Рабочая программа по географии.5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Гузий Нина Петровна

Главная цель этого курса - пробудить интерес школьников к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли.

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_5kl.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  географии для 5 класса разработана на основе:

1.П.2 ст 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закона РФ «Об образовании»).

 ФГОС основного общего образования.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»

5.Основная образовательная программа основного общего образования (5-7 класс ФГОС) МБОУ СОШ №___ на 2017-2018 учебный год.

6.Учебный план МБОУ СОШ №________________ на 2017-2018 учебный год.

7.Положение МБОУ СОШ №__г «О рабочей программе учителя».

8.География. 5—9 классы : рабочая программа к УМК «Классическая линия» / И. И. Баринова, В. П. Дронов,И. В. Душина, В. И. Сиротин. М. : Дрофа, 2017.

9.Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год


Главная цель этого курса — за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов —географией, пробудить интерес к нему, научитьпятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами курса являются:

_ знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

_ пробуждение интереса к естественным наукам, и к географии в частности;

_ формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей

среде.

Таким образом, на предметном уровне основные задачи курса — пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации,как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать пред-

ставление о целостности и неоднородности природы Земли.

На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

                     В учебном плане на изучение  географии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Распределение учебного материала в 5  классе

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Что изучает география

5

-

Как люди открывали Землю

5

2

Земля во Вселенной

9

-

Виды изображений поверхности Земли

4

2

Природа Земли

10

-

Население Земли

2

Итого

35

4

Результаты изучения предмета

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

_ ставить учебную задачу под руководством учителя;

_ планировать свою деятельность под руководством учителя;

_ работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

_ работать в соответствии с предложенным планом;

_ выделять главное, существенные признаки понятий;

_ участвовать в совместной деятельности;

_ высказывать суждения, подтверждая их фактами;

_ искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

_ составлять описания объектов;

_ составлять простой план;

_ работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

_ оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

_ ответственным отношением к учебе;

_ опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

_ коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

_ основами экологической культуры.

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

_ приводить примеры географических объектов;

_ называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

_ объяснять, для чего изучают географию.

Содержание  учебного предмета География. Начальный курс. 5 класс

Что изучает география (5 ч).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Как люди открывали Землю (5 ч).

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Практическая работа № 1 .Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. 

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Географические открытия и исследования в XX—XXI вв. Исследования полярных областей Земли. Космический экологический мониторинг.

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (9 ч).

 Как древние люди представляли себе Вселенную.  Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

 Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

 Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

 Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

 Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли -  Ю.А. Гагарин.

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

Виды изображений поверхности Земли (4 ч).

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Природа Земли (10 ч).

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. 

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. 

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. 

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Жизнь в океанах и на суше. Распространение живых организмов по планете. Лесная зона и безлесные пространства.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек — часть биосферы. Охрана природы. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

Население Земли (2 ч)

Расселение человека по планете. Расселение человека. Образование рас. Этносы. Языковые семьи.

Численность населения Земли. Страны на карте мира. Изменение численности населения Земли. Страны мира на политической карте.

Календарно-тематическое планирование по курсу География. Начальный курс. 5 класс.

(35 часа в год, 1час в неделю)

п/п

Тема раздела,

тема урока

Основные виды деятельности обучающихся.

Тип урока

Планируемые результаты

Виды контроля

Дата

Д/з

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

план

факт

Что изучает география. (5 часов)

1

Мир, в котором мы живем.

Знакомиться с учебником.

Вводный

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять  значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

 

Формирование и развитие по средством географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Осознание себя как члена

общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

текущий

самоконтроль

Сент 4

0

§1,

С.10з.3,4.

2

Науки о природе.

Изучать

и анализировать иллюстрации

Комбинированный

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают.

§ 2,

С.17з.1 (подумайте)

3

География – наука о Земле.

Работать с учебником

Комбинированный

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.  

2.Приводить примеры географических наук.

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информац.

текущий взаимоконтроль

11

§3,с.21 з.5,3

4

Методы географичес ких исследований.

Работать с учебником, показать презентацию Составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы

Изучение нового материала.

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

текущий таблица

18

С.26,что мы узнали и

основные понятия.

5

Обобщающий урок по теме  «Что изучает география»  

Выполнять задания учителя.

