Рабочая программа по географии 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом  основного общего образования (ФГОС ООО)  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение.-2011. - (Стандарты второго поколения).

-  Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

- Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_7_klass_polnaya.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка

Саратовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза

 Н. В. Котлова»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        Кулебякина Г. А.

Протокол №____        от

«___» _________        2017 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____        Кузнецова Е. В.

«___» _________        2017 г.

«Утверждаю»

        И. о. директора

_____А. Н. Бодрилов

Приказ №        ______ от

«___» _________        2017 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

           По      географии

      Класс   7

                   

       Количество часов  70            Уровень        базовый

                                                                                                                               

      Учитель   Кулебякина Галина Александровна

      Категория     высшая

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом  основного общего образования (ФГОС ООО)  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение.-2011. - (Стандарты второго поколения).

-  Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

- Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев.

                                                                               

   Рассмотрено на заседании              

                                                                                                    педагогического совета    

                                                                                                протокол № _______от  

                                                                        «____» _________2017 г.

                                             

2017 -  2018 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом  основного общего образования (ФГОС ООО)  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение.-2011. - (Стандарты второго поколения).

-  Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

- Рабочие программы. География 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Школьный предмет география своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета—сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и  явлений, адаптации к  условиям  окружающей  среды  и  обеспечения  безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

 Задачами изучения географии  являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

•  познание  на  конкретных  примерах  многообразия  современного  географического пространства  на  разных  его  уровнях  (от  локального  до  глобального),  что  позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе  его развития,  значения  охраны окружающей  среды  и  рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•  понимание  закономерностей  размещения  населения  и  территориальной  организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

•  выработка  у  обучающихся  понимания  общественной  потребности  в  географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

II. Общая характеристика учебного предмета «География»

Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

 создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;

 усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

 на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

 продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

 развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В курсе «Страноведение» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и двух разделов: «Земля – планета людей», «Океаны, материки и страны».

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.

Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:

культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;

экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;

толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;

Идея системного единства обеспечивает возможность:

проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;

взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;

объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;

актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;

объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;

формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;

усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:

образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;

различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;

традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;

дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 7-го класса и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;

этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;

диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы[1].

III. Место курса географии в базисном учебном плане.

 На изучение географии  в 7 классе отводится  70 ч (2 ч в неделю). Количество практических работ -

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностным результатом обучения   является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-  гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-  осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации);

-  осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-  представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам.

- самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

- преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «физическая география»,«экономическая география», «социальная география», «страноведение», «государство», «колония», «монархия»,

«республика», «унитарное государство», «федеративное государство», «источники географической информации»,  «численность населения», «плотность населения», «языковая семья», «городское и сельское население», «урбанизация», «первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики)», «добывающая и обрабатывающая промышленность», «растениеводство», «животноводство», «сфера услуг»;

- давать характеристику политической карты мира — по масштабу, охвату территории, содержанию;

- находить и показывать по карте различные государства,

- определять пограничные соседние государства;

- приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

- показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;

- находить и подбирать различные источники информации, извлекать нужную информацию;

- показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;

- называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

- давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

- приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности;

- давать характеристику карты «Плотность населения»;

- объяснять расовые отличия разных народов мира;

- приводить примеры различий между разными народами (этносами);

- давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;

- приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

- приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

- называть причины изменений хозяйственной деятельности людей;

- называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.

- называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

- доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

- называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;

- давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;

- показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника;

- показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;

- определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

- называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

- приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

- называть характерные особенности природы материков и океанов;

- давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

- приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

- определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

- давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

- называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия;

- показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

- характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

- объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

- называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

- на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.

V. Содержание учебного предмета «География. Страноведение»

7-й КЛАСС (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Введение (5 ч)

География в современном мире. Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение?

Материки, части света и страны. В чем разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира?

Разнообразие стран современного мира. Как страны различаются по географическому положению и размерам? Как страны различаются по форме государственного правления? Каково государственное устройство разных стран мира?

Урок-практикум№1. Источники страноведческой информации. Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении страноведческого описания фотографии, космические снимки и рисунки?

Урок-практикум№2 (продолжение). Карта — один из основных источников страноведческой информации. Как охарактеризовать по карте географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чем могут рассказать географические названия?

