урок по теме "Вулканы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Черненкова Ирина Ярославовна

урок по теме "Вулканы" 6 класс с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vulkany.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии Черненкова И.Я.

МБОУ ООШ №8 г.Советск

Тема урока: «Вулканы». 6 класс.

Тип урока: формирование новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления новой информации по теме "Вулканы" на основе элементов развивающего обучения.

Задачи: 

  • Формировать знания о происхождении, строении, типах вулканов.
  • Отрабатывать умение обучающихся работать с картой, с текстом учебника, анализировать полученные данные, делать выводы.
  • Воспитывать умение работать в паре, группе, уважать ответы одноклассников. Воспитывать позитивное отношение к информации, желание анализировать информацию, иметь собственное мнение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический. 

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  • иметь представление о строении, типах и географии размещения районов вулканизма на карте мира
  • давать характеристику г.п. вулкана по географической карте
  • развивать умения работать с учебными текстами;

Средства обучения: физическая карта полушарий и России, картины и книги о вулканах, видеопрезентация к уроку.

Содержание урока:

  1. Организационный момент: взаимопроверка готовности к уроку в парах, приветствие.
  2. Опрос.

Задания на знание фактов и понятий

  • Что такое землетрясения, каковы его причины?
  • Объясни – термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.
  • Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

           

Задания на проверку понимания связей

  •      Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?  
  •      Почему землетрясения происходят  в сейсмически активных зонах?
  •      Как предсказать землетрясения?

Задания на проверку умений

  •      По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения

  II Целеполагание и мотивация.

  В географии немало курьезных случаев. Вот один из них:  В Средиземном море в 1854 году началось некое явление природы, а результате которого образовался небольшой остров. Три страны: Италия, Греция, Испания стали претендовать на вновь образовавшуюся территорию. Каждая из стран желала получить дополнительной участок суши. Возник спор, ни одна их стран не хотела уступить своим соседям.  В результате пока длился спор начались некие события и остров ушел под воду. О каком явлении природы идет речь?

            Просмотр фрагмента фильма «Мощь планеты», серия «Вулканы».

 Итак, темой нашего разговора будет «Вулканы». (слайд №1,№2)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 На сегодняшнем уроке мы должны:

  •  усвоить  представление о вулканах, их строении, выявить географию их размещения  
  • выявить причины возникновения вулканов, их виды и особенности
  • познакомить  с новыми понятиями и терминами
  • рассмотреть практическое  значение знаний о вулканизме,

Рассказ легенды древних народов о вулканах (слайд №3,№4)

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкане в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня

III. Изучение нового материала.

1. Строение вулкана. Слайд № 5

определить составные части вулкана

  • Очаг магмы – место скопления магмы
  • Жерло - узкий канал,  по которому поднимается магма
  • Кратер - углубление на вершине горы

Нарисуйте вулкан в тетради. Подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана. Найдите определение в тексте учебника по группам: вулканический конус, жерло, кратер.

2. Что извергают вулканы?

Работа с текстом учебника.

Выводы:

Лава-магма, излившаяся на поверхность Земли, потерявшая газы, температура лавы до 1000.* С, скорость течения 50 км/час. Слайд №6,№7

Вулканические бомбы и глыбы - обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика.

Вулканический пепел - осколки вулканического стекла в форме мельчайших треугольников. Вулканические газы - горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час. Слайд №9  -№11

3. Виды вулканов. Слайд № 12

Действующие вулканы - извержение помнит человечество.

Потухшие вулканы - извержение не помнит человечество.

Уснувший вулкан - потухший вулкан, снова начавший действовать.

А как догадаться, что это вулкан?

Как отличить вулканическую гору от обычной горы? Элемент исследования.

 Слайд №13,№14.

Вывод: у горы вулканического происхождения:

  • конусовидная форма;
  • на вершине горы чашеобразное углубление;
  • на склонах застывшая лава;
  • вулканические горы как правило одиночные.

Обратить внимание учащихся па слайды №15 и №16 «Типы вулканов» и объяснить особенности различных типов вулканов.

- Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос,  в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Начертить схему в тетради:

   На суше          материковая земная кора            в зоне разломов          вулканы      

  На дне океанов       тонкая океаническая кора          лава прожигает зем. кору         вулканы

4. Где образуются вулканы? Анализ карты. Слайд №19,№20.

Вывод: вулканы образуются на стыке литосферных плит, чаще всего на дне океана, т.к. океаническая земная кора тоньше материковой. Тихоокеанское огненное кольцо – 80%   вулканов Земли.

( Камчатка, Япония, Индонезия, Юж.  и Сев . Америка).Слайд №21

5. Работа с репродукцией картины "Последний день Помпеи", чтение стихотворения А.С. Пушкина об извержении Везувия.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом пламя -
Широко разверзлось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры подают! Народ гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей. Слайд №22,№23.

Вулкан

Год извержения

Число жертв

Везувий (Италия)

79

Около 2 000

Тамбора (Индонезия)

1815

82 000

Кракатау (Индонезия)

1883

36 000

Мон-Пеле (Карибское море)

1902

30 000

 Почему извержение вулканов называют катастрофическим, стихийным явлением?

