Работа с информацией как один из приёмов системно- деятельностного подхода
презентация к уроку по географии на тему

Современный ученик должен уметь учиться. Он должен знать откуда можно добыть ту или иную информацию. Данная презентация рассказывает что такое информация, на какие виды она делится.  Рассказано и показано какие есть источники информации, показаны приёмы работы с различными источниками информации на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_informatsiey.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информацией как один из приёмов системно- деятельностного подхода Презентацию выполнила учитель географии и экономики ГУ «ЛШ I-III cт. №48» Дронова Елена Ивановна

Слайд 2

Мысль в подарок Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача помочь им раскрыться, развить собственные идеи. Иоганн Генрих Песталоцци

Слайд 3

Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А. Дистервег

Слайд 4

Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией.

Слайд 5

Общепринятого определения информации не существует. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление. Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Что такое информация?

Слайд 6

Информацию можно разделить на виды по различным категориям. по способу восприятия; по форме представления; по назначению; по значению; по форме закрепления; по доступности; по интеллектуальным затратам;

Слайд 7

Виды информации по способу восприятия Зрительная Звуковая Вкусовая Обонятельная Осязательная Получение информации происходит через информационные каналы: Зрительный канал (зрительная информация); Слуховой канал (звуковая информация); Осязательный канал (тактильная информация); Вкусовой канал (вкусовая информация); Обонятельный канал (обонятельная информация).

Слайд 8

Виды информации по форме представления Числовая информация Текстовая информация Графическая информация Звуковая информация Видео информация

Слайд 9

По назначению Информация Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Групповая — содержит специфический набор понятий, которые необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Партнерская - ориентирована на использование узким кругом лиц, имеющих отношение к содержащимся в ней сведениям. Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Слайд 10

По значению Информация Актуальная — информация, ценная в данный момент времени. Достоверная — информация, полученная без искажений. Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена. Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания. Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Слайд 11

В современном мире задачи образования изменились. Главное сейчас - это не только «дать» учащимся определенную сумму знаний, но и научить их самим добывать эти знания и применять их. Основная задача образования - адаптировать учащихся в современном мире, научить их правильно логически мыслить, принимать самостоятельные решения. Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении. Восприятие информации Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации) Запоминание (создание образа) Самооценивание

Слайд 12

Источники информации Основные (для всего учебного процесса) школьный учебник; учебные материалы(словари, справочники, энциклопедии); наглядные пособия. Дополнительные(для отдельных сторон учебного процесса) раздаточный материал; игры; ребусы, шарады, загадки; афоризмы; презентации; видеоматериал.

Слайд 13

Учебники Работа с учебником – обязательный учебный труд школьника Учеников необходимо специально обучать приемам работы со всеми компонентами учебника. Эта работа должна вызывать интерес, желание работать со всеми компонентами. Качество обучения во многом зависит от желания и умения работать с учебником. В современных условиях изменяется роль учителя. Он не информатор учебного материала, а организатор деятельности учащихся. Требования ВГОС к реализации деятельностного подхода Школьников необходимо научить самостоятельно думать: обсуждать, анализировать, сопоставлять, изучать, определять, выявлять, объяснять, систематизировать, обобщать, ставить вопросы, высказывать свое мнение, оценивать, прогнозировать и т.д.

Слайд 14

Приёмы работы с учебником Формирование приёмов работы с учебником Работа по аналогии Выявление закономерностей, установление новых для учащихся прямых и обратных связей

Слайд 15

Географическая карта Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Приемы работы с картой могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.

Слайд 16

Приёмы работы с картой Контур – символ Поиск общего Поиск аналогов Стороны горизонта или Почини цепочку Составь трехзначное число Назови недостающее звено или Смысловые пропорции Робота с контурной картой Задачи с географическим содержанием

Слайд 17

Справочная литература Человек не может знать все, но он должен уметь найти ответ на интересующий его вопрос. Нет человека знающего все обо всем. Различные справочники необходимы каждому из нас – и школьнику, и студенту, и доктору, и ученому. С их помощью можно быстро навести справки по различным вопросам. На уроках я часто использую словари, справочники по экономике. Ученики находят новые для них понятия и термины.