Раздел I. Земля — планета людей (8 ч)

Тема 1. Население мира (5 ч)

Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры?

Численность и размещение населения мира. Сколько человек живет на Земле? Насколько быстро растет население нашей планеты? Как население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету?

Человеческие расы. К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом?

Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы?

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?

Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 ч)

Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон?

Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Как связаны экономики разных стран?

Раздел П. Океаны, материки и страны мира (52ч)

Тема 3. Океаны (6 ч)

Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан?

Атлантический океан — самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек?

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан?

Тихий океан — самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек?

Северный Ледовитый океан — самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком?

Тема 4. Евразия. Общая характеристика(4 ч)

Урок-практикум№3. Евразия. Географическое положение. Почему изучение материков надо начинать с изучения их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии?

Урок-практикум№4.Рельеф Евразии. Почему рельеф Евразии так разнообразен?

Урок-практикум№5.Климат Евразии. Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатические пояса? Чем переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны?

Урок-практикум№6. Внутренние воды и природные зоны Евразии. Как внутренние воды распределены  по  территории Евразии?  Как почвенно-растительные  зоны  распределены  по территории Евразии?

 Тема 5. Европа (12 ч)

Северная Европа. Где находятся страны Северной Европы? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран?

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских островов? Каковы особенности населения и экономики стран, расположенных на Британских островах?

Франция и страны Бенилюкса. Каковы особенности природы Франции? Как живет Франция? Чем эта страна известна в мире? Каковы особенности стран Бенилюкса?

Германия и Альпийские страны. Какова природа Германии? Каковы особенности населения и хозяйства Германии? Каковы особенности природы, населения и хозяйства Альпийских стран?

Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии. Какова природа Польши, Чехии и Словакии? Кто живет в этих странах? Какие страны называют странами Балтии? Какова природа этих стран? Как живут прибалты?

Беларусь, Украина и Молдавия. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто живет в этих странах?

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Какие страны находятся на Пиренейском полуострове? Какова природа стран Пиренейского полуострова? Какими эти страны были раньше? Как различаются природа, население и его хозяйственная деятельность в разных частях Испании и Португалии?

Страны на Апеннинском полуострове. Какова природа Италии? Чем знаменита Италия? Дунайские и Балканские страны. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто населяет Балканские и Дунайские страны?

Россия — самая большая по площади страна мира. Где расположена Россия? Каковы особенности географического положения России?

Природа, население и хозяйство России. Каковы главные особенности природы России? Какими богатствами одарила Россию природа? В  чем особенность населения России? Как различаются географические районы России?

Тема 6. Азия (8 ч)

Закавказье. Где находятся эти страны? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства стран Закавказья?

Юго-Западная Азия. Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? Чем известны страны Юго-Западной Азии? Кто в них живет и чем занимаются эти люди?

Центральная Азия. Где находятся страны Центральной Азии? Почему Центральную Азию называют «краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?

Китай и Монголия. Где находятся эти страны? Каковы главные особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства Китая и Монголии?

Япония и страны на Корейском полуострове. Где находятся эти страны? Каковы особенности природы Японии? Как живут японцы? Каковы особенности природы и населения Корейского полуострова?

Южная Азия. Где находятся страны Южной Азии? В чем заключается разнообразие природы этих стран? Как в Южной Азии живут люди?

Юго-Восточная Азия. Где находится Юго-Восточная Азия? Какова природа этой части Азии? Как в Юго-Восточной Азии живут люди?

Тема 7. Африка (6 ч)

Общая характеристика Африки. Каковы особенности природы Африки? Чем различаются страны Африки?

Северная Африка. Где находятся страны Северной Африки? Что известно о прошлом этих стран? Какие природные районы можно выделить в Северной Африке? Чем различаются занятия населения этих стран?

Западная и Центральная Африка. Каковы размеры этой части Африки? Какова природа расположенных здесь стран? Какие народы проживают на территории Западной и Центральной Африки и чем они занимаются?

Восточная Африка. Где находятся страны Восточной Африки? Какова природа этих стран? Кто населяет страны Восточной Африки? Чем интересен остров Мадагаскар? Южная Африка. Где находятся страны Южной Африки? Каковы особенности природы этих стран? Кто населяет Южную Африку?

