Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Михин Александр Алексеевич

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);

- примерной программой по географии основного, общего образования;

-   авторской программой«География России» 8 – 9 классы. Авторы  И.И. Баринова, В.П.Дронов.

- основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;

- учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 учебный  год;

- положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;

- перечнем учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;

- требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Изучение географии в 8 классе направленно на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об

окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»

международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии

для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять

географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе

наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного

приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими

народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в

повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в

ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному

оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи раздела «География - 8»:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение

географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд

специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

—познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

—сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения

нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания

родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с

требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при

работе на уроке.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,

взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую

зональность и поясность;

• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между

географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных

регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства

Российской Федерации; особенности ее природы;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,

региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от

стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения

географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности

природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к

условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе

разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;

географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

• ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного

содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за

отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в

результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения

комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с

помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее

использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных

стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных

источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание предмета (70 ч).

Введение. (1 ч.)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.

Пространства России. (6 ч.)

Границы России. Государственные границы России, их виды. Моря , омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России. (26 ч.)

Рельеф.  (6 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические условия. (6 ч.)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. (6 ч.)

Виды вод суши на территории страны.

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почвы и почвенные ресурсы. (6 ч.)

Почва - особый компонент природы. Факторы

образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. (3ч.)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел II. Природные комплексы России. (25 ч.)

Природные районирование.  (7 ч.)

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Памятники всемирного природного наследия.

Природа регионов России. (18 ч.)

Особенности природных, климатических условия, рельефа, внутренних вод, растительного и животного мира природных регионов России: Русская равнина, Северный Кавказ, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

География Воронежской области. (8 ч.)

Человек и природа. (3 ч.)

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

Используемый УМК:

1.        И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

2.        И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

Литература для учителя:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.:

   Дрофа, 2009.

5. Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.:

   Дрофа, 2009.

6. География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

7. Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

8. Лисенкова Г.Я. -Разноуровневыепрактич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.

9. Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград:

     Учитель, 2009.

10. Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

11. Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

12.Интернет – ресурсы.

Литература для обучающихся:

  1. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  2.         Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  3.  Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  4.   Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Календарно – тематическое планирование (Приложение).

урока

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Домашнее

задание

             Дата

  План

 Факт

Введение. (1 час)

1.

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний.

1

с.3 – 4.

Пространства России. (6 часов)

2.

Географическое положение России.

1

П.р. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

§1, стр.5-13.

3.

Моря, омывающие территорию России.

  1

§2, стр.13-20.

4 – 5.

Различия во времени на территории России.

2

П.р. Решение задач на определение времени в разных городах

§3, стр.20-23.

6 – 7.

Как осваивали и изучали территорию России.

2

 П.р. Составление таблицы « Этапы изучения территории России»

§4, стр.24-29.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. (26 ч.)

Тема 1. Рельеф и недра России. (6 часов)

8.

Особенности рельефа России.

Административная проверочная работа.

1

§4, стр.24-29.

9 – 10.

Геологическое строение территории России.

2

§6,стр.35-40.

11.

Рельефообразующие процессы.

 1

§8,стр.46-52.

12.

Полезные ископаемые России.

1

П.р.  Составление сравнительных характеристик крупных форм рельефа

§7,стр.40-45.

13.

Зачёт по теме «Рельеф и недра Земли».

1

Повторить тему 1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.  (6 часов)

14.

Климатообразующие факторы и формирование климата.

 1

§9,стр.54-56.

15.

Циркуляция воздуха.

1

§9,стр.56-58.

16.

Распределение основных элементов климата на территории России.

1

§9,стр.58-60.

17.

Типы климата.

1

П.р. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

§10,стр.60-68.

18.

Влияние климатических условий на жизнь человека.

 1

 П.р. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

§11,стр.68-70.

19.

Зачёт по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

Повторить тему 2.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)

20.

Внутренние воды России. Речные системы.

 1

§12,стр.72-76.

21.

Описание  речных  систем.

 1

П.р. Описание крупной реки по плану.

§12,стр.76-78.

