открытый урок
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Силина Наталья Николаевна

разработка к открытому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта567 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

География

Класс

8 В

Учитель

Силина Наталья Николаевна

Дата проведения урока

24.01.2018 г.

Тема урока

"Внутренние воды России"

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации;

Планируемые результаты

Предметные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации;

Личностные: воспитание бережного отношения к воде, природе.

Метапредметные: Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения

Регулятивное УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности.

 Познавательное УУД: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение.

Коммуникативное УУД: пользоваться речью для регуляции своего действия, согласовывать позиции и находить общее решение, представлять результат деятельности.

Основные понятия

Река, русло, речная долина, аллювий, пойма, эрозия, терраса, речная система, исток, устье, эстуарий, дельта, падение реки, уклон реки, годовой сток, твердый сток, типы озерных котловин, сточное, бессточное озеро, грунтовые воды, родник, многолетняя мерзлота.

Межпредметные связи

География, музыка,литература, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник: География России.Природа. Население. Хозяйство,В.П. Дронов, И.И. Баринов, В.Я. Ром, М: 2014

- презентация;

- раздаточный материал.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная и в группах

Этап урока

Цель этапа

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты УУД

I этап.

 Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

  1. Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность
  2. Создать положительный эмоциональный настрой

Я  улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы спокойны, добры,

приветливы и жизнерадостны. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на нашем открытом  уроке, который называется …..

Готовят рабочее место.

Внимательно слушают учителя.

Познавательные, общеучебные, коммуникативные.

II этап. 

Актуализация знаний и пробное учебное действие (2 мин)

  1. Повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания.
  2. Определить индивидуальные затруднения, указывающие на недостаточность имеющихся знаний

Сегодня у нас необычный урок!
Всех знаний, понятий открыт сундучок.
Мы будем играть, обобщать,

повторять,
записывать что-то, запоминать:
Каспийское море и реку Анадырь
Байкал и Амур ведь никто не забыл?
Озера и реки России Большой
Мы вспомним их в конце темы какой?
(Слайд 2)

Сформулируйте тему урока?

Действительно тема нашего сегодняшнего урока: (слайд № 3. 4):

"Внутренние воды России"

Думают,  предлагают варианты ответов и сами называют тему урока.

Перечисляют виды внутренних вод.

Регулятивные, целепологание, коммуникативные.

Выявление места и причины затруднения целепологания (2 мин)

  1. Организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение.
  2. Согласовывается цель урока

Учитель предлагает исходя из темы определить значение цели и задачи урока для каждого ученика по теме и помогает им наводящими вопросами, если это будет необходимо  

Ставят цели и задачи к уроку

Коммуникативные, регулятивные

III этап. 

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

1.Создание благоприятной атмосферы, заинтересованности.

Учитель в ходе беседы активизирует опорные знания школьников о внутренних водах.

Порт «Словесный»

 Приложение 1

(Слайды 5-8)

Ведут беседу с учителем

Учащиеся отвечают на вопросы,

 по очереди комментируют свои ответы),озвучивают понятия

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

III этап.

Обобщение  и систематизация знаний

1.Повторение и закрепление  пройденного материала,

2.Корректировка полученных знаний

Приступаем к обобщению и систематизации полученных знаний

Порт «Познавательный»

 (Слайд 9-11)

1 ряд- реки Северного Ледовитого океана;

2 ряд-Тихого океана и озера:

3 ряд – Атлантического океана и внутреннего стока

Ученики выходят по очереди к карте и показывают на карте реки

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Порт «Потерянный»

Отыщи реку, которая потерялась..

Слайд (12- 15)

В раздаточном материале отвечают на вопросы  и взаимопроверка проверяют

Регулятивные,

Коммуникативные,

Познавательные

Релаксация

Физминутка

Порт «Спортивный»

Приложение №3

(Слайд 16-17)

Бежит река  (бег на месте)

Глубока (наклон) и широка, (руки в стороны)

Мы по речке поплывём (разведение рук, движение  рук  при плавании, поворот туловища влево и вправо)

И здоровья наберём. (руки сжимаем к плечам).

Выполняют упражнения

III этап.

