рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Черненкова Ирина Ярославовна

рабочая программа по географии 8 класс на два часа в неделю по учебнику И.И.Баринова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx71.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО учителей

зам. директора по УВР

директор МБОУ «ООШ № 8»

Рук. МО

/Е.Г.Егорова/

/И.В.Малышева/

Протокол №

от

«_____»_______20__ г.

«_____»_________20__ г.

«_____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету  «география»

8 «а» класс

на 2018   - 2019   учебный год

количество часов - 70

Составитель: Черненкова Ирина Ярославовна

учитель география

 

г. Советск


Пояснительная записка.

Программа разработана на основе примерных или рабочих программ по  по географии основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева.  // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2012; учебника География: Природа России.  8 класс: учебник / Баринова И. И. – М.: Дрофа, 2014.

Рабочая программа по географии для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 26.01.2017 г. № 15 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Примерная программа по предмету география.

Примерная программа по предмету

Место и количество часов в учебном плане

         География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 248 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В 8 классе —  70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

УМК:

Учебник: География: Природа России.  8 класс: учебник / Баринова И. И. – М.: Дрофа, 2014.

Атлас: География. 8 класс: атлас. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.

Цели программы

Цель— формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Задачи программы

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии.  Именно  этот  курс  завершает  изучение  географии  в  основной  школе,  что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных

знаний,  мировоззрения,  личностных  качеств  школьников.  Основными  целями  курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование  личности,  осознающей  себя  полноправным  членом  общества,

гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

На изучение географии в 8 классе отводится 70 ч. в неделю.

Количество часов в I четверти – 8 ч.

Количество часов во II четверти – 8 ч.

Количество часов в III четверти – 11 ч.

Количество часов в IV четверти – 8 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования —формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,  обладающей  системой  современных мировоззренческих  взглядов,  ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи  важнейшей  методологической  установкой,  в  значительной  мере  определяющей  отбор  и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы  базовых  национальных ценностей  как  основы  воспитания,  духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном  и  локальном  уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

-осознание  выдающейся  роли  и  места  России  как  части мирового  географического пространства;

-осознание  единства  географического  пространства  России  как  среды  обитания  всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

-осознание  целостности  географической  среды  во  взаимосвязи  природы,  населения  и хозяйства Земли, материков,их крупных районов и стран;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

•гармонично развитые социальные чувства и качества:

-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

-любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

-гражданственность,  вера  в  Россию,  чувство  личной  ответственности  за  Родину  перед современниками и будущими поколениями;

-уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

-умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

познавательные:

-общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

-логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

-постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

-формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1.

Введение

Пространство России

9 часов

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств,

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей,

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практические работы.

1. «Характеристика географического положения России»

2. «Определение поясного времени для разных пунктов России»

Особенности природы и природные ресурсы - 19 часов

2.

Рельеф и недра России.

4 часа.

 Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.   Рельеф  России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.              Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практические работы: 3. «Зависимость расположения крупных форм рельефа от геологического строения земной коры»

3.

Климат и климатические ресурсы.

5 часов.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

4.

Внутренние воды и водные ресурсы

4 часа.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы, Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы: 5. «Составление характеристики реки»

5.

Почва и почвенные ресурсы

3 часа

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практические работы: 6. «Определение условий почвообразования и оценка плодородия почв своей местности»

6.

Растительный и животный мир.

3 часа

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природные комплексы России - 33 часов

7.

Природное районирование

6 часов

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы: 7. «Сравнительная характеристика двух природных зон»

8.

Природа регионов России

18 часа

Крупные регионы России. Состав региона. Особенности эколого-географического положения, их влияние на природу. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Восточно-Европейская (Русская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.

Практические работы: 8. «Оценка природных условий и ресурсов Урала». 9. «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Западной Сибири». 10. «Сравнительная характеристика двух регионов России». 11. «Составление карты природные уникумы России».

9.

Человек и природа.

9 часов.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

10.

Особенности природы Калининградской области

7 часов.

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы: 12. «Характеристика экологического состояния области».

11.

