рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
рабочая программа по географии 7 класс 68 часов ФГОС + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass_geografiya.docx | 18.32 КБ |
7klass.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
География 7 класс
№ урока | Наименование тем | Дата |
1 | Введение. Что изучают в курсе «Географии материков и океанов» | |
2 | Как люди открывали мир. Пр. работа №1 Исследование эпохи Великих географических открытий | |
3 | Методы географических исследований и источники географической информации. Пр. работа № 2 Группировка карт атласа по разным признакам | |
4 | Происхождение материков и океанов. | |
5 | Рельеф Земли | |
7 | Климатические пояса Земли | |
8 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | |
9 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | |
11 | Природные комплексы суши и океана | |
12 | Природная зональность Пр. работа № 4 Анализ карты «Природные зоны мира» | |
13 | Численность населения Земли. Размещение населения. Пр. работа №5 Выявление причин неравномерного размещения населения на Земле | |
14 | Народы и религии мира | |
15 | Хозяйственная деятельность людей. городское и сельское население | |
16 | Тихий океан. Индийский океан. Пр. работа №6 Заполнение кластера по Тихому океану | |
17 | Атлантический океан | |
18 | Северный Ледовитый океан | |
19 | Пр. работа № 7 Выявление общих особенности природы южных материков | |
20 | Географическое положение. Исследование Африки Пр. работа № 8 Исследование Африки | |
21 | Рельеф и полезные ископаемые | |
22 | Климат и внутренние воды | |
23 | Природные зоны Африки Пр. работа № 9 Характеристика природных зон Африки | |
24 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки | |
25 | Население. Страны Северной Африки. Алжир | |
26 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. | |
27 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | |
28 | Страны Южной Африки. ЮАР. Пр.работа № 10 Характеристика стран Африки | |
29 | Обобщающий урок по теме «Африка» Пр.работа№11 Нанесение на к/к Африки объектов номенклатуры | |
30 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Пр.работа №12 Исследование Австралии | |
31 | Климат и внутрение воды Австралии. Своеобразие органического мира. Пр.работа№ 13 Характеристика природных зон Австралии | |
32 | Австралийский Союз | |
33 | Океания. Природа, население и страны. | |
34 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Пр.работа №14 Исследование Южной Америки | |
35 | Рельеф и полезные ископаемые материка | |
36 | Климат . Внутренние воды | |
37 | Природные зоны Южной Америки. Своеобразие органического мира Пр.работа №15 Характеристика природных зон | |
38 | Население | |
39 | Страны Востока материка. Бразилия. Пр.работа№ 16 Сравнительная характеристика двух стран Южной Америки | |
40 | Страны Анд. Перу Пр.работа №17 Нанесение на к/к объектов номенклатуры Южной Америки | |
41 | Географическое положение. открытие и исследование Антарктиды. Природа. | |
43 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Пр.работа№18 Исследование Южной Америки | |
44 | Рельеф и полезные ископаемые. | |
45 | Климат. Внутренние воды материка | |
46 | Природные зоны Северной Америки. Население Пр.работа№19 Характеристика природных зон Северной Америки | |
47 | Канада | |
48 | Соединенные Штаты Америки Пр.работа№20 Сравнительная хар-ка природных условий США и Канады | |
49 | Средняя Америка. Мексика | |
50 | Обобщение и контроль знаний по теме «Северная Америка» | |
51 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии Пр.работа№21 Исследование Евразии | |
52 | Особенности рельефа и его развитие | |
53 | Климат Евразии. Внутренние воды. | |
54 | Природные зоны Евразии. Народы и страны Евразии Пр.работа №22 Характеристика природных зон Евразии | |
55 | Страны Северной Европы. | |
56 | Страны западной Европы. Великобритания. Франция. Германия | |
57 | Страны Восточной Европы | |
58 | Страны Южной Европы. Италия | |
59 | Страны Юго-Западной Азии | |
60 | Страны Центральной Азии | |
61 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония | |
62 | Страны Южной Азии. Индия | |
63 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | |
64 | Обобщающий урок по теме «Евразия» | |
65 | Закономерности географической оболочки | |
66 | Взаимодействие природы и общества | |
67 | Итоговая промежуточная аттестация | |
68 | Обобщающее повторение |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2015 г. № 1897;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2015. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
- Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2016 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя
Программа ориентирована на УМК:
- Учебник «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс - предметная линия учебников И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2016г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с образовательными программами начального общего образования, 5-6 класса основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основная цель курса «Материки, океаны, народы и страны» – продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а так же региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формировать минимум базовых географических знаний, географическую картину мира. Эти знания не обходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и по все дневной жизни.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании на селением в хозяйствен ной деятельности;
- раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников по средством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
- раскрыть закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса по средством знакомства с историко-культурными регионами мира;
- обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов; способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор), понимать людей другой культуры;
Отбор изучаемых в курсе стран проведён исходя из величины их территории и населения, роли в развитии мировой цивилизации, с учётом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков. Приняты во внимание политические события в мире, этнический со став населения, образ жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственная деятельность и региональные особенности взаимодействия человека и природы.
