План-конспект урока (по В.Д. Шадрикову)
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Поединцева Галина Теодоровна
Урок развитие познавательной активности студентов по теме: «Россия в мировой экономике» учебной дисциплины «География» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий естественнонаучного и технического профилей. Данная тема является актуальной в современном мире, необходима обучающимся студентам для развития личностных компетенций.Урок развитие познавательной активности студентов по теме: «Россия в мировой экономике» учебной дисциплины «География» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий естественнонаучного и технического профилей. Данная тема является актуальной в современном мире, необходима обучающимся студентам для развития личностных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_urok_po_shadrikovu.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока (по В.Д. Шадрикову)

 

Тема урока:  Россия в мировой экономике

 Методическая тема: развитие познавательной активности

 Цели урока: Выяснить какое место и какую роль играет в мировой экономике Российская Федерация

Задачи:

1.Обучающая: формирование у учащихся знаний о положении России в мировой экономике

2. Воспитывающая: воспитание чувства гордости за Россию.

 3. Развивающая: формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способностей учащихся.

 

Формируемые компетенции:

1.Ценностно-смысловые компетенции

2.Общекультурные компетенции

3.Учебно-познавательные компетенции

4.Информационные компетенции

5.Коммуникативные компетенции

Тип урока: комбинированный

Вид урока: репродуктивный

Методы обучения: наглядно-вербальный

Межпредметные связи: география - история, география - обществознание, география — физика.

Внутрипредметные связи: экономическая и социальная география.

 Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Мультимедиапроектор, тесты-альтернативы, презентация с таблицами, картами и схемами.

Источники информации: 

Основные источники:

  1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
  2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  3. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

4.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5.География в таблицах 10-11 класс: справочное пособие /Авт. И сост. В.В.Климанов.-М.,2013

6.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 10-11 классы: методич.пособие.-М.,2014

7. Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014. 

8.Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

7.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

9.Универсальная энциклопедия для юношества. Земля /Сост. А.М.Берляш.- М., 2011

10. Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога: Методика оценки уровня квалификации педагогических работников, .-М, 2011.

11. Экономическая и социальная география России: учебник / под ред. А,Т,Хрущева.-М,2001

Ход урока по этапам

Этапы работы:

  1. Организационный этап

Цель: Подготовиться к работе на уроке.

Доброе утро! Садитесь! Начнем наше занятие с проверки отсутствующих. Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка насколько хорошо вы усвоили тему прошлого занятия. Объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде опроса.        

Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Задачи:

- определение отсутствующих;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка готовности доски.

Методы организации работы учащихся: словесный.

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: проверка домашнего задания

Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы знаете о ранее изученной теме: «Всемирные экономические отношения».

На доске Вы видите сокращения: Всемирная торговая организация, Всемирные экономические отношения, Международные финансово-кретидные отношения ,Международное производственное сотрудничество , Научно-техническое сотрудничество которые отражают экономические понятия

Кто может объяснить  в чем их суть?

- ответы студентов.

С понятиями разобрались. Теперь следующее задание тестовое. Вам предлагается  2 варианта тестов по 10 вопросов с вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ (Приложение №1; Варианты тестовых заданий) 

Студенты обмениваются тестами и проверяют правильность ответа.

Теперь давайте обсудим все вместе, какой вариант является правильным для каждого вопроса.

Студенты поднимают руку и отвечают на вопросы. Преподаватель  объявляет правильные ответы.

Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:

- выявление уровня знаний учащихся по теме: Всемирные экономические отношения;

- определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

- словесный (ответить на вопросы);

- упражнения (выполнение теста);

Критерии достижения целей:

- полный ответ;

- наличие ошибок в ответе.

Возможные действия:

- помощь преподавателя;

- помощь ребят группы.

На данном этапе также происходит совместная деятельность учащихся.

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала преподавателем студента);

- метод взаимной проверки (один студент отвечает, другой его проверяет).

Критерии:

Оценка «5»

- правильность выполнения задания;

- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя;

- демонстрация усвоения ранее изученных тем.

Оценка «4»

- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя.

Оценка «3»

- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий.

3. Объяснение нового учебного материала.

Цель:

- понимание места России в мировой экономике;

- формирование знаний о российской экономике и ее роли в мировой экономике.

