Учебный проект по географии "Вулканы"
проект по географии (6 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

Учебный творческий проект создан с целью изучения строения и разновидностей вулканов. Проект предпологает творческую часть - изготовление модели действующего вулкана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_po_geografii_vulkany.docx749.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя общеобразовательная школа»

Немецкий национальный район, Алтайский край

Учебный творческий проект

Вулканы

   

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/55/58055754_WindowsLiveWriter_f92fc91a64dd_AA34_3635171922_dd7b91e129_o.jpg

   Автор работы:

                                                                                                Лютов Даниил

                                                                                              ученик 6 класса,

                                                                                  МБОУ «Гришковская СОШ»

Руководитель:

  Михайлова Ирина Витальевна,                                                                                                                                                    

                                                                               учитель географии                        

2017 г.

                                       

                                                       Оглавление

Глава 1.Теоретическая

 1.1 Происхождение слова “вулкан”

 1.2 Вулкан-что это такое?

 1.3 Строение вулканов

 1.4 Виды вулканов

 1.5 Как вулкан извергается?

 1.6 Извержение вулканов- это катастрофа

Глава 2. Практическая

 2.1 Модель вулкана

 Заключение

 Список использованной литературы

Ведение

 Вулканы - это красивые и величественные природные образования. Они окутаны тайнами. Сегодня на Земле остается немало действующих вулканов. Некоторые из них могут быть опасны. Поэтому тема моего проекта кажется мне очень важной и значимой.

Основными источниками новых знаний для меня стали энциклопедии, Интернет, книги и фильмы про вулканы.

Цель: изучить особенности вулканов.

Задачи:

  1. Узнать происхождение слова “вулкан”
  2.  Изучить литературу по теме “Вулканы”
  3. Собрать факты из истории существовании вулкана.
  4. Изготовить модель действующего вулкана.  

Глава 1. Теоретическая

1.1 Происхождение слова “вулкан”

Вулканы образно называют огнедышащими горами. Само название этих гор происходит от имени Вулкан. Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана (от латинского слова «vulkanus» - огонь, пламя). Он был покровителем кузнечного ремесла: делал оружие и доспехи для богов и героев. Его кузница находилась в вулкане Этна на острове Сицилия. Он создавал Юпитеру (царю богов, богу неба и грозы) молнии. Согласно мифу, однажды разъярённый Юпитер выбросил Вулкана с небес. Вулкан сломал при этом обе ноги и захромал. С тех пор Вулкан живет на Земле.

1.2 Вулкан-что это такое?

Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лавувулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки).

1.3 Строение вулканов

КРАТЕР- углубление в виде чаши или воронки, образовавшееся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина- от десятков до нескольких сотен метров.

 ОЧАГ МАГМЫ (расплавленная огненно-жидкая масса преимущественно силикатного состава)-возникает в земной коре или верхней мантии.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА - канал по которому магма поднимается к кратеру. (образование вулканических островов).

ЛАВА - раскалённая , огненно-жидкая или очень вязкая силикатная масса, изливающаяся на земную поверхность при извержении вулканов.

ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ И ПЕПЕЛ мелкие брызги магмы, с силой выбрасываемые из жерла вулкана застывая образуют пепел газы на 95-98% состоят из воды, а так же из различных примесей, пыли, хлопьев вулканического пепла.

1.4 Виды вулканов

В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие, условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.

В зависимости от формы вулканов различают:

  • Стратовулканы – классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
  • Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
  • Кальдеры – впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
  • Щитовые – называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
  • Лавовые купола – образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
  • Шлаковые или тефровые конусы – имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
  • Сложные вулканы.

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.         

                                                                                                                                                       

1.5 Как вулкан извергается?

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

1.6 Извержение вулканов - это катастрофа

   24-25 августа 79 н.э. произошло извержение считавшегося потухшим вулкана Везувия, находящегося на берегу Неаполитанского залива, в 16 километрах к востоку от Неаполя (Италия). Извержение привело к гибели четырех римских городов — Помпеи, Геркуланума, Оплонтия, Стабии – и нескольких небольших селений и вилл. Помпеи, находившиеся в 9,5 километра от кратера Везувия и в 4,5 километра от подошвы вулкана, были засыпаны слоем очень мелких кусков пемзы толщиной около 5-7 метров и покрыты пластом вулканического пепла. С наступлением ночи со стороны Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. 25 августа вместе с землетрясением началось цунами, море отступило от берегов, а над Помпеями и окрестными городами нависла черная грозовая туча, скрывшая Мизенский мыс и остров Капри. Большая часть населения Помпей смогла спастись, но на улицах и в домах города от ядовитых сернистых газов погибло около двух тысяч человек. В числе жертв был и римский писатель и ученый Плиний Старший. Геркуланум, находившийся в семи километрах от кратера вулкана и примерно в двух километрах от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 году и продолжаются до сих пор, наряду с реконструкцией и реставрацией.

Глава 2. Практическая

Изготовление модели действующего вулкана.

Изучив строение вулкана, я решил сделать модель действующей «огнедышащей горы». Для этого мне потребовался:

- пластилин;

- питьевая сода – одна столовая ложка;

- уксус 3-9% – 40-50 мл;

- немного краски;

- жидкость для мытья посуды – одна столовая ложка.

Разделить имеющийся пластилин пополам: одну половину раскатать в круглый блин, а другую – в прямоугольник, из которого свернуть потом конус с небольшим отверстием сверху и соединить его нижнюю часть с «блином», аккуратно защепив по кругу, чтобы не осталось ни одной щелочки.

Приготовить «лаву»: смешать жидкость для мытья посуды, сухую соду и краску, залить все это в «жерло вулкана». Теперь добавить туда же уксус. В результате начнется бурная реакция с выделением углекислого газа и из жерла вулкана повалит бурлящая пена.

В итоге, я увидел последствия небольшого «извержения». Мой вулкан начал действовать, и «лава» заливала окружающую местность.

                                   Заключение:

   Целью моей работы было желание разобраться в строении вулканов и влиянии вулканов на близлежащую местность.

   Для достижения цели были поставлены задачи, которые я успешно выполнил. Интересные факты и сведения о вулканах, которые я собрал, помогли мне понять строение вулканов, оценить их разнообразие и построить модель действующего вулкана.

   В результате проделанной работы, я выяснил, что, несмотря на достижения современной науки и техники, человек остается уязвимым перед силами природы. Сегодня десятки тысяч жизней уносят такие природные катаклизмы, как землетрясения, наводнения, цунами и, конечно, извержения вулканов. Все эти явления связаны между собой и берут свое начало глубоко в недрах Земли. На сегодняшний день устройство нашей планеты достаточно хорошо изучено, однако точно предсказать, когда Земля возмутится и извергнет из себя потоки раскаленной лавы, когда в океанских глубинах из-за землетрясения зародится огромная волна и накроет прибрежный город нельзя. Извержения вулканов были и остаются самыми зрелищными, захватывающими, но непредсказуемыми и опасными явлениями природы.

   Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов и извержений, познакомился с самыми красивыми вулканами на земле. В ходе исследования мной была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения.

Список использованных источников:

http://geo.metodist.ru/teleclass/4/str_vol.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вулкан

http://сезоны-года.рф/вулканы.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)

Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»

Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...