В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Современный облик планеты Земля», «Население Земли», «Главные особенности природы Земли», «Материки и страны», «Природа Земли и человек».
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики классных коллективов.
Учебный процесс при изучении курса географии в 7 классе строится с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на
уроке);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики
географических объектов);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
- самостоятельная работа,
- внеучебная деятельность.
В рамках курса осуществляется формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности.
В работе учителя важное место занимает обучение школьников оценочной деятельности, овладение умением оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание предмета одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения географии начальный курс:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты изучения географии «Материки, океаны, народы и страны»
«Введение. Источники географической информации»
Ученик научиться:
- Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника. Составлять перечень источников географической информации. Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). Различать географические описания и характеристики, приводить примеры.
«Современный облик планеты Земля»:
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- объяснять существенные признаки понятий: «природный комплекс», «географическая
оболочка», «географическое положение», «географическая среда», «при родная зона», «широтная зональность» и «вертикальная поясность». Использовать эти понятия для решения учебных задач; различать карты по масштабу, охвату территории и содержанию.
- Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы, их изменения в результате деятельности человека; примеры проявления географической зональности и поясности.
- Понимать причины разнообразия природы Земли
Ученик получит возможность научиться:
- Определять географическое положение каждого материка и океана, моря.
Население Земли
Ученик научится:
- объяснять существенные признаки понятий: «этнос», «плотность населения», «миграции»,«хозяйство». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения.
- объяснять изменения численности населения Земли; приводить примеры размещения людей на Земле; видов хозяйственной деятельности людей.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать причины неравномерного размещения людей на Земле. Приводить примеры разнообразия народов и стран; выделять основные религии мира и историко-культурные регионы. Отбирать источники географической информации с целью расширения знаний о населении Земли
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Главные особенности природы Земли
Ученик научится:
- объяснять существенные признаки понятий: «литосферная плита», «платформа», «складчатая область», «климатообразующие факторы», «воздушная масса», «пассаты», «климатический пояс», «режим реки», «природная зона».
- Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром.
- Приводить примеры компонентов природы, показывать их объекты на карте.
Ученик получит возможность научиться:
- Сравнивать компоненты природы материков и океанов, объяснять причины сходства и различий.
- Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых, закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков, закономерности питания и режима вод суши.
- Составлять по картам и другим источникам информации описания компонентов природы материков, их изменений под влиянием деятельности людей
Материки и страны
Ученик научится:
- Объяснять существенные признаки понятий: географическое положение материка, природный регион, историко-культурный регион, антропогенный ландшафт.
Ученик получит возможность научиться
- Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между географическим положением материка, (другими территориями) для предварительных выводов об их природе.
- Приводить примеры географических объектов, показывать их на карте. Понимать причины особенностей природы, населения материков, особенностей хозяйственной деятельности в разных странах.
- Объяснять географические особенности природы материков, закономерности размещения и развития компонентов их природы. Составлять по картам и другим источникам информации географические характеристики компонентов природы материков, регионов и стран.
- Оценивать степень изменения природы материков и отдельных стран под влиянием деятельность людей. Предлагать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных при родных и техногенных явлений
Природа Земли и человек
Ученик научится:
- Объяснять существенные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы».
- Устанавливать связи между природными ресурсами территории и хозяйственной деятельностью людей.
- Приводить примеры раз личных видов природных ресурсов, рационального и нерационального природопользования.
Ученик получит возможность научиться :
- Владеть основами картографической грамотности и использовать географические карты как одного из «языков» международного общения.
- Отбирать источники географической информации для под готовки сообщений на уроке.
- Понимать причины изменений природы в планетарном, региональном и локальном масштабах, необходимость между народного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.
- Объяснять происхождение источников загрязнения окружающей среды.
- Оценивать роль географической науки в освоении планеты человеком, в решении современных практических за дач, в рациональном использовании природы
Содержание учебного предмета
География материков, океанов, народов и стран
Раздел «Введение»
Что изучают в курсе географии Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики
Раздел «Современный облик планеты Земля»
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «географическое положение» Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятия «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность»
Раздел «Население Земли»
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия
Раздел «Главные особенности природы Земли»
Литосфера и рельеф: Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.
Климаты Земли. Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты. Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат
Вода на Земле. Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек.
Озёра. Болота Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши
Природные зоны. Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.
Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь
Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения
Раздел «Материки и страны»
Африка. Краткая история исследования материка. Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта, Эфиопии, ЮАР.
Австралия и Океания. Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.
Южная Америка. Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран
Антарктида. Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды
Северная Америка. Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.
Евразия. Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору). Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая, Японии. Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии
Раздел «Природа Земли и человек»
Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды. Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Африка» Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун; реки Нигер, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Рабат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).
Тема «Австралия и Океания» Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт.
Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.
Тема «Южная Америка» Природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности, реки Парана, Ориноко, озёра Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Перу (Лима), Чили (Сантьяго).