 Тема 8. Америка- новый свет(9 ч)

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Каковы особенности природы Северной Америки? Каковы особенности природы Южной Америки?

Канада. Где находится Канада? Какова природа Канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения самого большого в мире острова?

Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Где находятся США? Каково государственное устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США?

Население и хозяйство США. Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут? Какие особенности имеет хозяйство США? Чем различаются районы США?

Центральная Америка и Вест-Индия. Какие страны находятся в Центральной Америке? Что такое Вест-Индия? Каковы природа, население и хозяйство Мексики? Каковы особенности стран Центральной Америки? Каковы особенности многочисленных островов Вест-Индии?

Бразилия. Где находится Бразилия и каковы ее размеры? Какова природа Амазонки? Каковы особенности природы Бразильского плоскогорья? Каковы главные черты населения и хозяйства Бразилии?

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Какие страны называют Андскими? Каковы особенности рельефа Андских стран? Какие природные комплексы сформировались в Андских странах? Каковы особенности населения и хозяйства Андских стран? Чем знамениты Андские страны?

Лаплатские страны. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Каковы отличительные черты населения и хозяйства Лаплатских стран?

Тема 9. Австралия и Океания (4 ч)

Географическое положение и природа Австралии. Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком-заповедником? Австралийский Союз. Когда европейцы узнали об Австралии и заселили ее? Какие особенности характерны для современного населения и хозяйства Австралийского Союза?

Океания. Что такое Океания? Каковы особенности природы и населения Океании? Каковы особенности Меланезии? Каковы особенности Полинезии? Каковы особенности Микронезии? Как образуются коралловые рифы и атоллы?

Тема 10. Полярные области Земли (3 ч)

Полярные области Земли. Что называют полярными областями Земли? Чем похожи и чем различаются Арктика и Антарктика? Что представляет собой сухопутная часть Арктики? Как люди исследовали полярные области Земли?

Антарктика. Каковы природные особенности Антарктики? Чем Антарктида отличается от других материков? Кто живет в Антарктиде?

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений (3 ч)

История изменения природы Земли человеком. Как изменяли природу первобытные люди? Как воздействовало на природу древнее земледелие? Чем различается изменение природы человеком в древности в наши дни? Что происходит в земных оболочках под влиянием деятельности человека?

Изменение человеком природы материков. Почему у взаимоотношений человека и природы на разных материках Земли есть свои особенности? Как человек изменяет природу Евразии и Северной Америки? Как человек изменяет природу Южной Америки? Как человек влияет на природу Африки?

Учебно- тематическое планирование

№п/п

Разделы

Количество часов

Обоснование

Авторская

программа

рабочая      программа      

1.

Введение

5, в т.ч. 2 ур. практикум

5, в т.ч. 2 ур. практикум

2.

Раздел I. Земля — планета людей                                                

8

8

3.

Раздел П. Океаны, материки и страны мира

51, в т. ч. 4 ч. – ур. практикум

52, в т.ч. 4 ч. – ур. практикум

За счет резервного времени

4.

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений.

3

3

5.

Резерв

2

0

6.

Урок рефлексии

0

1

За счет резервного времени

Итого

70, в т.ч. 6 ур. практикумы

70, в т.ч. 6 ур. практикумы

IV. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

7 класс (2 ч в неделю, всего 70 ч.)

№ урока

Тема урока

Виды деятельности ученика

Введение (5 ч)

1 (1)

География в современном виде

Развитие и совершенствование умений: выделять главное, существенные

признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать

суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; объяснять значение понятий и терминов; давать характеристику политической карты мира по масштабу, охвату территории, содержанию; находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства; приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам

и конфигурации территории; находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную

информацию; показывать по карте материки и части света, границу между

Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах

2 (2)

Материки, части света и страны

3 (3)

Разнообразие стран современного мира

4 (4)

Урокпрактикум. Источники страноведческой информации

5 (5)

Урокпрактикум (продолжение).

