Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Хрипакова Марина Леонидовна

            Программа разработана с учетом основной образовательной программы НОО, учебного плана для 7 класса МБОУ «Копьевская ССОШ» на 2018 – 2019 учебный год, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018 – 2019 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_7_klass.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Копьёвская сельская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

Гляйн А.А.__________

Протокол №1 от 30.08.2018г.

Согласовано:

Заместитель директора МБОУ «Копьёвская ССОШ»

Злотникова Т.А._______

Протокол №1 от 31.08.2018г.

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Копьёвская ССОШ»

Киселёва В.М._________

Приказ № 75/2        от 31.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

7 класс

2018 – 2019 учебный год

Учитель: Хрипакова Марина Леонидовна,

первая квалификационная категория

с. Копьёво, 2018г.

Пояснительная записка

                 Рабочая программа по предмету «география» для 7 класса МБОУ«Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования, программы Министерства образования РФ: Среднее общее образование, примерной программы по географии, в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованым Министерством образования Российской Федерации: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: в 2 ч.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС утвержденного МО РФ в соответствии с требованиями Федеральногкомпонента государственного стандарта среднего образования.

            Программа разработана с учетом основной образовательной программы НОО, учебного плана для 7 класса МБОУ «Копьевская ССОШ» на 2018 – 2019 учебный год, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018 – 2019 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014.

 Цели и задачи курса

Цель курса создание у учащихся представления о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; раскрытие общегеографических закономерностей, объясняющих и помогающих увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков, воспитание представления о необходимости самого бережного отношения к природе.

  Задачи обучения:

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

     - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

 Общая характеристика учебного предмета

 География в основной школе — учебный предмет, формирующая у учащихся комплексное, системное и  социально -  ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям  окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

  Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей, сравнения объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования, ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах Интернета, статистических материалах, а также для соблюдения норм в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию  системно-деятельностного,  практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться  в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обоснование выбора УМК, на основе которого ведется преподавание предмета

Настоящая рабочая программа по географии для 7 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы и составлена на основе содержания авторской программы УМК под  ред. Е.М. Домогацких.  На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год - 68 часов.

Учебники  географии   под  ред. Е.М. Домогацких представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Впервые весь комплект учебников по географии для средней школы написан единым авторским коллективом, поэтому его отличают преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата. Отличительной чертой данной линией учебников является то, что один из авторов Е.М. Домогацких - учитель - практик с большим опытом работы в школе. Учебники отличаются простотой и доступностью подачи учебного материала, в то же время целостностью и научностью.

Описание места учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы, по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.  География материков и океанов  продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Курс состоит из двух частей: 1. Планета, на которой мы живем; 2. Материки планеты Земля.

 

 Требования к результатам обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

2. Использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по  картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1.  Мировая суша (1 час)

Содержание темы:

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Тема2. Поверхность Земли (6 часов)

Содержание темы:

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты»

Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Тема 4. Мировой океан (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Практическая работа: 1. Комплексная характеристика одного из океанов

Тема 5. Геосфера (2 часа)

Содержание темы:

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Тема 6. Человек (4 часа)

Содержание темы:

Древняя родина человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (10 часов)

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия (6 часов)

Содержание темы:

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида (2 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

1. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

Тема 5. Северная Америка (9 часов)

Содержание темы:

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе

Тема 6. Евразия  (11 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 час)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Практические

работы

Контрольные работы

Раздел. Планета на которой мы живем

21

2

1. Мировая суша

1

2. Поверхность Земли.

5

1

3. Атмосфера

4

Тест

4. Мировой океан

4

1

5. Геосфера

2

6. Человек

5

Тест

Раздел. Материки планеты Земля

46

7

1. Африка.

10

2

Тест

2. Австралия.

6

1

Тест

3. Антарктида.

2

4. Южная Америка.

8

1

Тест

5. Северная Америка.

9

1

Тест

6. Евразия.

11

2

Тест

Раздел. Взаимоотношения природы и человека

1

Итого

68

9

7

Перечень обязательных практических работ.