Обобщение  и систематизация знаний

1.Повторение и закрепление  пройденного материала,

2.Корректировка полученных знаний

Порт «Речной»

(Слайд 18-21)

К

О

М

Е

Н

И

С

Е

В

О

Л

И

З

Л

Е

Й

А

Ю

Г

К

У

А

Н

Я

М

Б

А

М

Б

А

Н

Ь

У

И

Р

З

Ь

Р

Ы

Д

Р

А

Т

Ы

Ш

А

Н

А

О

Л

Ы

М

А

У

О

Б

К

О

Л

Л

А

Р

М

Ь

Выполняют крассворд

Потр «Капитан Врангель»

(Слайд 22- 24)

Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озере Байкал. Это озеро находится  на  юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. В это озеро впадает  всего одна река – Ангара. Вода в озере слабосоленая. В озере обитает незначительное количество видов живых организмов.

Задание № 6 «Узнай меня».

(Слайд 25- 30)

  1. Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду  проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью  между осажденным  Ленинградом и страной (Ладежское)
  2. А это озеро  - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское)
  3. Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой  и населено многими живыми организмами морского происхождения (Каспийское море-озеро)
  4. Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой  и населено многими живыми организмами морского происхождения (Эльтон)

Порт «Картографический»

(Слайд 30-31)

Нанесите на контурную карту внутренние воды России

Вариант 1

Вариант 2

Печора

Северная Двиеа

Дон

Нева

Амур

Обь с Иртышем

Лена

Енисей с Ангарой

Озеро Баскунчак

Анадырь

Каспийское

Байкал

Ладажское

Онежское озеро

Порт «Эрудированный»

(Слайд 32-35)

 Рассчитайте падение и уклон реки Волга

Высота истока – 256 м,

Высота устья – (-28),

длина реки – 3531км.

Падение (256 – (-28) = 284 м или 28400 см;

Уклон 28400см : 3531км = 8,04см/км).

V этап. 

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание  

(2 мин)

Порт «Закльчительный»

(Слайд 36-37)
1. Итоговые Задания по теме
2. Подготовить информацию о В. В. Докучаеве

Обучающиеся получают стихотворный текст с заданием, дома проводят исследование готовят выступление

VI этап. 

Подведение итогов занятия.

Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

  1. Учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.
  2. Соотнести цели и результаты деятельности и наметить дальнейшие цели.

Порт «Рефлексия»

(Слайд 38-41)

Учитель благодарит своих учеников за совместную работу и говорит о том, что они были активными, было приятно слушать их умные ответы. Работал весь класс. Умеете ставить вопросы и отвечать на них, вести диалог, отбирать из материала нужную информацию. Просто молодцы! Спасибо вам! А сейчас я предлагаю вас оценить свою деятельность, пройдите к лесенке успеха,

1-если у вас сегодня на уроке ничего не получилось, вы ничего так и не запомнили и ничему не научились приклейте свою капельку на самую нижнюю ступеньку,

2-если у вас еще есть проблемы и вам, что то надо подучить на вторую

3-если вам все удалось,   и у вас не осталось никаких проблем на верхнюю.

Вопросы Рефлексии

Закончи предложения:

- Я знаю, что…..

- Я умею….

- Мне понравилось …

 Подведение итогов урока. Оценки.

- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными

И отличники нашего плавания!!!

Отвечают на вопросы учителя

Определяют уровень достижения своих результатов

Делятся впечатлениями об уроке

Приложение 1

Порт «Словесный»

1) Как называется естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле…  (река).

2) Как называется начало реки …   (исток).

3) Как называется река со всеми своими притоками …  (речная система).

4) Как называется место впадения реки в другую реку, озеро или море …  (устье).

5) Что такое замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).

6) Назовите самое глубокое озеро мира … (Байкал).

7) Кратковременные подъёмы воды в реке …     (паводок).

8) Как называются озёра, из которых вытекают реки …   (сточные).

9) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).

10) Как называются озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает …   (бессточные).

11) Ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы  …  (половодье).

12) Назовите самое большое по площади озеро Русской равнины …  (Ладожское).

13) Назовите самую длинную реку России    …   (Лена – 4400км).

14) Самая полноводная река России  …   (Енисей).

15) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы …   (Волга).

16) Назовите реку, имеющую самую большую речную систему (Обь с Иртышом – 5410км).

17)  Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка»  …   (Баскунчак).