Карта— один из основных источников страноведческой информации

Раздел I. Земля— планета людей (8 ч)

Тема 1. Население мира (5 ч)

1 (6)

Расселение человека по земному

шару

Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий и

терминов; показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле; называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время; давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице; приводить примеры частей света и стран с разной

плотностью населения, используя карту плотности; давать характеристику

карты «Плотность населения»; объяснять расовые отличия разных народов мира; приводить примеры различий между разными народами (этносами); давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»; приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни; называть

и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте

2 (7)

Численность и размещение населения мира

3 (8)

Человеческие расы

4 (9)

Народы мира

5 (10)

Городское и сельское население.

Крупнейшие города мира

Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 ч)

1 (11)

Возникновение и развитие хозяйства

Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий и терминов; приводить примеры различных видов деятельности людей и

объяснять различия между ними; называть причины изменений хозяйственной деятельности

2 (12)

Современное хозяйство мира

3 (13)

Итоговый урок по разделу «Земля —

планета людей»

Раздел II. Океаны, материки и страны мира (52 ч)

Тема 3. Океаны (6 ч)

1 (14)

Мировой океан и его значение для человечества

Развитие и совершенствование умений: искать и отбирать информацию;

работать с текстом; работать в соответствии с планом; объяснять значение понятий; называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана; доказывать примерами влияние

Мирового океана на жизнь планеты

и людей; называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли; давать описание

и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации; доказывать по карте и на глобусе географические объекты, упоминаемые в тексте учебника

2 (15)

Атлантический океан— самый

молодой и освоенный

3 (16)

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана

4 (17)

Тихий океан— самый большой и глубокий

5 (18)

Северный Ледовитый океан—самый маленький и холодный

6 (19)

Итоговый урок по теме «Океаны»

Тема 4. Евразия. Общая характеристика (4 ч)

1 (20)

Урокпрактикум. Евразия. Географическое положение

Развитие и совершенствование умений: показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя

типовой план; объяснять логику изучения географического положения;

определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка; приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны; называть характерные особенности природы материков и океанов

2 (21)

Урокпрактикум. Рельеф Евразии

3 (22)

Урокпрактикум. Климат Евразии

4 (24)

Урокпрактикум. Внутренние воды

и природные зоны Евразии

Тема 5. Европа (12 ч)

1 (25)

Северная Европа

Развитие и совершенствование умений: показывать по карте отдельные

материки и части света, определять их

географическое положение, используя типовой план; объяснять логику

изучения географического положения; определять и называть факторы,

определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка; приводить примеры, доказывающие

влияние географического положения

на природу материка, крупного региона, страны; называть характерные

особенности природы материков и

океанов; давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах; объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; определять по карте народы, населяющие ту

или иную территорию; давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте

основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах,

а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного

природного и культурного наследия;

показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану

2 (26)

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания, Ирландия)

3 (27)

Франция и страны Бенилюкса

4 (28)

Германия и Альпийский страны

5 (29)

Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии

6 (30)

Беларусь, Украина и Молдавия

7 (31)

Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове

8 (32)

Страны на Апеннинском полуострове

9 (33)

Дунайские и Балканские страны

10 (34)

Россия— самая большая по площади страна мира

11 (35)

Природа, население и хозяйство

России

12 (36)

Итоговое занятие по теме «Европа»

Тема 6. Азия (8 ч)

1 (37)

Закавказье

Развитие и совершенствование умений: давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятель#ность людей в океанах; объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; показывать по карте территорию

отдельных регионов мира, границы ее

по природным объектам, основные

формы рельефа, реки, озера; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану

2 (38)

Юго-Западная Азия

3 (39)

Центральная Азия

4 (40)

Китай и Монголия

5 (41)

Япония и страны на Корейском полуострове

6 (42)

Южная Азия

7 (43)

Юго-Восточная Азия

8 (44)

Итоговый урок по

теме «Азия»

Тема 7. Африка (6 ч)

1 (45)

Общая характеристика Африки

Развитие и совершенствование

умений: показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план; объяснять логику изучения географического положения; определять и называть факторы, определяющие географическое

положение частей света, отдельных

субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка;

приводить примеры, доказывающие

влияние географического положения

на природу материка, крупного региона, страны; называть характерные

особенности природы материков и

океанов; давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах; объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; давать описания характерных географических

объектов, достопримечательностей

отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты

2 (46)

Северная Африка

3 (47)

Западная и Центральная Африка

4 (48)

Восточная Африка

5 (49)

Южная Африка

6 (50)