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты».

2. Комплексная характеристика одного из океанов

3. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

4. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

5.  Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

6. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

7. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

8. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

9. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

Календарно – тематическое планирование  по курсу «Материки и океаны» 7 класс, 2 часа в неделю, 68 часов

№п/п

№ урока

Тема урока

Контроль

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

1

Суша в океане

Входной

04.09

2

2

Геологическое время

Текущий

06.09

3

3

Строение земной коры

Текущий

11.09

4

4

Литосферные плиты и современный рельеф

Практическая работа № 1 «Составление картосхемы «Литосферные плиты»

13.09

5

5

Платформы и равнины

Текущий

18.09

6

6

Складчатые пояса и горы

Текущий

20.09

7

7

Пояса планеты

Текущий

25.09

8

8

Воздушные массы и климатические пояса

Текущий

27.09

9

9

Климатообразующие факторы

Текущий

02.10

10

10

Обобщение. Тест по темам: «Мировая суша. Поверхность Земли. Атмосфера»

Итоговый

04.10

11

11

Мировой океан и его части

Текущий

09.10

12

12

Движение вод Мирового океана

Текущий

11.10

13

13

Органический мир океана

Текущий

16.10

14

14

Особенности отдельных океанов

Практическая работа № 2 «Комплексная характеристика одного из океанов»

18.10

18.10

15

15

Географическая оболочка

Текущий

23.10

23.10

16

16

Зональность географической оболочки

Текущий

25.10

25.10

17

17

Освоение Земли человеком.

Текущий

30.10

30.10

18

18

Охрана природы

Текущий

08.11

19

19

Население Земли

Текущий

13.11

20

20

Страны мира

Текущий

15.11

21

21

Тест по темам: «Атмосфера. Мировой океан. Гидросфера. Человек»

Итоговый

20.11

22

22

Географическое положение и история исследования Африки

Практическая работа №3 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах»

22.11

23

23

Геологическое строение и рельеф Африки

Текущий

27.11

24

24

Климат Африки

Текущий

29.11

25

25

Гидрография Африки

Текущий

04.12

26

26

Разнообразие природы Африки

Текущий

06.12

27

27

Население Африки.

Текущий

11.12

28

28

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

Текущий

13.12

29

29

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная

Африка Практическая работа № 4 «Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке»

18.12

30

30

 Африка: обобщение и повторение

Итоговый

20.12

31

31

Тест  по теме «Африка»

Итоговый

25.12

32

32

Географическое положение. История открытия и исследования

Практическая работа № 5 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков»

27.12

33

33

Компоненты природы Австралии

Текущий

15.01

34

34

Особенности природы Австралии

Текущий

17.01

35

35

Австралийский Союз  

Текущий

22.01

36

36

Океания

Текущий

24.01

37

37

Обобщающее повторение. Тест по теме «Австралия»

Итоговый

29.01

38

38

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Текущий

31.01

39

39

Особенности природы Антарктиды.

Текущий

05.02

40

40

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

Текущий

07.02

41

41

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

Текущий

12.02

42

42

Климат Южной Америки

Текущий

14.02

43

43

Гидрография Южной Америки

Текущий

19.02

44

44

Разнообразие природы Южной Америки

Текущий

21.02

45

45

Население Южной Америки.

Практическая работа № 6 «Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки»

26.02

46

46

Регионы Южной Америки

Текущий

28.02

47

47

Обобщающее повторение . Тест по теме «Южная Америка»

Текущий

05.03

48

48

Географическое положение Северной Америки.

Текущий

07.03

49

49

История открытия и исследования

Текущий

12.03

50

50

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

Текущий

14.03

51

51

Климат Северной Америки

Практическая работа № 7 «. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»

19.03

52

52

Гидрография Северной Америки

Текущий

21.03

53

53

Разнообразие природы Северной Америки

Текущий

02.04

54

54

Население Северной Америки

Текущий

04.04

55

55

Регионы Северной Америки

Текущий

09.04

56

56

Обобщающее повторение . Тест по теме «Северная Америка»

Итоговый

11.04

57

57

Географическое положение.  История исследования Евразии

Текущий

16.04

58

58

Геологическое строение и рельеф Евразии

Текущий

18.04

59

59

Климат Евразии

Практическая работа  № 8 «Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам»

23.04

60

60

Гидрография Евразии

Текущий

25.04

61

61

Разнообразие природы Евразии

Практическая работа  № 9 «Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели»

30.04

62

62

Население Евразии

Текущий

02.05

63

63

Регионы Европы: Средняя и Северная Европа.

