Календарно-тематическое планирование по предмету " География России. Население и хозяйство", 9 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Стеценко Светлана

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с документом " Рабочая  программа по географии для учащихся 5-9 классов ФГОС"? 2017-2018 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Пояснительная записка

   Календарно-тематическое планирование  для 9 класса составлено на основе:

•        федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  

•        требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования , представленных в ФГОС ООО   второго поколения

•        примерной программы основного общего образования по географии , разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;

•        авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.

                                                      Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство. 9 класс » на этапе основного общего образования в 9–х  классах, из расчета 2-х учебных часов  в неделю, в том числе практических работ- 11.

                                                      Учебно-методический комплекс

9 класс:

В.П.Дронов, В.Я.Ром учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс, М., Дрофа, 2014 г. и последующие стереотипные издания.

И.И.Баринова, В.Я.Ром методическое пособие: География России. 8-9 классы, М., Дрофа, 2015 г.

В.П.Дронов рабочая тетрадь: География России. Население и хозяйство. 9 класс, М., Дрофа, 2014 г.

География России. Население и хозяйство. 9 класс. Видиоуроки “инфоурок “, 2018 г.

Контрольно-измерительные материалы. 9класс, М., Вако,2015г.

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс,

68 часов  (2часа в неделю)

Раздел, тема урока

Дата

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Информационное сопровождение

Тип урока

Контрольно-оценочная деятельность, практические работы

план

факт

Требования к результатам

( предметным и метапредметным)

Учащийся научится:

Учащийся  сможет научиться:

Общая часть курса-37 часов

Место России в мире (5 часов)

1

Место России в мире .Политико-государственное устройство РФ

Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических проблем страны.

проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

№1. Анализ административно- территориального деления России.

2

Географическое положение и границы России

Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России

Называть место России на карте мира, ее расположение.

объяснять место России на материке Евразия.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

№ 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

3

Экономико-географическое , транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны

знать основные типы и виды границ. приводить примеры. Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. показывать границу России и назвать соседние страны.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

4

Государственная территория России

Понятие государственной территории страны, его составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России

понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

5

Обобщение темы “Место России в мире”

Урок  обобщения и контроля знаний.

Контрольная работа №1

Население Российской Федерации (6 часов)

6

Исторические особенности заселения и освоения территории России

Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16—19 вв

знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

 составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

принимать активное участие в  решении коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

7

Численность и естественный прирост населения

Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности

Знать численность населения России, критерии естественного прироста. Уметь определять тип естественного прироста населения.

Видеоуроки-инфоурок

 электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

№3. Составление сравнительной характеристики полово-возрастного состава населения регионов России

8

Национальный состав населения России

Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий

Знать национальный состав России, языковые семьи. Уметь определять по картам атласа и настенным картам регионы проживания народов

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

9

Миграции населения

Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Знать виды миграций по направлениям. Уметь определять вид миграции по описанию.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

№4. Характеристика особенностей миграционного движения населения

10

Городское и сельское население. Расселение населения

Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Знать  типы населения России.

Уметь  определять тип населения по описанию.

Видеоуроки-инфоурок

электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

11

Обобщающий урок по теме "Население Российской Федерации"

Повторение и обобщение знаний по теме «Население России»

Урок контроля знаний и умений.

Контрольная работа.

Контрольная работа №2

Географические особенности экономики России (3 часа)

12

География основных типов экономики на территории России

Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России

Знать основные типы экономики России.

определять тип экономики по данным.

проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

13

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России

Знать основу экономики России.

Уметь обосновать проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Видеоуроки-инфоурок,

электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

14

Россия в современной мировой экономике.

Перспективы развития экономики России

Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе

определять уровень экономики России относительно других стран.

Получат возможность научиться определять место России в мировой экономике.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 часа)

15

Научный комплекс

Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования

анализировать карты, использовать карты атласа для выполнения заданий учителя.

Получат возможность научиться пользоваться планом анализа карты. 

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

Машиностроительный комплекс (3 часа)

16

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа, текст учебника.

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

17

Факторы размещения машиностроения

Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

№5.Определение главных районов размещения

предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения

18

География машиностроения

Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий

 Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

Топливно-энергетический комплекс-ТЭК (4 часа)

19

Роль, значение и проблемы ТЭК

Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК

 работать в коллективе, работать по алгоритму (по плану).

анализировать презентацию.

применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

20

Топливная промышленность:  нефтяная и газовая промышленность

Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопровдов проводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

21

Угольная промышленность

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

№6.Описание угольной базы

22

Электроэнергетика

Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8 часов)

23

Состав и значение комплексов

Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства

работать по алгоритму (по плану), анализировать тематические карты атласа, текст учебника

определять главные районы  размещения предприятий топливно-энергетического комплекса, трудоемкого и металлоемкого машиностроения, черной и цветной металлургии, лесной и химической промышленностей

кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат.

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

24

Металлургический комплекс

Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

25

Факторы размещения предприятий металлургического  комплекса .Черная металлургия

Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

26

Цветная металлургия

Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

27

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

28

Факторы размещения предприятий химической промышленности

Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

29

Лесная промышленность

Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий . География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

30

Обобщающий урок по теме "Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества"

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу.