Задачи:

- научить студентов определять значение России в мире и мировой экономике.

Теперь мы подошли к теме нашего сегодняшнего занятия. Запишите – Россия в мировой экономике.

Как вы думаете, какую роль играет наша страна в мире?

- ответы студентов

Все это верно, но давайте рассмотрим конкретные примеры, доказывающие высокую и значительную роль нашей страны в мировой экономике.

Просмотр Презентации (Приложение №2) и конспектирование основных понятий: Россия в мировой экономике

Слайд №2

Территория России занимает площадь более 17 млн км2, превосходя США в 1,8 раза. По численности населения (около 146 млн чел.) Россия находится на шестом месте в мире — после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.

Россия с населением, составляющим 2,5% мирового, располагает мощной минерально-сырьевой базой, оцениваемой в 25% мировых ресурсов. Ее общие запасы разведанных полезных ископаемых оцениваются  в 28,3 трл долл.

 (Слайды №3 - 5)

Российская Федерация является крупнейшим мировым производителем топливно-сырьевых ресурсов, занимая

  • 1-е место в мире по разведанным запасам природного газа;
  • 3-е место в мире по запасам угля;
  • 7-е место в мире по разведанным запасам нефти;
  • 4-е место в мире по запасам железной руды;
  • 6-е место в мире по разведанным запасам медных руд;
  • 3-е место в мире по площади сельскохозяйственных угодий;
  • 1-е место в мире по запасам древесины.

(Слайды №6-8 )

  • Природно-ресурсный потенциал России составляет свыше 20% мировых запасов. Это обеспечивает России особое место среди индустриальных стран. Природные ресурсы, используемые экономикой России, составляют 95,7% национального богатства страны. На территории страны находятся крупные месторождения топливно-энергетического сырья: нефти, природного газа, угля, урановых руд.
  • Россия занимает первое место в мире по запасам газа (32% мировых запасов, 30% мировой добычи); второе место по уровню добычи нефти (10% доля мировой добычи); третье место по запасам угля (22 угольных бассейна, 115 месторождений, в том числе в европейской России – около 15,6%; в Сибири – 66,8%; на Дальнем Востоке – 12,9%; на Урале – 4,3%). По разведанным запасам железных руд Россия занимает тоже первое место, по олову – второе, по свинцу – третье. Также Россия занимает лидирующее положение в мире по обеспеченности лесом.
  • По запасам золота Россия занимает 6-е место в мире. (Слайд №11)
  • В России насчитывается пять крупных нефтегазовых провинций, расположенных в Европейской части страны и в Западной Сибири на территории 10 краев и областей и 11 республик: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Тимано-Печорская, Северо-Кавказская и Прикаспийская. 
             Кроме того, на территории страны добываются и металлические руды: железо, никель, медь, алюминий, олово, полиметаллы, хром, вольфрам, золото, серебро. Разнообразны и неметаллические руды: фосфотиты, апатиты, тальк, асбест, слюда, калийные и поваренные соли, алмазы, янтарь, драгоценные и полудрагоценные камни. Также широко распространены строительные материалы: песок, глина, известняк, мрамор, гранит, цементное сырье и другое.

Что касается полезных ископаемых, природных ресурсов, прозвучало слово «разведанных». Что это значит?

- ответы студентов.

Совершенно верно, разведанные полезные ископаемые или ресурсы означает, что это те ресурсы, которые мы добываем в данный момент, о которых мы знаем, знаем  о их месторождении, каков численный запас ресурсов в этом месторождении. А сколько еще существует в нашей стране, не найденных месторождений, так скажем, неразведанных полезных ископаемых. (Слайды №9; 12 )

С этим мы разобрались. Но кто мне может сказать еще, в чем конкурентные преимущества России на мировом рынке? (Слайд№10)

- ответы студентов.