Итоговый урок

по теме «Африка»

Тема 8. Америка— Новый Свет (9 ч)

1 (51)

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика

Развитие и совершенствование умений: показывать по карте отдельные

материки и части света, определять их

географическое положение, используя

типовой план; объяснять логику

изучения географического положения; определять и называть факторы,

определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка; приводить примеры, доказывающие

влияние географического положения

на природу материка, крупного региона, страны; называть характерные

особенности природы материков и

океанов; давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах; объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; давать описания характерных географических

объектов, достопримечательностей

отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного

наследия; показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

характеризовать береговую линию,

называя географические объекты;

объяснять размещение и плотность

населения, анализируя соответствующие карты; называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану

2 (52)

Канада

3 (53)

Особенности географического положения, государственного устройства и природы США

4 (54)

Население и хозяйство США

5 (55)

Центральная Америка и Вест-Индия

6 (56)

Бразилия

7 (57)

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили

8 (58)

Лаплатские страны

9 (59)

Итоговый урок по теме «Америка—

Новый Свет»

Тема 9. Австралия и Океания (4 ч)

1 (60)

Географическое

положение и природа Австралии

Развитие и совершенствование умений: показывать по карте отдельные

материки и части света, определять их

географическое положение, используя

типовой план; объяснять логику

изучения географического положения; определять и называть факторы,

определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран; называть и показывать регионы и страны материка; приводить примеры, доказывающие

влияние географического положения

на природу материка, крупного региона, страны; называть характерные

особенности природы материков и

океанов; давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа; приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах; объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды; определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию; давать описания характерных географических

объектов, достопримечательностей

отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации; называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия; показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по

природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера; характеризовать береговую линию, называя географические объекты; объяснять размещение и плотность населения,

анализируя соответствующие карты;

называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую

характеристику их природы по типовому плану

2 (61)

Австралийский Союз

3 (62)

Океания

4 (63)

Итоговый урок по теме «Австралия

и Океания»

Тема 10. Полярные области Земли (3 ч)

1 (64)

Полярные области Земли

Развитие и совершенствование умений: показывать по карте отдельные

материки, определять их географическое положение, используя типовой план; приводить примеры влияния географического положения на природу материка; называть характерные особенности природы материков и океанов

2 (65)

Антарктика

3 (66)

Итоговый урок

по разделу «Океаны, материки

и страны мира»

Раздел III. Человек и природа. История взаимоотношений (3 ч)

1 (67)

История изменения природы Земли человеком

Развитие и совершенствование умений: доказывать на конкретных примерах изменение природы под влиянием деятельности человека во времени на различных материках и планете Земля; объяснять значение свойств географической оболочки

и круговорота веществ и энергии

2 (68)

Изменение человеком природы

материков

3 (69)

Итоговый урок

по курсу «География. Страноведение. 7 класс»

70

Урок-рефлексии

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»

Средства обучения.

•  Печатные (учебники и учебные пособия, атласы, контурные карты.)

•  Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

•  Аудиовизуальные, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

•  Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные).

•        Демонстрационный и раздаточный дидактический  материал.

УМК «География. Страноведение. 7 класс»

1. География. Страноведение. 7 класс. Учебник (под ред. О. А. Климановой).

2. География. Страноведение. 7 класс. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова, О. А. Панасенкова).

3. География. Страноведение. 7 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

4. География. Страноведение. 7класс. Электронное приложение.

5. География. Страноведение 7 класс. Атлас.: М.: Дрофа 2014

Дополнительная литература:

1. Атлас мира. Обзорно-географический. –М.: Астрель: АСТ, 2006.

2. Атлас мира для школьников. –М.: Астрель: АСТ, 2009.