Работать с учебником, атласом

Повторительно-обобщающий урок (ПОУ)

Тематический

тест

25

 

Как люди открывали Землю.(5 часов)

6

Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1

Работать с картой: формирование

умения правильно называть и пока-

зывать географические объекты, упо-

мянутые в тексте учебника

Изучения нового материала.

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

Практическая работа  №1

2октябрь

§5, с.29 з.1,2

7

Важнейшие географические открытия.

Работать с текстом учебника, контурной картой.

 Анализировать презентацию

Изучение нового материала.

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

Карт

Осознание ценности географич. открытий, как важнейш. компонента научной картины мира

текущий самоконтроль

9

§6,с.34 з.4,5

8

Открытия русских путешественников.

Практическая работа  №2   «Открытия русских путешественников».

Читать и анализировать карты атласа.

 Подготавливать презентацию

по опережающему заданию «Десять

великих путешественников»

 

Урок практической работы

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географич. знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Пр.работа  №2

16

§7 с.40 з.4,5

9

Географические

открытия и ис-

следования

в XX—XXI вв.

Работать с текстом учебника.

Изучать изображения Земли из космоса.

Урок практической работы

Исследования полярных областей

Земли. Космический экологический

мониторинг

С.38-39

10

Обобщение зна-

ний по разделу

«Как люди открывали

Землю»

Работа с учебником -выделять  ключевое слово и существенные признаки понятий. Парная, самостоятельная  работа с картой.

Обобщение и систематизация знаний.

Тематический

тест

23

С.40,

основные понятия.

Земля во Вселенной. ( 9 часов)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Работать в тетради: составлять опор-

ный конспект рассказа и презентации учителя

Комбинированный

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Знать системы мира по Аристотелю, Птолемею.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

текущий

13ноябрь

§8, с.45 з.4

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Подготавливать сообщение и презен-

тацию по теме «Учёные, перевернув-

шие мир»

Комбинированный

1.Уметь Коперника и современную модель Вселенной

Умения управлять своей познавательной деятельностью  

Формирование коммуникативной компетенции в общении.

текущий

20

§9, с.51з.4

13-14

Соседи Солнца.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Работать с текстом и рисунками учебника.

Выполнять задания учителя

 

Составлять характеристику планет-гигантов по плану. Анализировать

иллюстрации учебника

Комбинированный

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенци в сотрудничестве со сверстни-ками  .

текущий самоконтроль

27

Декабрь

4

§10,с 56 з.1,2.

§11, с.60 з.1

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Характеризовать особенности различных небесных тел по иллюстрациям учебника

Комбинированный

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

текущий взаимоконтроль

Декабрь

11

§12, с.65 з.1,2

16

Мир звезд

 

Наблюдать за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел

Комбинированный

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

текущий таблица

18

§13. С.69з.3.

17

18

Уникальная планета Земля.

Современные исследования космоса

Сравнивать особенности планет

земной группы 

Подготавливать сообщение о первой

женщине-космонавте В. В. Терешко-

вой, о первом выходе человека в от-

крытый космос (А. А. Леонов)

Изучение нового материала.

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.

3. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

текущий

25

30

§14, с.72, з.1-4

С.77,что мы узнали,

основные понятия.

19

Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной»

Выполнять задания учителя.

Работать с учебником, атласом

ПОУ

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Оценивание работы одноклассников.

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:

К.Э.Циолковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

Тематический тест

Январь15

Виды изображений поверхности Земли .( 4 часа)

20

Стороны горизонта

Определять основные и промежуточные стороны горизонта.

Изучение нового материала.

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

2.Знать сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности .

текущий

22

§16. С80 з.1-4

21

Практичес

кая работа №3 «Ориентирование»

.

Ориентироваться по компасу и местным признакам

Урок практической работы

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса какориентироваться по Солнцу, звездам.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

Практическая работа

29

§17. С.82 з.1,4,5.

22

План местности  и географическая карта

Практическая работа № 4 «Составление плана местности по описанию»

Читать условные знаки плана.

Ориентироваться по плану и географической карте

Комбинированный

Находить и называть сходства и различия в изображении  Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,масштаб, географическая карта,

 градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.  

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование умения выбирать средства реализации, цели и  применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Практическая работа

Февр.5

С.87,что мы узнали, основные понятия

23

Обобщение знаний по разделу

«Виды изображений поверхности

Земли»

Ориентироваться по плану и карте.