Обобщая все, что вы сказали можно сделать вывод, что нашими конкурентными преимуществами являются:

  • наличие большого количества основных видов полезных ископаемых;
  • дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
  • наличие передовых и уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.);

К сожалению, реализация этих преимуществ Российской Федерации на практике блокируется рядом конкурентных слабостей, среди которых:

  • значительный физический износ и моральное старение основных фондов страны (в машиностроении 1/4 всего технологического оборудования старше 20 лет, износ же производственных фондов страны превышает 60%);
  • сосредоточение основной массы конкурентоспособных технологий ВПК, где они использовались для серийного и даже единичного производства, что привело к ослаблению контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;

В настоящее время конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются ее слабостями. Результатом этого является, в частности, то, что российский и мировой экспорт имеют абсолютно несхожую структуруна долю топлива, руд и металлов приходится почти три четверти отечественного экспорта, на машины и оборудование - всего около 6%; в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования составляет примерно 38%, а на топливо, руды и металлы приходится менее 14%. В экспорте российских обрабатывающих отраслей представлена главным образом низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (42%) продукция, а на наукоемкие изделия приходится менее 3% поставок за рубеж.

Современное состояние экспортной базы страны, таким образом, не дает оснований рассчитывать на быстрый эффект от использования стратегии экспортоориентированного развития.

Перейдем к следующим слабостям:

  • отставание по уровню использования высоких технологий от индустриальных стран (например, по обеспеченности автоматизированными комплексами РФ отстает от Японии в 8 раз, от Германии в 6 раз);
  • низкий уровень производительности труда в промышленности (в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах).

Развитие отраслей промышленности в России (Слайды №13-15)

А сейчас давайте поговорим о производстве в России.  Ранее мы уже коснулись того, на каком месте находится Россия по добыче полезных ископаемых, природных ресурсов. На РФ приходится более 35% месторождений природного газа. Основную добычу «голубого топлива» контролирует российский монополист «Газпром». В Европе на газ из России приходится до 70% потребления. Россия занимает четвертое место в мире по производству стали и чугуна (после Китая, Японии и США). На экспорт уходит около половины металла, в последнее время рост потребления отмечен и в России. Всего эта отрасль производит более 60 млн. тонн стали, 40 млн. тонн чугуна и 5 млн. тонн труб.
        Российская сталь является самой конкурентно способной продукцией в мире, как в цене, так и по качеству. Отечественные стальные компании являются одними из самых прибыльных (Новолипецкий металлургический комбинат с прибылью более 600 млн. долл., занял второе место после южнокорейского
металлургического комбината).

Россия  является мировым лидером по экспорту производственного сырья, металлов. В настоящее время на территории страны действуют более 10 предприятий по переработке первичного алюминия.

 Каждая из стран лидеров мировой торговли занимает определённый сегмент экспортируемых товаров. Без экспортируемого Россией сырья и оборудования, необходимых для реализации внутренних проектов остальных стран, не возможно развитие мировой экономики в целом.

 Россия является обладателем огромного потенциала. Как промышленного, так и экономического.

В России развит военно-промышленный комплекс. (Слайды №16 -18)

Кто знает, что он  включает в себя?

- ответы студентов.

        Но, как и любая страна в современном мире, России было бы крайне сложно существовать и развиваться без партнерских отношений с другими странами мира. Для развития таких отношений и были организованны международные организации. Кто знает, в какие международные организации входит Россия?

- ответы студентов.

Партнерские отношения России с другими странами мира (Слайды № 19-23)

Россия состоит в следующих международных организациях:

Важным для России является членство в Содружестве Независимых Государств(СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Данная организация, будучи созданной в 1991 г. после распада СССР, включила в себя большинство бывших советских республик, за исключением стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В 2014 году в СНГ входят, помимо РФ, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Украина де-факто входит в СНГ, но не подписывала Устав. Не подписывала Устав и Туркмения, при этом заявив о себе как об «ассоциированном члене» организации. Грузия после конфликта с Россией вышла из СНГ в 2009 г. Россия несет функцию охраны внешних границ СНГ в Средней Азии и Закавказье. 
        Еще одна геополитически важная для России организация - Таможенный союз ЕврАзЭС, куда вместе с ней входят Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающей единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.
         В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Территория входящих в эту региональную организацию стран занимает 60% территории Евразии. Основные провозглашенные задачи ШОС - укрепление безопасности и стабильности, экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, культурное и научное взаимодействие, борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. 
         Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет собой военно-политический союз, который в современном виде существует с 2002 года. В ОДКБ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Заявленная задача организации - защита совместными усилиями территориально-экономического пространства стран участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