Текущий

07.05

64

64

Регионы Европы: Южная и Восточная Европа.

Текущий

14.05

65

65

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

Текущий

16.05

66

66

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Текущий

21.05

67

67

Обобщающее повторение . Тест по теме «Евразия»

Итоговый

23.05

68

68

Природа и общество

Итоговый

28.05



Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся будут знать:

 географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

 причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

 основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

 связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;

 причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;

 географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся научится:

анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;

выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;

описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;

приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;

проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;

различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;

сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений;

сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Приложение  

Тематика проектных и исследовательских работ

Исследование «Сейсмическая активность планеты Земля и ее изменения в последние годы»

Исследование «Бутылочная почта»

Проект «Неизвестный материк»

Исследование «Глобальное потепление или новый ледниковый период?»

Проект «Маршрут путешествия по материку»

Проект «Хочу в Африку!»

Проект «Правила туриста в Австралии»

Проект «Как правильно себя вести в заграничном путешествии»

Проект «Национальный костюм»

Проект «Особенности национальной кухни»

Проект «Вокруг света под парусами»

Проект «Чайная церемония»

Проект «Растения-переселенцы»

Проект «Эндемики материков»

2. Критерии оценки учебной деятельности обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
           Исходя из поставленных целей, учитывается:

•     Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

•     Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
•     Самостоятельность ответа.
•     Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 Критерии и нормы оценок за устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1.    Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

2.    Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3.    Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.    Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1.    Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

2.    Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 

3.    В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 

4.    Ответ самостоятельный; 

5.    Наличие неточностей в изложении географического материала; 

6.    Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.    Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.    Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.    Понимание основных географических взаимосвязей;

10.    Знание карты и умение ей пользоваться;

11.    При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

Оценка "3" ставится, если ученик: 

1.    Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 

2.    Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; 

3.    Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

4.    Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 

5.    Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

6.    Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

7.    Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 

8.    Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 

9.    Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 

10.    Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.    Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.    Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 

1.    Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 

2.    Не делает выводов и обобщений. 

3.    Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 

4.    Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 

5.    При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 

6.    Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа, учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 

Критерии и нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик: 

 -  выполнил работу без ошибок и недочетов; 

-  допустил не более одного недочета. 

- правильно выполнил более 90% всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 

 -  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 -  или не более двух недочетов. 

- правильно выполнил более 75% всех заданий

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 

 -  не более двух грубых ошибок; 

 -  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 

 -  или не более двух-трех негрубых ошибок; 

-  или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 

-  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

- правильно выполнил более 60% всех заданий

Оценка "2" ставится, если ученик: 

-  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 

-  или если правильно выполнил менее половины работы. 

Примечание.  

-  Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 

 -   Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 

Критерии выставления оценок за проверочные тест

 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии и норма оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. 

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Критерии и норма оценки умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
        Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
        Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
        Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

3. Географическая номенклатура

Тема «Африка»: 

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

-  Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

-  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»: 

-  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей, Эйр;

 - Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»: 

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

 - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»: 

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

 - Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

 - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»: 

 - Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

 - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

-равнины ЗападноСибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

УМК :

Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2017 год.

География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 367 с. – (Для преподавателей).

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 280 с.: ил., карт.

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2 Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.: ил., карт.

Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5- 9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.- М.:Вентана- Граф, 2014.- 224 с

 Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.- М.:Вентана- Граф, 2010.- 240 с.

Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС. 2017 г.

Сайты для учителя географии:

1. http://www.metodika.ru/

2.http://collegy.km.ru/

3. http://www.ychitel.com/

4.http://www.ug.ru/

5. http://www.uroki.net Uroki.net.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...