22.

Озера и болота на территории России.

1

§13,стр.78-80.

23.

Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота.

1

§13,стр.80-82.

24.

Водные ресурсы России.

1

§14,стр.83-86.

25.

Зачёт по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

1

Повторить тему 3.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы. (6 часов)

26.

Образование почв и их разнообразие.

 1

§15,стр.89-92.

27 – 28.

Главные типы почв России. Закономерности их размещения.

2

 П.р. Выявление факторов, определивших своеобразие почв России.

§16,стр.93-95.

29-30.

Земельные и почвенные ресурсы.

2

§17,стр.95-98.

31.

Зачёт по теме «Почвы и почвенные ресурсы».

1

Повторить тему 4.

Тема 5. Растительный и животный мир (3 часа)

32.

Растительный и животный мир России. Природные сообщества.

 1

§18,стр.100-107.

33.

Биологические ресурсы.

1

§19,20,стр.107-114.

34.

Зачёт по теме «Растительный и животный мир».

1

Повторить тему 5.

Раздел II. Природные комплексы России. (25 ч.)

Тема 1. Природное районирование. (7 часов)

35.

Разнообразие природных комплексов России.

1

§21,стр.119-120.

36.

Природные зоны России

 1

§23,стр.123-129.

37.

Леса России.

1

§24,стр.129-132.

38.

Безлесные зоны юга России.

1

П.р. Составление сравнительной характеристики природных зон России.

§25,стр.133-137.

39.

Высотная поясность.

 1

§26,стр.137-141.

40.

Заповедные территории России.

  1

Записи в тетради

41.

Зачёт по теме «Природное районирование».

1

Повторить тему 1.

Тема2. Природа регионов России.  (18 часов)

42.

Физико-географическое районирование России. Русская равнина.

1

§27,стр.143-150.

43.

Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины.

1

§28,стр.150-152.

44.

Природные уникумы и природные богатства Русской равнины.

1

§29,стр.152-161.

45–46.

Северный Кавказ.

2

§30 ,стр.161-169.

47

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

П.р. Характеристика природных комплексов Северного Кавказа.

§31,стр.169-172.

48– 49.

Урал. Своеобразие природы.

2

§32,33,стр.173-183.

50.

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

1

П.р. Составление таблицы «Экологические проблемы Урала, пути их решения».

§34,стр.183-188.

51.

Западно-Сибирская равнина.

1

§35, стр.189-195.

52.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

  1

§36, стр.195-199.

53.

Средняя и Северо – Восточная Сибирь.

1

П.р. Выявление зависимости между природными компонентами на примере одного из природных комплексов.

§37,стр.200-206.

54.

Природные районы Восточной Сибири.

1

§38, стр.206-216.

55.

Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

 1

§39,40, стр.216-225.

56– 57.

Дальний Восток: особенности природы.

2

§41 – 42,стр.226-236.

58.

Природные комплексы Дальнего Востока. Ресурсы и их использование.

1

§43, стр.237-241.

59.

Зачёт по теме «Природа регионов России».

1

Повторить тему 8.

География Воронежской области. (8 часов)

60.

Географическое положение Воронежской области.

1

Стр. 4 - 5

61.

Геологическое строение и рельеф Воронежской области.

1

Стр. 5 – 26.

62.

Климат и внутренние воды  Воронежской области.

  1

Стр. 26 – 41.

63.

Почвы  Воронежской области. Административная проверочная работа.

  1

Стр. 41 – 46.

64.

Растительный и животный мир

Воронежской области.

  1

Стр. 47 – 68.

65.

Природные комплексы Воронежской области.

  1

Стр. 68 – 74.

66.

Природные ресурсы Воронежской области. Их рациональное использование.

  1

Записи в тетради.

67.

Зачёт по теме «География Воронежской области».

  1

Повторить тему.

Раздел III. Человек и природа (3 часа).

68.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

  1

§44,стр.244-250.

69.

Антропогенное  воздействие  на природу.

Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.

  1

П.р. Оформление контурной карты «География охраняемых территорий России».

§45-47,стр.230-253.

70.

Обобщающий урок.

  1

Повторить раздел III.

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...