После того как в 1991 году СССР распался, Россия была юридически признана государством-правопреемником СССР. Поэтому она заняла место бывшего Советского Союза в Совете Безопасности ООН и ряде других организаций.
         Организация Объединенных Наций (ООН) считается, пожалуй, главной среди тех, что возникли после Второй мировой войны. Создана она была в 1945 году с целью поддержания мира в различных регионах планеты. Она обладает немалыми финансовыми возможностями, аппаратом управления и даже вооруженными силами. Россия была одной из стран, принимавших участие в создании ООН. А будучи державой-победительницей во Второй мировой войне, она вошла в число высшего исполнительного органа организации - Совета Безопасности ООН, где состоит и по сей день. В связи с этим Россия обладает правом вето, т.е. правом наложить запрет на любое принимаемое ООН решение.
          Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - одна из тех, где участвует Россия. Цель ОБСЕ - поддерживать безопасность и мир в Европе. 
        Помимо вышеперечисленных, РФ входит в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Совет Европы, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная авиационная федерация (ФАИ), Азиатская парламентская ассамблея (АПА) и т.д.

А теперь давайте посмотри оценки экспертов по экономическому  развитию России (Слайды 24 - 28)

Выход России на мировой рынок – это участие ее в интеграционных объединениях. Межгосударственная интеграция, приносит участникам серьёзные экономические, политические и социальные выгоды,  позволяет участникам выступать как единый экономический и политический блок в международных отношениях, а так же увеличивает вес государств в мировом масштабе.

Интеграция серьёзно увеличивает экономический потенциал страны и вместе с этим улучшает благосостояние населения.

 Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных факторов, в частности: влияние научно - технического прогресса, формирует новые виды услуг; масштабная структурно - технологическая перестройка материального производства; урбанизация, порождает дополнительные потребности в услугах, прежде бытовых и социальных; массовая автомобилизация и компьютеризация, сформировали специальный сектор экономики услуг, увеличение расходов на услуги, связанные с формированием и развитием человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальное обслуживание); благоприятное ресурсное обеспечение, связанное с высокой нормой прибыли, быстрой окупаемостью, обеспечением рабочей силой.

 Мировая торговля показывает, что такого рода объединения всегда выгодны в зависимости от того, какие социальные и экономические принципы у них формируются.

Россия обладает предпосылками к улучшению своего экономического положения и стабилизации в мировом хозяйстве. Об этом можно говорить, основываясь на данные об увеличении экспорта промышленного сырья. Кроме того российское правительство поставило перед собой задачу значительно увеличить ВВП. Для этого необходимо увеличивать темпы роста промышленности её производительность. Так же следует корректировать внешнеэкономическую политику и увеличивать экспорт в национальной экономике.

Критерии определения уровня внимания:

- высокий (студенты активны);

- средний (студенты отвлекаются);

- низкий (студенты не заинтересованы).

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем студента).

4.Закрепление учебного материала

Цель: установление осознанности учащимися нового материала.

Задачи:

- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний;

- установить выявленные проблемы.

Методы достижения поставленной цели:

- проведение устного опроса.

Критерии степени усвоения нового материала:

- понимание места России в мировой экономике;

- понимание и способность раскрыть основные экономические понятия, используемые в рамках данной темы.

Методы реагирования:

- повторное объяснение учителем темы;

- фронтальный опрос;

- ответы студентов.

5. Задание на дом

Цель: написать свой сценарий  и предложения  по экономическому развитию России.

Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению.

Критерии:

- подготовить свой сценарий и предложения по экономическому развитию России;

- выучить основные понятия.

6. Рефлексия

Подведение итога урока.

Вместе со студентами формулируется обобщение изученной темы.

- ответы студентов.

- Несмотря на трудности, Россия была и остается самой богатой страной на планете.

-  Россия среди стран мира имеет высокий экономический потенциал (природные ресурсы и отрасли хозяйства, военно-промышленный комплекс). Без экспортируемого Россией сырья и оборудования, необходимых для реализации внутренних проектов остальных стран, не возможно развитие мировой экономики в целом.

- Россия входит в состав Международных организаций, что способствует экономическому росту и неизбежному повышению ее роли  в геополитике и мировой экономике.

 Выставляются оценки за работу на уроке.

За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (работа на уроке, выполнение теста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...