Приложение 2

Порт «Речной»

1). Среди частей света: восток, юг, север, запад (Юг – река во Владимирской области)

2). В океане музыки: минор, мажор, аккорд, нота (Нота – река в Мурманской области)

3). В стаде животных: теленок, птенец, оленёк, медвежонок: (Оленек – река вСибири)

4). В стае птиц: синица, грач, дрозд, ворона (Ворона – приток реки Хопёр в Саратовской области)

5). В напитках: компот, квас, сок, морс (Сок – приток Волги)

6). Характеристика подружки: добрая, грустная, задумчивая, веселая (Добрая – река в бассейне реки Амур)

7). В видах агроциноза: сады, огороды, поля,  кусты (Поля – в бассейне реки Клязьма)

8). В навыках деятельности человека: беги, ищи, лови, сиди (Лови – река в Хабаровском крае)

9). В стихийных действиях: шторм, ураган, буря, смерч (Буря – бассейн реки Ангора)

10). Во внешнем виде: пустая, полная, большая, худая (Пустая – река на полуострове Камчатка)

11). В посуде: кружка, миска, ложка, таз (Таз – река в Западной Сибири)

12). Между имен: Вова, Нина, Яна, Саша (Яна – река в Якутии)

Приложение 3

Порт  «Спортивный»

Бежит река  (бег на месте)

Глубока (наклон) и широка, (руки в стороны)

Мы по речке поплывём (разведение рук, движение  рук  при плавании, поворот туловища влево и вправо)

И здоровья наберём. (руки сжимаем к плечам).

Приложение 4 (Порт «Речной»)

К

О

М

Е

Н

И

С

Е

В

О

Л

И

З

Л

Е

Й

А

Ю

Г

К

У

А

Н

Я

М

Б

А

М

Б

А

Н

Ь

У

И

Р

З

Ь

Р

Ы

Д

Р

А

Т

Ы

Ш

А

Н

А

О

Л

Ы

М

А

У

О

Б

К

О

Л

Л

А

Р

М

Ь

К

О

М

Е

Н

И

С

Е

В

О

Л

И

З

Л

Е

Й

А

Ю

Г

К

У

А

Н

Я

М

Б

А

М

Б

А

Н

Ь

У

И

Р

З

Ь

Р

Ы

Д

Р

А

Т

Ы

Ш

А

Н

А

О

Л

Ы

М

А

Р

О

Б

К

О

Л

А

М

У

М

Ь

Енисей

Кубань

Волга

Анадырь

Иртыш

Колыма

Амур

Обь

Лена

Урал

 

Приложение 5

Порт «Капитана Врангеля»

«Сообщение от капитана Врунгеля» про озеро Байкал, в котором допущены географические ошибки. За определенное время учащиеся должны найти эти ошибки.

Текст сообщения: «Дорогие ребята! Недавно я побывал на одном из чудеснейших мест нашей планеты – озере Байкал. Это озеро находится  на  юге европейской части России. Озерная котловина этого озера ледникового происхождения. Это самое длинное пресноводное озеро в мире. По глубине оно занимает второе место в мире. Из   озера вытекает всего одна река – Ангара. Вода в озере пресная. В озере обитает разнообразное количество видов живых организмов.»

Правильные ответы:

1) азиатская часть;

2) тектонического происхождения;

3) самое глубокое  пресноводное озеро;

4) первое место в мире;

Приложение 6

Порт «Узнай меня»

  1. Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду  проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью  между осажденным  Ленинградом и страной (Ладожское озеро)

  1. А это озеро  - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро)

  1. Озеро находится на юго – востоке европейской части России. Вода в озере соленая,  в этом озере добывается соль (Каспийское море-озеро)

  1. Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой  и населено многими живыми организмами морского происхождения. (Эльтон)

Приложение 7

Порт «Картографический»

Нанесите на контурную карту внутренние воды России

Вариант 1

Вариант 2

Печора

Северная Двиеа

Дон

Нева

Амур

Обь с Иртышем

Лена

Енисей с Ангарой

Озеро Баскунчак

Анадырь

Каспийское

Байкал

Ладажское

Онежское озеро

Приложение 9

Порт «Эрудированный»

Что такое падение и уклон реки?
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем. (в метрах)

П= Н1 – Н2

  Н1 – абсолютная высота истока,

  Н2 – абсолютная высота устья

УКЛОН – отношение падения реки

 (в см/км)

У= П: Д

У– уклон реки;

П - падение реки;

Д – длина реки.

к ее длине (в км.)

Река Волга.

Высота истока – 256м, высота устья – (-28), длина реки – 3531км.

Падение (256 – (-28) = 284 м или 28400см;

Уклон (28400см : 3531км) = 8,04см/км

Приложение 8

Порт «Картографический»

Приложение 9

Порт «Рефлексия»

Закончи предложения:
- Я знаю, что…..
- Я умею….
- Мне понравилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...