Проблемное изложение в географии
методическая разработка по географии на тему

Власкина Юлия Александровна

информация о проблемных заданиях в географии, Этапы решения проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_problemnoe_obuchenie_v_geografii.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения на уроках географии

Слайд 2

Ⅰ.«Система проблемных заданий по И.Я. Лернеру »

Слайд 3

Условия для построения системы: Связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями, понятиями и закономерностями в самой географической науке. Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географически-научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки).

Слайд 4

Связь с мировозренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся. Возможность группировки учебного материала, в том числе и фактического, вокруг решения проблемы.

Слайд 5

Ⅱ.«Традиционное проблемное обучение в географии» Решение проблем, заинтересованных их наук и адаптированных к возможностям школьников называются «традиционным проблемным обучением» в географии.

Слайд 6

Виды проблемных заданий Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле).

Слайд 7

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки, школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе t в июле выше, чем в экваториальном).

Слайд 8

Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, природные условия в Сибири более суровые. Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг).

Слайд 9

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на территории Амазонии , если вырубят сельву).

Слайд 10

Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).

Слайд 11

Ⅲ.«Реальное проблемное обучение» Выбор способа поиска решений (много возможных вариантов). Требует применения системы исследовательских процедур, начиная со сбора данных и кончая их анализом, и построением обобщения. Решение реальной проблемы завершается практическими предложениями или даже попыткой внедрить результаты проведенного исследования в жизнь.

Слайд 12

Реальная проблема «Как проехать?» I этап. Постановка проблемы. Определить, возможно ли быстро, дешево и безопасно добраться из данного населенного пункта в другой.

Слайд 13

Варианты: Проезд до школы и обратно Поездка в места отдыха Проезд из сельской местности в город и т.д

Слайд 14

Понятия географии: Транспортный узел Транспортная сеть Транспортный поток (общественный и частный транспорт для перевозок товаров и пассажиров).

Слайд 15

II этап. Рекомендуемые виды учебной деятельности. Объединяют в группы Используют наблюдения Интервьюируют и анкетируют местных жителей Изучают маршруты транспорта Обследуют места скопления населения и т.д Систематизируют информацию в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотосъемки, написания отчетов Идет обсуждение в классе

Слайд 16

III этап. Внедрение результатов работы в практику. Изменение транспортных потоков Ввести вблизи школы улицы с односторонним движением Изменить маршруты и расписания некоторых автобусов для обслуживания населения

Слайд 17

Заключение Преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительные мотивы к изучению географии и учебному процессу в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование проблемного изложения учебного материала на уроках физики

Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует ...

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Применение проблемного изложения и поисковой беседы на уроках истории.

Рассмотрены методы применения проблемного изложения и поисковой беседы на конкретных примерах....

Методические рекомендации для применения проблемного изложения в математике

Методические рекомендации для применения проблемного изложения  в математике...

Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения

Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"...