Обобщение знаний по курсу

2 часа.

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока, домашнее задание

Количество часов

Дата план

(указывается номер недели)

Дата факт

(указывается фактическая дата проведения)

Введение. Пространство России – 9 часов.

1.

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.

1

1(1 ч)

2.

Географическое положение России. §1.Практическая работа.

1

1

3.

Моря, омывающие территорию России. §2.

1

2

4.

Как осваивали и изучали территорию России. §4

1

2

5.

Как осваивали и изучали территорию России. §4

1

3

6.

Картографический метод в географии. Тест.

1

3

7.

Россия на карте часовых поясов. §3.

1

4

8.

Практическая работа.

1

4

9.

Итоговый урок по теме. Контрольная работа.

1

5

Особенности природы и природные ресурсы - 19 часов.

Рельеф и недра России – 4 часа.

10.

Особенности рельефа России. §5.

1

5

11.

Геологическое строение территории нашей страны. §6.

1

6

12.

Минеральные ресурсы России. §7. Практическая работа

1

6

13.

Развитие форм рельефа. §8. Тест.

1

7

Климат и климатические ресурсы -5 часов.

14.

От чего зависит климат нашей страны. §9.

1

7

15.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. §9.Практическая работа

1

8

16.

Типы климатов России. §10.Практическая работа

1

8

17.

Зависимость человека от климатических условий. §11.Практическая работа

1

1(2 ч)

18.

Климат и климатические ресурсы. §11.Практическая работа и тест.

1

1

Внутренние воды и водные ресурсы - 4 часа.

19.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. §12.

2

20.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. §13.Практическая работа

2

21.

Водные ресурсы. Охрана вод. §14.

3

22.

Внутренние воды и водные ресурсы. Тест.

3

Почва и почвенные ресурсы - 3 часа.

23.

Образование почв и их разнообразие. §15.

4

24.

Закономерности распространения почв. § 16.Практическая работа

4

25.

Почвенные ресурсы. § 17.Тест.

5

Растительный и животный мир – 3 часа.

26.

Растительный и животный мир России. §18.

5

27.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. §19.

6

28.

Природно-ресурсный потенциал России. § 20.Контрольная работа.

6

Природные комплексы России – 33 часа.

 Природное районирование – 6 часов.

29.

Разнообразие ПК России. Природное районирование. §21.

7

30.

Моря как крупные ПК. §22. Практическая работа

7

31.

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. §23.

8

32.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. §24.

8

33.

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. §25.Практическая работа

1(3 ч)

34.

Высотная поясность. §26.Тест.

1

Природа регионов России – 18 часов.

35.

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. §27.

2

36.

Природные комплексы Русской равнины. §28-29. Тест.

2

37.

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России. §30.

3

38.

Природные комплексы Северного Кавказа. §31. Тест.

3

39.

Урал - «Каменный пояс» земли Русской. §32.

4

40.

Своеобразие природы Урала. §33.  Практическая работа

4

41.

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы. §34.

5

42.

Западно-Сибирская низменность. §35.

5

43.

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. §36.Тест.

6

44.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения. §37.

6

45.

Природные районы Восточной Сибири. §38.

7

46.

Жемчужина Сибири – Байкал. §39.

7

47.

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. §40. Тест.

8

48.

Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения.§41.

8

49.

Природные комплексы Дальнего Востока. §42.

9

50.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. §43.Тест.

9

51.

Природа регионов России. Контрольная работа.

10

52.

Природа регионов России. Проектные работы по регионам России ( по выбору)

10

Человек и природа – 9 часов.

53.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. §44.

11

54.

Географический фактор в развитии общества. §44.

11

55.

Антропогенное воздействие на природу. §45.

1(4 ч)

56.

Рациональное природопользование. §46.

1

57.

Особо охраняемые территории. §47.

2

58.

Особо охраняемые территории. §47.

2

59.

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Проектные работы.

3

60.

Экологическая ситуация в России.

3

61.

Человек и природа. Тест.

4

Особенности природы Калининградской области – 7 часов.

62.

Географическое положение своего региона. §1. Практическая работа

4

63.