3. Большой географический атлас.-М.: Олма-Пресс, 2002

4. Большая энциклопедия природы. –М.:Росмэн, 2008

5. Вулканы: детская энциклопедия. –М.: Махаон, 2006

6. Географические открытия: детская энциклопедия. –М.: Махаон, 2007

7. Горы: детская энциклопедия. –М.: Махаон, 2009

8. Живой мир: энциклопедия. –М.: Росмэн, 2008

9. Земля и Вселенная. –М.: Махаон, 2010

10. В.И. Малов «Великие географические  открытия» –М.: Оникс, 2008

11. Моря и океаны: энциклопедия. –М.: Махаон, 2010

12. В.Б. Пятунин «Проверка и оценка результатов обучения географии: методическое пособие» -М.: Астрель: АСТ, 2003

13. А. Н.Томилин География для детей-М.: АСТ, 2009

14. Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru  – Российское образование

http://www.school.edu.ru/  - Российский образовательный портал

http://edu.rin.ru/  - Наука и образование

http://pedsovet.org/  - Всероссийский Интернет –педсовет

http://zavuch.info  - Завуч. Инфо

http://festival.1september.ru  - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru  - Сеть творческих учителей

http://www.uroki.net/docnach.htm    - Уроки. нет

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher  - Единая коллекция ЦОР

http://www.kinder.ru  - Киндер.ру

http://www.alleng.ru/index.htm  - Мы и образование

http://www.1september.ru/ru  - Первое сентября

http://www.ychitel.com  - Педагогический журнал «Учитель»

http://ru.wikipedia.org/wikihttp://nature.worldstreasure.com  -Чудеса природы

http://www.rgo.ru  -Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm  -Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml  -Национальное географическое  общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html  -Города России

http://learningapps.org/  - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

Набор интерактивных карт по географии

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»:

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

• cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчеты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс 2017-2018 уч. г.

Сроки проведения

Тема урока

Контроль знаний

Материально-техническое обеспечение урока (средства обучения, ЦОР, ЭОР)

Д/з

План

Факт

вид

форма

Введение (5 ч)

01.09

1 (1)География в современном виде

вводный

Вводная

беседа,

ФО

Мультимедийная презентация,  ЭОР http://fcior.edu.ru/card/22364/vrashenie-zemli-vokrug-svoey-osi-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovid.html 

§ 1

06.09

2 (2)Материки, части света и страны

текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 2

08.09

3 (3) Разнообразие стран современного мира

текущий

Устный, групповая работа

Мультимедийная презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 3

13.09

4 (4) Урокпрактикум. Источники страноведческой информации

текущий

Групповая работа

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 4

15.09

5 (5) Урокпрактикум (продолжение).

Карта— один из основных источников страноведческой информации

текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация

§ 5

Раздел I. Земля – планета людей (8 ч)

Тема 1. Население мира (5 ч)

20.09

1 (6) Расселение человека по земному

шару

Вводный

Фронтальный

Мультимедийная презентация, http://www.rgo.ru

§ 6

22.09

2 (7) Численность и размещение населения мира

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, http://www.rgo.ru

§ 7

27.09

3 (8) Человеческие расы

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 8, презентация

29.09

4 (9) Народы мира

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация,

§ 9, презентация

04.10

5 (10) Городское и сельское население.

Крупнейшие города мира

Текущий

Тестирование

Мультимедийная презентация, http://learningapps.org/

§ 10, презентация

Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 ч)

06.10

1 (11) Возникновение и развитие хозяйства

Текущий

Фронтальный

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 11

11.10

2 (12) Современное хозяйство мира

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация

§ 6-12

13.10

3 (13) Итоговый урок по разделу «Земля —

планета людей»

Тематический

Тестирование

Раздел II. Океаны, материки и страны мира (52 ч)

Тема 3. Океаны (6 ч)

18.10

1 (14) Мировой океан и его значение для человечества

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

§ 13, подготовка проекта

20.10

2 (15) Атлантический океан— самый

молодой и освоенный

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Мировой океан»

§ 14

25.10

3 (16) Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Мировой океан»

§ 15

28.10

4 (17) Тихий океан— самый большой и глубокий

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Мировой океан»

§ 16

08.11

5 (18) Северный Ледовитый океан—самый маленький и холодный

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Мировой океан»

§ 17-13

10.11

6 (19) Итоговый урок по теме «Океаны»

Тематический

Индивидуальное задание

Защита проектов

Тема 4. Евразия. Общая характеристика (4 ч)

15.11

1 (20) Урокпрактикум. Евразия. Географическое положение

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта Евразии»

§ 18

17.11

2 (21) Урокпрактикум. Рельеф Евразии

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта Евразии»

§ 19

22.11

3 (22) Урокпрактикум. Климат Евразии

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Климатическая карта Евразии»

