Земельные и почвенные ресурсы России и своей местности.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Описание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kraevoy_seminar_bryuhovetskayaptx.pdf2.02 МБ
Файл kraevoy_seminar_pochvy.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Краевой семинар «Особенности реализации естественнонаучного профиля в классах агротехнологической направленности в рамках ФГОС среднего общего образования», станица Брюховецкая, 26.04.2018.

Земельные и почвенные ресурсы России и своей местности.

В современном образовании важно, чтобы реальная проблема была личностно значима для учащихся и требовала от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения. Поэтому урок был построен так, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. В случае затруднений я задавала наводящие вопросы. Одной из задач урока является формирование экологической культуры и воспитание бережного отношения к природе. Тема урока «Земельные и почвенные ресурсы России и своей местности» для детей очень близка, так как многие родители работают в сельском хозяйстве. Равнодушных учащихся на уроке не было.

Цель урока: сформировать условия для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода. На уроке решались следующие задачи: образовательные: познакомиться с понятиями «мелиорация», рекультивация», «противоэрозионные мероприятия»; создать условия для формирования знаний о проблеме использования почвенных ресурсов, расширить знания учащихся о данной проблеме на примере местного материала; способствовать глубокому осмыслению и запоминанию материала;  научиться читать почвенную карту; оценивать почвенные ресурсы страны;  развивающие: развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях, в том числе для решения географических задач;  воспитательные:  формирование экологической культуры школьников; создать условия для понимания учащимися проблемы истощения почвенных ресурсов, необходимости бережного отношения к природе.

Решаемая учебная проблема: какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить плодородие почвы?

Очень интересно проведён этап актуализации знаний учащихся. Один из учеников  проводит опыт с почвой своей местности (чернозем) по определению механического состава,  пытается скатать из почвы шнур. Если шнур не образуется, то это песок. Зачатки шнура – супесь. Шнур сплошной, но при свертывании в кольцо распадается -  средний суглинок. Шнур сплошной, при свертывании образуется цельное кольцо – глина. Выяснили, что механический состав самой плодородной почвы мира  - средний суглинок.

 Метод проведения урока: частично – поисковый. Используемая на уроке – проблемная ситуации вызвала у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний. Например, на местном материале можно рассмотрели, как сильно  переплетаются интересы экономики и экологии. Назовем нашу проблему: «Где ты тополиный край»?

Информация: в 1972 году по приглашению первого секретаря Краснодарского Крайкома партии Золотухина,  Пономаренко Григорий Федорович  (композитор) приезжает на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Григорий Федорович отправился на Кубань на собственной машине. Позже он вспоминал об этом путешествии: «По дороге на Кубань я обратил внимание, что чем ближе к югу, то все чаще и чаще вдоль автотрассы появлялись красавцы – пирамидальные тополя, которые напомнили мне Украину. Миновав границу Краснодарского края, вышел я из машины, опустился перед зелеными исполинами на колени и сказал: «Здравствуй Кубань! Здравствуй, тополиный край!». Ребята слушают  замечательную песню «Тополя» (муз. Пономаренко, стихи Колесникова).

Тополя, тополя в город мой влюбленные,

на пути деревца, деревца зеленые.

 Беспокойной весной вы шумите листвой,

  и не спится вам вместе со мной.

А чтобы сказал наш знаменитый композитор сейчас, побывай он на Кущевской земле?

 Информация: в апреле 1957 года в Кущевском районе проводилась большая работа по озеленению участка автотрассы Ростов – Орджоникидзе, проходящей по территории Иванослюсаревского сельского Совета (ныне Раздольненского). На этих работах было занято более 400 человек. За пятьдесят лет деревья превратились в могучих исполинов. Что произошло при строительстве дороги «Дон»? Каково значение лесополос для нашего сельского хозяйства?

Возможные варианты ответов.

1.При строительстве дороги «Дон», чтобы увеличить ширину покрытия, деревья начали выкорчевывать. Изменился внешний вид трассы, мы опять попали в голую степь. А ведь наш район находится в зоне очень сильной ветровой эрозии (определили по атласу «Краснодарский край и республика Адыгея»). И с наступлением снежной зимы, на дороге появляются переметы снега. А весной тучи чернозема барабанят по стеклам проезжающих машин. Видно недаром наши предки сажали лесополосы.

2.Значение лесополос: 1) задерживает снег на полях, следовательно, дополнительная влага для растений; 2) уменьшает скорость ветра, следовательно, не дает выдувать верхний плодородный слой почвы и посадочный материал.

Этот вопрос личностно значим для школьников. Можно услышать: «А вы, знаете, такой – то фермер выкорчевал деревья, чтобы увеличить площадь полей».

Решите задачу. Когда я летела над Европой, то видела внизу клеточки полей, озеро Балатон, горы Карпаты. Отвернувшись от иллюминатора и посмотрев в него минут через пятнадцать, я сказала себе: «А вот и Родина». Как я узнала, что лечу над Россией?  В Европе нет лесополос (сажать деревья дорого). Большой плюс, что труженики  колхозов посадили лесополосы. И нам не приходится сейчас сталкиваться с такими проблемами, которые в настоящее время происходят в Европе (шквалистый ветер срывает крыши с домов, переворачивает машины).

В Кущевском районе почва очень плодородная, черноземная, поэтому к ней относиться надо очень бережно. Ведь для образования одного сантиметра почвы требуется более 100 лет, а уничтожить можно за минуту, поэтому при любом строительстве верхний слой почвы снимают и используют для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Учитель напоминает ребятам о необходимости беречь почву, поддерживать ее плодородие. Ведь даже фашисты, во времена второй мировой войны, оценив качество почвы, грузили наш кубанский чернозем в вагоны и везли в Германию.

Применяемые методы и приёмы  соответствовали типу урока и возрастным особенностям учащихся.  В данный урок был вовлечен каждый даже слабый ученик, так как урок развивал мыслительное воображение и позволял использовать жизненный опыт каждого.