Тема «Северная Америка»
Природа: полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба, реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гран де; озёра Великие (американские), Вин ни пег, Большое солёное.
Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»
Природа: полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финский, Ботнический, Бискайский, Персидский; проливы Карские Ворота, Бос фор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна; реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озёра Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
1. Оценивать и прогнозировать:
• по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
• изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
• природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
• основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
• особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
• особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
• особенности расового и этнического состава населения;
• различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
• различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
• особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
• основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
3. Описывать:
• основные источники географической информации;
• географическое положение объектов (по карте);
• существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
• компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
• объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
• особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
• географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
• вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и (или) показывать:
• важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
• типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
• факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
• основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
• ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
• природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе не персонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- проверочные, контрольные работы по предметам;
- комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | Введение. Источники географических знаний. | ||
2 | Происхождение материков и впадин океанов | ||
3 | Географическая среда — земное окружение человеческого общества | ||
4 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность Прак.. раб. №1 Проведение исследования природной зоны, расположенной на территории с координатами 30-50 с.ш. 95-100 с.ш. з.д. | ||
5 | Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля» | ||
6 | Расселение людей. Численность населения Земли | ||
7 | Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность | ||
8 | Народы мира и разнообразие стран Прак. раб. №2Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира | ||
9 | Повторение и обобщение раздела «Население Земли» | ||
10 | Планетарные формы рельефа | ||
11 | Закономерности размещения крупных форм рельефа. и месторождений полезных ископаемых | ||
12 | Размещение месторождений полезных ископаемых в зависимости от рельефа | ||
13 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей | ||
14 | Климатообразующие факторы | ||
15 | Климатические пояса | ||
16 | Климатические пояса Прак. раб. №3 Чтение климатических карт для характеристики климата. | ||
17 | Человек и климат Прак. раб. №4 Описание различий в климате одного из материков и оценивание климатических условий материка для жизни населения. | ||
18 | Мировой океан главная часть гидросферы | ||
19 | Воды суши. Закономерности их питания и режима | ||
20 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности Прак. раб. №5 Описание по карте объектов гидросферы на материках (по выбору) и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов. | ||
21 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального поясов | ||
22 | Природные зоны тропического поясов и субтропических поясов | ||
23 | Важнейшие природные зоны умеренных поясов | ||
24 | Природные зоны субполярных и полярных поясов Прак. раб. №6Описание растительного и животного мира материков по картам | ||
25 | Особенности природы и населения южных материков | ||
26 | Особенности природы и населения северных материков | ||
27 | Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах Прак. раб. №7Выявление и сравнение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору) | ||
28 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах Прак. раб. №8Описание географического положения океана (по выбору) | ||
29 | Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли» | ||
30 | Особенности природы Африки | ||
31 | Население и политическая карта Африки | ||
32 | Население и политическая карта Африки | ||
33 | Западная и Центральная Африка. Нигерия | ||
34 | Западная и Центральная Африка. Нигерия | ||
35 | Южная Африка. ЮАР Прак. раб. №9Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки | ||
36 | Австралия и Океания | ||
37 | Австралийский Союз (Австралия) | ||
38 | Океания | ||
39 | Особенности природы | ||
40 | Население и политическая карта | ||
41 | Население и политическая карта | ||
42 | Аргентина Прак. раб.№10Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта; географическое положение крупных городов Бразилии (или Аргентины) | ||
43 | Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла Прак. раб. №11Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран | ||
44 | Особенности природы | ||
45 | Особенности природы | ||
46 | Соединённые Штаты Америки Прак. раб. №12Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США, Мексики. | ||
47 | Канада | ||
48 | Средняя Америка. Мексика Прак. раб. №13Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны и географического положения. | ||
49 | Основные черты природы Евразии. Население материка | ||
50 | Северная Европа. Швеция и Норвегия Прак. раб. №14Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане | ||
51 | Западная Европа. Великобритания. Франция Прак. раб. №15 Сравнительная характеристика Великобритании, Франции, Германии по типовому плану. | ||
52 | Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария | ||
53 | Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия | ||
54 | Белоруссия. Украина | ||
55 | Южная Европа. Италия и Греция (защита рефератов и мультимедийных презентаций) | ||
56 | Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция | ||
57 | Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иракн | ||
58 | Южная Азия. Индия | ||
59 | Страны Центральной Азии | ||
60 | Восточная Азия. Китай | ||
61 | Япония | ||
62 | Юго-Восточная Азия. Индонезия (защита рефератов и мультимедийных презентаций) | ||
63 | Повторение и обобщение раздела «Материки и страны» | ||
64 | Природа — основа жизни людей | ||
65 | Изменение природы человеком Прак. раб. №16Составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; памятники природы и культуры | ||
66 | Роль географической науки в рациональном 6использовании природы | ||
67 | Повторение и обобщение курса | ||
68 | Итоговая промежуточная аттестация. | ||
итого | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...