§ 20

24.11

4 (23) Урокпрактикум. Внутренние воды

и природные зоны Евразии

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта Евразии»

§ 21

Тема 5. Европа (12 ч)

29.11

1 (24) Северная Европа

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 22, подготовка проектов

01.12

2 (25) Средняя Европа. Британские острова (Великобритания, Ирландия)

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 23

06.12

3 (26) Франция и страны Бенилюкса

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 24

08.12

4 (27) Германия и Альпийский страны

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 25

13.12

5 (28) Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 26

15.12

6 (29) Беларусь, Украина и Молдавия

Текущий

Индивидуальное задание

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 27

20.12

7 (30) Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 28

22.12

8 (31) Страны на Апеннинском полуострове

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 29

10.01

9 (32) Дунайские и Балканские страны

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 30

12.01

10 (33) Россия— самая большая по площади страна мира

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта России»

§ 31

17.01

11 (34) Природа, население и хозяйство

России

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация

§ 32-22

19.01

12 (35) Итоговое занятие по теме «Европа»

Тематический

Провер работа

Тема 6. Азия (8 ч)

24.01

1 (36) Закавказье

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 33, подготовка проектов

26.01

2 (37) Юго-Западная Азия

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 34

31.01

3 (38) Центральная Азия

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 35

02.02

4 (39) Китай и Монголия

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 36

07.02

5 (40) Япония и страны на Корейском полуострове

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 37

09.02

6 (41) Южная Азия

Текущий

Индивидуальное задание

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 38

14.02

7 (42) Юго-Восточная Азия

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 39-33

16.02

8 (43) Итоговый урок по

теме «Азия»

Тематический

Провер. работа

Тема 7. Африка (6 ч)

21.02

1 (44) Общая характеристика Африки

Вводный

Индивидуальное задание

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта Африки»

§ 40, подготовка проектов

23.02

2 (45) Северная Африка

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 41

28.02

3 (46) Западная и Центральная Африка

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 42

02.03

4 (47) Восточная Африка

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 43

07.03

5 (48) Южная Африка

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 44-40

09.03

6 (49) Итоговый урок

по теме «Африка»

Тематический

Защита проектов

Тема 8. Америка— Новый Свет (9 ч)

14.03

1 (50) Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика

Вводный

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта мира»

§ 45, подготовка проектов

16.03

2 (51) Канада

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 46

21.03

3 (52) Особенности географического положения, государственного устройства и природы США

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 47

23.03

4 (53) Население и хозяйство США

Текущий

Индивидуальное задание

Мультимедийная презентация

§ 48

04.04

5 (54) Центральная Америка и Вест-Индия

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 49

06.04

6 (55) Бразилия

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 50

11.04

7 (56) Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 51

13.04

8 (57) Лаплатские страны

Текущий

Индивидуальный, групповая работа.

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 52-45

18.04

9 (58) Итоговый урок по теме «Америка—

Новый Свет»

Тематический

Защита проектов

Тема 9. Австралия и Океания (4 ч)

20.04

1 (59) Географическое

положение и природа Австралии

Вводный

Индивидуальное задание

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта мира»

§ 53

25.04

2 (60) Австралийский Союз

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 54

27.04

3 (61) Океания

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Политическая карта мира»

§ 55-53

02.05

4 (62) Итоговый урок по теме «Австралия

и Океания»

Тематический

Тестирование

Тема 10. Полярные области Земли (3 ч)

04.05

1 (63) Полярные области Земли

Вводный

Фронтальный

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Физическая карта мира»

§ 56

11.05

2 (64) Антарктика

Текущий

Групповая работа

Мультимедийная презентация, интерактивная карта «Антарктида»

§ 57

16.05

3 (65) Итоговый урок

по разделу «Океаны, материки

и страны мира»

Тематический

Тестирование

Раздел III. Человек и природа. История взаимоотношений (3 ч)

18.05

1 (66) История изменения природы Земли человеком

Вводный

Фронтальный

Мультимедийная презентация, http://www.rgo.ru

§ 58

23.05

2 (67) Изменение человеком природы

материков

Текущий

Фронтальный

Мультимедийная презентация, http://www.rgo.ru

§ 59

25.05

3 (68) Итоговый урок

по курсу «География. Страноведение. 7 класс»

Тематический

Тестирование

30.05

4 (69) Урок-рефлексии


[1] См.: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.