Читать легенды карты. Строить про-

стейший план местности

ПОУ

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование коммуникативной компетенции через сотрудни-

чество с однок-

лассниками

Тематический тест

19

Природа Земли.(10 часов)

24

Как возникла Земля

Анализировать рисунки учебника,

выполнять задания учителя

Комбинированный

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности. Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образоват де ятельности

Устный опрос

26

§19,с.93 з.1-2.

25

Внутреннее строение Земли

Анализировать текст и рисунки учеб-

ника, определять ключевые понятия

урока, выполнять задания учителя

Комбинированный

1. Объяснять значение понятий:

ядро,мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,литосфера

полезные.

2. Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

текущий самоконтроль

март

5

§20,с.98 з.1,2

26

Землетрясения и вулканы. 

Работать с атласом и контурной кар-

той: обозначать районы землетрясе-

ний и крупнейшие вулканы

Комбинированный

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы. Выявлять причины возникновения природных явлений.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Меры предосторожности.

Взаимоконтроль.

12

§21,с.104з.1,2

27

Путешествие по материкам

Подготавливать по опережающему

заданию образный рассказ и презен-

тацию о природе разных материков

Земли

Комбинированный

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

текущий  таблица

19

§22, с.112 з.1,2

28

Вода на Земле

Работать с контурной картой: обозна-

чать на контурной карте материки

и океаны Земли

Комбинированный

1, Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны 3. Изучение состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

текущий  Практическая работа

Апр

2 ,9

§23, с.118 з.1-4

29

Воздушная одежда Земли. 

Анализировать текст учебника с це-

лью определения ключевых понятий

урока

Комбинированный

1. Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.

2. Называть свойства воздуха.

3. Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование

экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

16

§24, с.124 з.1-3

30

Живая оболочка

Земли.

Работать с учебником -выделять  ключевые слова и существенные признаки понятий.

Комбинированный

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам   географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

текущий

23

§25, с.127з.1-3

31

Жизнь в океанах

и на суше.

Анализировать текст учебника.

Работать с картами атласа

Комбинированный

Объяснять закономерности распространения живых организмов

по планете, в лесной зоне и на безлесных

пространствах

§25

32

Почва – особое природное тело.

Работа с учебником -выделять  ключевое слово и существенные признаки понятий. Парная, самостоятельная  работа с иллюстрациями.

Комбинированный

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы.

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средством географических

знаний

познавательных интересов.

текущий Составление кластера

28

§26,с.130 з.1-2

33

Человек — часть

биосферы. Охрана природы

Выполнять тестовые задания.

Работать с картами. Повторять гео-

графическую номенклатуру и основ-

ные понятия и термины (географиче-

ский диктант)

Комбинированный

1.Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки 2.Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.

Влияние человека на природу.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Май 7

С. 138, основные понятия.

34

Обобщение знаний по разделу

«Природа Земли»

Выполнять задание учителя.

Работать с учебником, атласом

ПОУ

Объяснять значение понятий, явлений, процессов по курсу -

Природа Земли

Отбирать источники географической информации. Формирование и развитие умений  объяснять причины географических  явлений.

Формирование и развитие  познавательных интересов посредством географических

знаний

.

Тематический

тест

14,

21

Население Земли (2 ч)

35

Расселение человека по планете.

Работать с текстом учебника 

Комбинированный

Объяснять закономерности расселения человека, образование

рас. Этносы. Языковые семьи

Отбирать источники географической информации. Формирование и развитие умений  объяснять причины географических  явлений.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

текущий

36

Численность населения Земли.

Страны на карте мира

Работать с контурной картой.

Выполнять задания учителя

Комбинированный

Изменение численности населения

Земли. Страны мира на политической

карте

текущий

Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5″ ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы., устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи.

Оценка «4″ ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ею пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2″ ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка «1″ ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5″ ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4″ ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

ли не более двух недочетов.

Оценка «3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

е более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2″ ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3″;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1″ ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5″

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4″

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3″

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка «2″

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» — полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники и УМК:

  1. Программа  основного общего образования по географии  5-11 кл. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин  –М.: Дрофа, 2015.
  2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2016.-140, [4 ]с.: ил., карт.
  3. Атлас. География. 5класс. ФГОС -М.: Дрофа, 2016
  4. Контурные карты. География.5класс. ФГОС -М.: Дрофа, 2016

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 5 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...