Слайд 18

Художественная литература Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью учитель географии формирует образ территории, развивая у учащихся логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, дают учащимся дополнительный стимул к ее получению, активизируют познавательную деятельность. Из отрывков произведений можно создать различные логические упражнения и использовать их при изучении разных тем.

Слайд 19

Наглядные пособия. Наглядность это одно из условий сознательного усвоения учащимися знаний. Наглядность обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, умений и навыков, содействует развитию речи, памяти, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, формирует полноценного члена общества. «Слово обобщает, а образ конкретизирует», т.е. ученик лучше понимает. Для этого на уроках я применяю различную наглядность в виде схем, таблиц, диаграмм, плакатов. используя для их составления учебную, дополнительную, справочную литературу.

Слайд 20

Дидактические материалы Дидактический материал - вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Раздаточный материал Тесты Статистические данные Задачи Иллюстративные задания Рисунки

Слайд 21

Работа с «сырыми» данными «Сырые» данные – статистическая информация, результаты исследования, конкретные факты из жизни – все шире используются в преподавании экономики. Они делают процесс обучения более интересным. Их использование позволяет выполнить выражаемые многими школьниками пожелания о том. Чтобы учебный курс приобрел связь с конкретными экономическими ситуациями или решениями.

Слайд 22

Афоризмы Афоризм это миниатюра, притча, история, высказывание, которые, воздействуя на человека, запечатлевают в нем сильный, яркий, многозначно емкий след. Афоризмы могут быть использованы в дискуссиях, дебатах, семинарах по экономике или как информация к размышлению. Меньше сырья, больше ума. (Девиз итальянской школы менеджмента). Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. (П. Дракер). Производительность труда – это, прежде всего, настрой души, то есть отношение к порученному делу. (Из конференции представителей центров производительности в Риме). Легче подавить в себе первое желание, чем удовлетворить все последующие. (Ф. Ларошфуко). Потребитель потребляет не вещи, а ожидаемые выгоды; не косметику, а сулимые ею чары; не акции фирмы, а доходы от прироста капитала. (Т. Драйзер). Прием на работу – это победа надежды над опытом (Э. Воутилайнен).

Слайд 23

Ребусы, шарады ,, С=Н Первое слово возглас сожаленья. Вторым называют хвойный лес. Без буквы одной это поиск лучшего решенья, Которое приносит пользу тебе. П=Д ,, Н=Л

Слайд 24

Кроссворды 1. Вывоз товара за рубеж. 2. Система экономических отношений, основанная на частной собственности. 3. Равенство спроса и предложения. 4. Обеспечение потребностей в товарах и услугах. 5. Потребность в товарах и услугах. 6. Бизнесмен. 7. Состязательность на рынке. 8. Деньги, полученные от продажи товара. 9. Учреждение, торгующее деньгами.

Слайд 25

Интернет-ресурсы Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке экономики. В целом использование ресурсов Internet позволяет: Сделать уроки более интересными; Наполнить их более современным содержанием; Повышение учебной и познавательной мотивации

Слайд 26

Презентации Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность: - дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; - повысить роль наглядности в учебном процессе; - удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся; - экономит учебное время, нежели при работе у классной доски. С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно: при изучении нового материала, предъявления новой информации; - при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков; - при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков. Компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием можно далеко не для каждой темы и не на каждом занятии. Плюсы презентаций : урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.

Слайд 27

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

Приемы работы с информацией в рамках системно-деятельностного подхода

В рамках системно-деятельностного подхода у современных школьников должны быть сформированы не только умения самостоятельно использовать приобретенные знания, но и должна быть возможность самим ...

Работа с информацией как один из приёмов системно- деятельностного подхода на уроках географии

Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, ...

Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....