию Лоция в переводе с голландского – вести корабль.  По морскому словарю - описание морского водоема и руководство для плавания  Вдоль берегов нашей страны  отправляемся из порта Санкт-Петербурга, а закончим путешествие в порту Петропавловск-Камчатский .  ( работают  на контурных картах: прокладывают маршрут, подписывают моря  в которые заходили

Учитель.  ( по стенной карте  ученики одной пары, быстрее всех закончивших работу , показывают маршрут

3. Закрепление  Слайд 13

 Составление Карты понятий.

Инструктаж. Выпишите все ключевые слова,  данные в конце параграфа. Сверху листа напишите наиболее  общее или наиболее важное и возьмите его в рамку. Как примерно показано на слайде. Работать при этом лучше карандашом С помощью стрелок ( линков) связать пару за парой и подписать их. Важно построить несколько иерархических уровней Нужно построить связи между понятиями находящимися в одной части карты и понятиями , расположенными в других ее частях Предлагаю внести в карту, как можно больше дополнительных понятий. Которые сделают ее уникальной. значимой и полезной лично для них..Помарки не имеют значения, карту можно дорисовывать столько, сколько каждый  хочет. Карта понятий - это самостоятельная форма представления собственных знаний и понимания предмета Карта позволяет кратко и концентрированно представить основное содержание многих страниц учебника

5. Техника формирующего оценивания  (описание техники)

В  начальном курсе Введения в географию. Закладывается  основа географических знаний, формируются многие географические понятия, поэтому, для 5-ти  классников  очень важно научиться выделять главное.  Я считаю  интересной  и использую  методику « Карта понятий», опирающуюся на  критериальное  оценивание. Карта понятий позволяет оценить, как хорошо обучающиеся могут видеть общую картину предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал «Карта понятий»-это диаграмма состоящая из узловых точек( каждая из которых помечена  определенным  связанных прямыми линиями, которые также помечены Узловые точки -понятия  расположены на разных иерархических уровнях соответствующих движению от наиболее общих,  к  конкретным специальным понятиям. Карта понятий представляет собой  двухмерную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки, они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятий в направлении от общего к частному.  Карту может составлять ученик самостоятельно ,  в паре  или в группе, она может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков.  Цели использования данной методики в целях обучения:

- изучения терминов, фактов и понятий конкретного предмета;

-организация информации в точные категории;

-синтез и интеграция информации. Понятий, идей;

- видение широкой панорамы и связей между отдельными понятиями;

- развитие креативного  мышления в конкретном предмете;

- расширение возможностей долговременной памяти и усвоения новых знаний;

-развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;

-эффективное использование графических иллюстраций

Рассматривая карту  от вершины к основанию преподаватель может:

1)проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее  у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей

6. Анализ эффективности применения техники формирующего оценивания

  •  Поставленная цель   - «Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях , как непрерывном водном пространстве» была достигнута.

Ученики составили первую часть «Карты понятий». Были зафиксированы наиболее важные понятия

  • Ученики работали в группах, что способствовало обмену  и взаимному обогащению идеями. Работа в группах дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции
  •  Затруднения вызвали линки. Не были прописаны связи между понятиями.
  • Ученикам понравилась робота по этой методике. Свою работу на уроке они оценили на «хорошо» и «отлично»
  •  На уроке были использованы разные виды работ» работа с текстом, преобразование текстового материала в табличный, работа с картами атласа и контурными картами, дискуссия, задание на  установление  причины и следствия, оставление «Карты понятий».  При использовании этой методике выделять больше времени на этот этап урока

Мы продолжим заполнять карту на следующем уроке при изучении темы «Значение Мирового океана»                                                        

4 .Домашнее задание

§ 19 , вопросы   в печатной тетради задание 9. Тематический практикум 1, 2 с 75. тест в ТПО. Презентации о природе океанов,,.

5. Рефлексия

-  Что  узнали на уроке?

 - Чему научились?

-  Какие  задания вызвали затруднения?

-  Какую оценку за урок поставите себе, почему?

Релаксация ( шум моря)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация

Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....