6. Созидательная роль вулкана.

 Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.

1. Вулканы - " созидатели" новых земель, чудесные земледельцы.

2. Поставщики минералов, строительных материалов.

3. Создатели многочисленных месторождений руд.

4. Источники геотермальной энергии. (Универсальные "чайники" и паровые " котлы" природы).

Объясните, почему? Слайд № 24

7. Работа с географической картой.

Определить географические координаты вулканов и подписать их на контурной карте. Задания по группам на карточках. (слайд №25)

Вулкан

Высота

Географические координаты

Ключевская Сопка

Эльбрус

Везувий

 Фудзияма

Гекла

Этна

 

Проверка задания. (слайд №26)

8. Можно ли предсказать извержение вулкана? Что для этого необходимо делать?

Вулканологи - ученые, изучающие вулканы. Знакомство с профессией вулканолога. Какими качествами должен обладать вулканолог? Почему? Слайд № 27.

Предсказание извержений. Животные и растения - верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Чутко реагируют на приближение подземных грёз многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.

  1. Закрепление изученного материала.

Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

Вопросы:

1. Канал, по которому поднимается магма.(жерло)

2. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава.(кратер)
3. Изливающаяся на поверхность магма.(лава)

4. Куски лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров, выбрасываемые на большую высоту и падающие вблизи вулкана.( вулканические бомбы)

5. Вулканы, которые извергались на памяти человечества.( действующие вулканы)

6.Самый высокий действующий вулкан в России.( Ключевская Сопка)

7.Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений и только горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом. (потухшие вулканы)

8. Потухший вулкан - самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус )

9. Ученые - специалисты, исследующие вулканические процессы.( вулканологи).

10. Вулкан, разрушивший знаменитые город Помпеи. (Везувий)

11. Где располагаются вулканы.( На границах литосферных плит.)

   IY.     Рефлексия

Синквейн  

             

тема – Вулкан

                                           

2 прилагательных (какой)

                                         

3 глагола  (что делает?)

                                         

Фраза, расширяющая смысл, что такое вулкан

Слово - синоним

 

V.  Постановка домашнего задания.

Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.

Дополнительный материал к уроку.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них - Ключевская Сопка - расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Это огромная конусообразная гора. В 2010 году в октябре произошло активное извержение. На Камчатку съехались все вулканологи мира изучать очередное извержение. В этот момент началось извержение соседнего вулкана Шевелуч. Столб пепла был выброшен в атмосферу на высоту 10 км. Практически, люди, живущие на Камчатке, не видели солнца. Ключевская Сопка не только один из наиболее активных вулканов мира, но и редкая природная лаборатория, где вулканологи изучают процессы, совершающиеся в земных недрах.

В это же время проснулся наиболее активный в Индонезии вулкан Мерапи. До начала извержения вулкана около 30 тысяч человек были эвакуированы; многие из них остались без крыши над головой. По мнению специалистов, нельзя исключить и новых извержений Мерапи. Число жертв извержения достигло 153 человек. 218 человек числились пропавшими без вести.

На территории Италии впервые было зафиксировано страшное извержение вулкана Везувий в 79 г.н.э. когда город Помпея был погребен слоем пепла и жители этого города погибли. Он считается одним из наиболее опасных вулканов мира. Этна - действующий вулкан на острове Сицилия высотой примерно 3380 метров. На сей день является самым высоким и самым активным вулканом Европы.

Самый величественный и красивый в Японии вулкан - Фудзияма. В последний раз он проявлял бурную активность в 1707 г. С тех пор Фудзияма безмолвна и неподвижна.

Извержение Кракатау в 1883 году, по меньшей мере, вдвое превосходило по силе мощнейший ядерный взрыв; звук вулканического взрыва был слышен за 4827 км. Для Явы и Суматры главной проблемой стало не само извержение, изрыгнувшее в море огромные, быстро движущиеся потоки расплавленной породы, гораздо страшнее были цунами, огромные волны, поднявшиеся в результате колебания земной коры. 27 августа 1883 года цунами высотой 40 м. обрушился на густонаселенные острова, принеся смерть 36000 человек, - их тела были унесены в море, а позже обнаруживались кораблями более чем за 225 км. от места трагедии. Волна была настолько мощной, что пронесла пароход 3,2 км, прежде чем бросить его на сушу. Почти целый год на островах выпадали густые осадки в виде пемзы и пепла.

Исалько - действующий вулкан в Центральной Америке, в Сальвадоре. Высота 1885 м. Каждые 8 минут выбрасывает взрывное облако, за что назван "маяком" Центральной Америки. Последнее извержение в 1966.

В Мексике среди действующих вулканов отличается Орисаба красивый, правильной формы, высокий конус, покрытый внизу лесом. Последнее извержение Орисаба продолжалось более года.

Котопахи - один из самых активных вулканов Южной Америки, с его склонов сходили мощные грязекаменные потоки, вулкан извергал удушливые газы и неимоверное количество пепла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....