Видиоуроки-инфоурок

Урок контроля знаний и умений.

Контрольная работа.

Контрольная работа №3

Агропромышленный комплекс (3 часа)

31

Состав и значение АПК

Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура

работать в парах при составлении презентации.

определять основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства;

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

32

Земледелие и животноводство

Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

№7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

33

Пищевая и легкая промышленность

Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

Инфраструктурный комплекс (4 часа)

34

Состав комплекса.

Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий

анализировать схемы, по плану описывать комплекс. 

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

35

Железнодорожный и автомобильный транспорт

Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития

анализировать карты атласа, определять назначение транспорта для страны, описывать транспортную магистраль;

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

№8. Описание транспортной магистрали

36

Водный и другие виды транспорта

Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

 анализировать карты атласа, определять назначение транспорта для страны.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

37

Связь. Сфера обслуживания

Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития

определять значение связи и сфер обслуживания для человека и страны.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

Региональная часть курса- 27 часов

Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

38

Районирование России

Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа

объяснять значение понятий: районирование, экономический район, специализация территории, географическое разделение труда;

определять разные виды районирования.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

№9. Определение разных видов районирования России

Западный макрорегион – Европейская Россия (1 час)

39

Общая характеристика Западного макрорегиона

Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (7 часов)

40

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы

объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализации и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

41

Население и главные черты хозяйства

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

42

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники

выделению границ районов Центральной России.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

43

Географические особенности областей Центрального района

Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Комбинированный урок.

44

Волго-Вятский район

Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

 

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

45

Центрально-Черноземный район

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

46

Северо-Западный район

состав, ЭГП, население.  Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

Европейский Север (3 часа)

47

Географическое положение , природные условия и ресурсы Европейского Севера

   Состав района. ФГП и ЭГП, его влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов.: Кольско-Карельская  и Тимано-Печорская части района. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.  Факторы развития и особенности хозяйства.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации. Географические аспекты основных экономических, экологических, социальных проблем. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны.

объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализации и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

48

Население  Европейского Севера

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

49

Хозяйство

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

№10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг-Северный Кавказ и Крым (3 часа)

50

Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Юга

   Состав района. ФГП и ЭГП, его влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.   Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.  Факторы развития и особенности хозяйства.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации.  Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

 объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализации и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

51

Население  

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

52

Хозяйство

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Урок усвоения новых знаний.

Поволжье (3 часа)

53

Географическое положение , природные условия и ресурсы Поволжья

   Состав района. ФГП и ЭГП, его влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.   Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.  Факторы развития и особенности хозяйства.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации.  Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение,   химическая, нефтяная и газовая, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

.

 применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

54

Население  

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

55

Хозяйство Поволжья

Видеоуроки-инфоурок

Урал (3 часа)

56

Географическое положение, природные ресурсы Урала

Состав района. ФГП и ЭГП, его влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.   Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.  Факторы развития и особенности хозяйства.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации.  Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение,   химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализации и экономические связи;        описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

57

Население Урала

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

58

Хозяйство

Видеоуроки-инфоурок

Карта России, атлас, электронное приложение к учебнику

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов)

59

Общая характеристика Восточного макрорегиона

Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.  Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные  проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих отраслей. Основные перспективы развития.

 работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи.

понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

60

 Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

61

Западная Сибирь

Состав района, его роль в хозяйстве страны. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса основной зоны заселения и зона Севера-два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны:  ресурсная база, география основных отраслей.

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

62

Восточная Сибирь

Состав района, его роль в хозяйстве. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

№11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири                                                                                                                                                    

63

Дальний Восток

Состав района, его роль в хозяйстве. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности:  цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Видеоуроки-инфоурок

Комбинированный урок.

64

Обобщающее повторение

Обобщение и контроль знаний по всему курсу.

Итоговая контрольная работа, №4

География Ленинградской области -4 часа

65

Географическое положение, природные условия и природные ресурсы

 Основные особенности географического положения Ленинградской области. Особенности природы (рельеф и полезная ископаемая, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Экологические проблемы. Охрана природы

 показывать на картах территорию Ленинградской области, знать природные ресурсы, которыми богата Ленинградская область.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

66

Население

Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Сельские населенные пункты.

знать численность населения  области, особенности размещения, национальности на территории области

Видеоуроки-инфоурок

Урок усвоения новых знаний.

67

Промышленность

 Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности.

работать по алгоритму (по плану), анализировать карты атласа.

Интернет-ресурсы

Урок усвоения новых знаний.

68

Сельское хозяйство. Транспорт. Экономические связи.

Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экономические связи. Основные направления и  перспективы развития

Интернет-ресурсы

Комбинированный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.

Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и  В.Я. Рома....

Проверочный тест по географии России «Население и хозяйство» 9 класс за 2-ое полугодие

Проверочный тест по географии России «Население и хозяйство» за 2-ое полугодие. 9 класс....

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии России. Население и хозяйство. 9 класс

Здесь представлена рабочая программа по географии России, население и хозяйство, учебник/ В.П.Дронов, В.Я.Ром для 9 класса с изучением темы "Брянская область"....

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"

Статья на тему "Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса "География России.Население и хозяйство"....