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области. §4-8.

5

64.

Особенности климата. §9.

5

65.

Внутренние воды и водные ресурсы. §11.

6

66.

Растительный и животный мир. §13-15. Практическая работа

6

67.

Природные зоны области. §16. Практическая работа

7

68.

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты. Проектные работы. Глава 6 в учебнике «География янтарного края России».

7

69.

Обобщение знаний по курсу. Контрольная работа.

8

70.

Обобщение знаний по курсу.

8


Описание материально-технического  обеспечения образовательной деятельности,  и методического обеспечения

Методическое обеспечение

1.Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г

2.Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

3.Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.                                                      4.Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.                                                          5.Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.                                                       6.География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.                                      7.География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

Учебно-методические пособия для учителя

И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2014.

И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.

Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.

В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.

О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.

Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,

Л.Е. Перлов. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 классы. М.: «Евразийский регион», 1999.

Н.Н.Петрова, Д.В. Новенко. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999.

В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.

Инструмент по отслеживанию результатов работы

И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.

В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.

А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.

Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. Методическое пособие. М.: 2001.

В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.

П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.

П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.

 Литература для обучающихся:

А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.

К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.

Электронные издания

1.География России. Серия: Классика энциклопедий. Директ Медиа Паблишинг, 2011  Диск.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии.   7 класс. Диск

3.Интерактивный 3D – атлас Земли

Презентации к урокам.

Материально-техническое  обеспечение Книгопечатная продукция

1.География, 9-10 класс (в помощь учащимся), «Учитель»

2.География: 8 класс, «1С».

3.География: 9 класс, «1С»

4.Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)

5.Карта: Агроклиматические ресурсы России

6.Карта: АПК России

7.Карта: Водные ресурсы России

8.Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)

9.Карта: Геологическая карта России

10.Карта: Дальний Восток (физическая карта)

11.Карта: Европейский Север  (физическая  карта)

12.Карта: Европейский Север и С-З России (социально-экономическая карта)

13.Карта: Европейский Юг России (социально-экономическая карта)

14.Карта: Европейский Юг России (физическая  карта)

15.Карта: Западная Сибирь (социально-экономическая карта)

16.Карта: Западная Сибирь (физическая  карта)

17.Карта: Земельные ресурсы России

18.Карта: Климатическая карта России

19.Карта: Лесная промышленность России

20.Карта: Машиностроение и металлообработка России

21.Карта: Народы России

22.Карта: ПЗ и биологические ресурсы России

23.Карта: Плотность населения России

24.Карта: Поволжье (социально-экономическая карта)

25.Карта: Поволжье (физическая  карта)

26.Карта: Политико-административная карта России

27.Карта: Почвенная карта России

28.Карта: Растительность России

29.Карта: С-З России (физическая  карта)

30.Карта: Социально-экономическая карта России

31.Карта: Тектоника и минеральные ресурсы России

32.Карта: Топливная промышленность России

33.Карта: Транспорт России

34.Карта: Урал (социально-экономическая карта)

35.Карта: Урал (физическая  карта)

36.Карта: Физическая карта России

37.Карта: Химическая промышленность России

38.Карта: Центральная Россия (социально-экономическая карта)

39.Карта: Центральная Россия (физическая  карта)

40.Карта: ЧМ и ЦМ

41.Карта: Экологические проблемы России

42.Карта: Электроэнергетика России

Мультимедийные средства обучения

Видеофильмы:

1.Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

2.Памятники природы

3.Видеофильм об известных путешественниках

4.Вулканы и гейзеры

5.Географическая оболочка

6.Опасные природные явления

7.Горы и горообразование

8.Загадки Мирового океана

9.Общие физико-географические закономерности

10.Ступени в подземное царство

11.Великие Географические открытия

12.Современные географические исследования

13.Земля и Солнечная система

14.Природные регионы страны. От края до края.

Технические средства обучения и оборудование кабинета

1.Телевизор.

2.Компьютер.

 3.Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

 4.Классная доска

 5.Стенд для размещения творческих работ учащихся

 6.Стол учительский с тумбой.

 7.Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...