программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Алешина Асия Фаизовна

Данная программ разработана с учетом требований ФГОС к учебнику Бариновой И.И. "Начальный курс". Содержит планируемые результаты освоения курса географии за 5 класс, тематическое содержание с указанием основных видов деятельности, а также календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по географии 5 класс43.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено

 Руководитель МО

___________/ Валиахметова М.Т.

Протокол №________

от «___» ______ 201_ г.

Согласовано

Зам. директора по УР

__________/Алешина А.Ф./

 «___» _______ 201_ г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«СОШ №5» НМР РТ

_____________/Юнусов Д.Р.

Приказ №_____________

от «____» _________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 5А, 5Б классов

Алешиной Асии Фаизовны

учитель  первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№5» НМР РТ

г. Нижнекамск,  2018 год


Планируемые результаты освоения программы.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  •  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты 

Регулятивные:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

  • объяснять роль различных источников географической информации.
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  • использование географических умений:
  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • использование карт как моделей;
  • определять на карте местоположение географических объектов;
  • понимание смысла собственной действительности;
  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Содержание программы

Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природеАстрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Проектная работа. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Проектная работа. Как люди открывали Землю. 

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Проектная работа. Уникальная планета Земля глазами …

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Проектная работа. План местности

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Проектная работа: Составление карты стихийных природных явлений. Как сберечь природу? 10 правил будущему поколению. Вода – источник жизни. Памятка туриста


Тематическое планирование

п/п

Раздел

Общее

кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Что изучает география

4

Практическое применения знаний наук о природе в решении географических задач; нахождение взаимосвязи тел, веществ и явлений в природе, используя различные источники информации; организация  наблюдения за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. Составление календаря природы. Составление схемы, опорного конспекта. Проектная работа. Создание презентации по проектной работе. Выступление с защитой проекта.

2

Как люди открывали Землю

3

Выявление  изменений географических представлений  у людей в древности, определение вклада великих ученых, путешественников в развитие географической науки, систематизация информации о путешествиях и открытиях. Сотрудничество в группе (диалог, дискуссия, выступление). Приемы учебной работы с дополнительными источниками информации. Составление плана доклада, опорного конспекта.

3

Земля во Вселенной

6

Выявление  изменений географических представлений  у людей в древности, определение вклада великих ученых, в развитие географической науки, систематизация информации о открытиях. Сотрудничество в группе (диалог, дискуссия, выступление). Приемы учебной работы с дополнительными источниками информации. Составление плана доклада, опорного конспекта. Работа с картами. Преобразовывание информации из одного вида в другой (схему в текст).Выявление  зависимости  продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Выполнение и защита проектной работы.

4

Виды изображений поверхности Земли

6

Практическое применение знаний о плане местности и географической карты. Ориентирование на местности  по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «Живым ориентирам. Работа с компасом. Работа с картой местности. Составление плана местности. Чтение легенды карты. Знакомство с условными знаками плана местности. Работа с картой. Определение географических координат. Сотрудничество в группе, паре (диалог, дискуссия, выступление, защита собственного мнения, умение договариваться и взглянуть на ситуацию с другой стороны). Поиск информации из различных источников, ее анализ и  систематизация. Выполнение проектной работы.

5

Природа Земли

16

Выявление особенностей строения Земли, ее оболочек, типов земной коры, ее строение  под материками и океанами. Установление по карте границ столкновения и расхождения литосферных плит. Создание, применение и преобразование условных знаков и символов, моделей для решения познавательных и учебных задач. Работа с коллекциями горных пород и минералов. Установление сейсмоопасных зон с помощью карты. Выявление условий жизни людей в сейсмоопасных зонах. Работа с контурной картой. Составление плана описания различных форм рельефа (горы, равнины). Составление краткого плана - конспекта ответа. Поиск информации из различных источников, ее анализ и систематизация. Сотрудничество в группе, паре (диалог, дискуссия, выступление, защита собственного мнения, умение договариваться и взглянуть на ситуацию с другой стороны).Выполнение проектной работы.

ИТОГО

35


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Что изучает география

4

Мир, в котором мы живем.

1

Науки о природе

1

География — наука о Земле

1

Методы географических исследований

1

Как люди открывали Землю

3

Географические открытия древности и Средневековья

1

Важнейшие географические открытия

1

Открытия русских путешественников

1

Земля во Вселенной

6

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса.

1

Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Мир звёзд

1

Уникальная планета — Земля

1

Обобщение знаний по теме Вселенная

1

Виды изображений поверхности Земли

6

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

1

План местности. Условные знаки. Горизонтали.

1

Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности.

1

Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте.

1

Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте.

1

Обобщение знаний по теме

1

Природа Земли

16

Как возникла Земля.

1

Внутреннее строение Земли

1

Землетрясения и вулканы

1

Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины.

1

Обобщение знаний по теме

1

Вода на Земле. Мировой океан

1

Воды суши. Реки

1

Обобщение знаний по теме

1

Воздушная одежда Земли.  Состав и значение атмосферы.

1

Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны)

1

Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера.

1

Погода. Климат

1

Обобщение знаний по теме.

1

Живая оболочка Земли. Почва- особое природное тело.

1

Человек и природа.

1

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....