Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Куденко Марина Сергеевна

Рабочая программа по географии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

   

                                                                                                   Рабочая программа

по __географии_____________________________________

(указать учебный предмет, курс)

                                    среднего  общего  образования    для   10  класса______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов __34___________________________________________

Учитель ________ Куденко Марина Сергеевна___________________

Программа разработана на основе авторской  программы для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. – Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира –

М., Просвещение, 2012 г.

                      (указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)

Пояснительная записка

                           Рабочая программа по  географии для 10 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010 г.;
  • Авторская  программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 10 – 11 кл. – Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира – М., Просвещение, 2012 г.;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;
  • Учебный план МБОУ Карповской СОШ на 2017 – 2018 учебный год;
  • Годовой учебный календарный график на 2017 – 2018 учебный год;
  • Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

    Задачи:

  • сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
  • развить пространственно-географическое мышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля):

            Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире.

            Программа реализует межпредметные связи с курсами истории, обществознанием, экологией.

              Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.        Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых работ под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2.        Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3.        Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

           В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

           Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

           Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.).

           Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность

           Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

          Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

          Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

          Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

          Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

          Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

         Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

         Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

         Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

         Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предметные компетенции:

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:

          География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 69  учебных часов для обязательного изучения географии в 10-11  классах основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

          Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 10 – 11  классе, рассчитана на 69 часов.

          Учебный  план  МБОУ Карповской СОШ предусматривает обязательное изучение географии на уровне среднего общего образования в 10 классе — 35 часов (1 час в неделю).

Но в связи с тем, что 08.03.18 г.  является праздничной датой, на основании приказа № 17 от 01.09.2017 г. «Об уплотнении рабочих программ», программный материал будет пройден за 34 учебных часа в 10 классе:

Урок с 08.03.18 г.  перенесен на 15.03.18 г. – запись в журнале «Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей. География промышленности. ТЭК. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии»

РАЗДЕЛ № 1

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)  

          Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов,  которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

          По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

          В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

10 класс (1ч. в неделю)

Часть I. Общая характеристика мира

Введение

Содержание темы

        Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно- координированных географических данных.

Тема 1. Современная политическая карта мира

Содержание темы

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.

Пр. р. № 1 «Типы стран современного мира»

Пр. р. № 2 «Характеристика ПГП страны»

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Содержание темы

        Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Пр. р. № 3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира»

Тема 3. География населения мира

Содержание темы

        Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Пр. р. № 4 «Объяснение  процессов воспроизводства населения в двух регионах мира» (устно).

Пр. р. № 5 «Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения».

Пр. р. № 6 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

Тема 4. НТР и мировое хозяйство

Содержание темы

        Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Производство и управление. Современное мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Содержание темы

        География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Пр. р. № 7 «Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности»

Пр. р. № 8 «Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур»

Пр. р. № 9 «Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО»

Формы организации  учебных занятий:

  • Лекция
  • Семинар
  • Конференция
  • Собеседование (индивидуальная беседа)
  • Самостоятельная работа с книгой
  • Самостоятельная работа
  • Домашнее задание
  • Групповая работа
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

Основные виды учебной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Групповая деятельность
  • Коллективная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Проблемно-поисковая деятельность

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование 10 класс        

№ п/п

Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

1.

Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации

1

07.09

2.

Многообразие стран на политической карте мира.

Пр. р. № 1 «Типы стран современного мира»

1

14.09

3.

Международные отношения и политическая карта мира.

1

21.09

4.

Государственный строй стран мира.

1

28.09

5.

Политическая география.

Пр. р. № 2 «Характеристика ПГП страны»

1

05.10

6.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Ресурсообеспеченность.

Пр. р. № 3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира»

1

12.10

7.

Виды природных ресурсов. Минеральные и земельные ресурсы. Водные ресурсы суши, биологические ресурсы.

1

19.10

8.

Контрольная работа за 1 четверть на тему: «Политическая карта мира»

1

26.10

9.

Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.

1

02.11

10.

Загрязнение окружающей среды.

1

16.11

11.

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

1

23.11

12.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.

1

30.11

13.

Воспроизводство и миграции населения.

Пр. р. № 4 «Объяснение  процессов воспроизводства населения в двух регионах мира» (устно)

1

07.12

14.

Структура населения.

Пр. р. № 5 «Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения»

1

14.12

15.

Контрольная работа за 2 четверть на тему: «Ресурсообеспеченность. Население мира»

1

21.12

16.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Размещение и миграции населения.

Пр. р. № 6 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

28.12

17.

Расселение населения.

Городское население. Урбанизация как стихийный процесс.

1

11.01

18.

Сельское население.

Население и окружающая среда.

1

18.01

19.

НТР: характерные черты и составные части – наука, техника и технология.

1

25.01

20.

Производство и управление.

1

01.02

21.

Современное мировое хозяйство

1

08.02

22.

Отраслевая структура м/х.

1

15.02

23.

Территориальная структура м/х.

1

22.02

24.

Факторы размещения.

1

01.03

25.

Мировое хозяйство: отраслевая и территориальная структура, география важнейших отраслей. География промышленности. ТЭК. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.

1

15.03

26.

Контрольная работа за 3 четверть на тему: «НТР и мировое хозяйство»

1

22.03

27.

Горнодобывающая промышленность.

Металлургия, машиностроение химическая промышленность.

1

12.04

28.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

Пр. р. № 7 «Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности»

1

19.04

29.

Особенности с/х и рыболовства.

«Зеленая революция»

1

26.04

30.

География растениеводства.

1

03.05

31.

География животноводства.

С/Х и окружающая среда.

Пр. р. № 8 «Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур»

1

10.05

32.

География транспорта.

Транспорт и окружающая среда.

1

17.05

33.

Контрольная работа за 4 четверть на тему:

«Отрасли мирового хозяйства»

1

24.05

34.

Международная специализация и кооперирование.

Внешние экономические связи.

Пр. р. № 9 «Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО»

1

31.05

РАЗДЕЛ № 3

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___25.08.2017 года  №____1_____

Руководитель МС__________/Напалко А.Ю./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Напалко А.Ю./

«_28_»  _____08______ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...