Поурочное планирование урока географии в 10 классе "ООПТ"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Софья Валерьевна Зубач

Основные аспекты темы, примеры на определенных заповедниках России и мира. Совместная работа учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10_klasse.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология».

На уроке используется мультимедийная презентация «Особо охраняемые природные территории – достояние человечества».

Оборудование:1)персональный компьютер,

                            2) мультимедийный проектор,

                            3) демонстрационный экран.

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «особо охраняемые природные территории», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы», «дендрарий»; знают особенности основных разновидностей особо охраняемых природных территорий и их отличия друг от друга.
  • Обучающиеся характеризуют значение особо охраняемых  природных территорий для сохранения биологического разнообразия на Земле.
  • Обучающиеся умеют готовить краткое информационное сообщение по теме урока и выступать с этим сообщением перед одноклассниками.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

История разумного человека, насчитывающая более 40 тысяч лет, - это история борьбы человека с окружающей средой, усугубления стремления подчинить природу своим интересам и потребностям. В результате к началу XXI века человеческая цивилизация оказалась на грани гибели в пучине экологической катастрофы. И, к величайшему сожалению, люди поняли это очень поздно, поэтому сейчас необходимо предпринимать экстренные и действенные меры по спасению природы и человека как её неотъемлемой части. Одной из таких мер является создание особо охраняемых природных территорий, представляющих собой бесценное достояние человечества. Наш урок посвящён изучению классификации особо охраняемых природных территорий, отличий их типов друг от друга, а также заочному знакомству с некоторыми из них. (Слайд № 1 с темой урока проецируется на экран). Сегодня с помощью мультимедийной презентации мы совершим виртуальное путешествие по уникальным уголкам Земли, расширим свои представления о красоте и неповторимости природы нашей планеты.

Учитель. Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это часть земной поверхности, частично или полностью выведенные из антропогенного использования, так как на них размещаются объекты природы, которые имеют особенное природоохранное, культурное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (в это время слайд № 2 с определением проецируется на экран). Какие виды ООПТ вам уже известны?

Учащиеся перечисляют: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Учитель дополняет: а ещё существуют музеи-заповедники, ботанические сады и дендрарии (в это время слайд № 3 с организационной диаграммой «Виды ООПТ» проецируется на экран).

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов ООПТ друг от друга, выполним тестовое задание (слайд № 4 проецируется на экран). Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её типом.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 4).

Учитель. Итак, заповедником называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Национальный парк – это территория с природными комплексами, которые имеют экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. Памятник природы – это уникальнейший, имеющий ценность в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект. Дендрарий – это территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения. Знаменитый дендрарий был создан в конце XIX века на юге России – в городе-курорте Сочи [5, 6].

Для того чтобы чётко представлять себе виды деятельности, разрешённые в заповедниках и национальных парках, выполним ещё одно тестовое задание (слайд № 5 проецируется на экран). Вам необходимо установить истинность высказываний, отражающих определённые виды деятельности.

Учащиеся выполняют задание и дают ответ (проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью анимации на слайде № 5).

Учитель. Итак, на территории заповедников разрешены покос трав на луговых территориях, вырубка сухих и больных деревьев, отстрел больных животных, но строго запрещены ловля рыбы, сбор редких и исчезающих лекарственных растений, промышленная охота, заготовка грибов и ягод. На территории заповедников разрешена работа научных экспедиций по специальным пропускам, но сюда запрещён доступ организованных групп туристов. Таким образом, заповедник – это территория с наиболее строгим режимом охраны и ограничения хозяйственной деятельности [1,4].

На территорию национальных парков разрешён доступ организованных групп туристов, но это не означает, что национальные парки созданы только для отдыха туристических групп – здесь проводятся не менее серьёзные, чем в заповедниках, природоохранные мероприятия и научные исследования. На территории национальных парков строго запрещён сбор редких и исчезающих растений, охота на редких животных, а передвижение туристических групп осуществляется под руководством специальных инструкторов по заранее разработанным маршрутам, и любое отклонение от них запрещено [11].

Учитель. Деятельность ООПТ в России основывается на ряде законодательных актов и документов (слайд № 6 с их перечнем проецируется на экран). Среди них – Конституция Российской Федерации (1993 год), Красная книга (1974 год), Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (2004 год), Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 год).

В настоящее время в России насчитывается 101 заповедник, 35 национальных парков, около 3 тысяч памятников природы (слайд № 7 с круговой диаграммой, отражающей данную информацию, проецируется на экран).

Много это или мало? Достаточно ли такого количества ООПТ в России для полноценной охраны природы, сохранения биологического разнообразия нашей Родины?

Учащиеся. Конечно, нет. Нужно создавать новые особо охраняемые природные территории.

В начале XXI века заметно активизировалось международное сотрудничество охраняемых природных территорий под эгидой ЮНЕСКО. (На экране слайд № 8). Так, 2003 год официально был объявлен Международным годом охраняемых природных территорий. С 8 по 17 сентября 2003 года в городе Дурбан (Южно-Африканская республика) состоялся V Всемирный конгресс охраняемых природных территорий (Конгресс парков) – событие, традиционно проводимое каждые 10 лет. На нём было отмечено, что охраняемые территории – это прекрасный дар, передаваемый из поколения в поколение, генетическая кладовая, гарант здорового будущего окружающей среды. Сохранить эти территории – значит сохранить наше будущее [3, 9].

Теперь, после того как мы выяснили различия между особо охраняемыми природными территориями разных видов, совершим заочное путешествие по некоторым из них. Сначала наш путь лежит на юг России, где расположился Кавказский биосферный заповедник. Биосферными названы заповедники, созданные на территориях, в наименьшей степени подвергшихся негативному антропогенному воздействию. Все эти заповедники объединены в мировую сеть, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Сейчас вашему вниманию будет предложена краткая информационная справка об эколого-географической характеристике Кавказского биосферного заповедника (слайд № 9).

  1. Краткая информационная справка о Кавказском биосферном заповеднике.

Учащийся. Кавказский заповедник, который расположен в южной части нашего края, на склонах хребтов Западного Кавказа. Создан в 1924 году, его площадь составляет 282,5 тысячи гектар. В заповеднике охраняются естественные комплексы буковых и елово-пихтовых лесов, берёзовых криволесий, участков разреженных сосновых лесов, зарослей рододендрона, субальпийских и альпийских лугов Западного Кавказа. Флора заповедника включает более 1500 видов высших растений, 32 из которых относятся к редким. Уникальными деревьями-долгожителями известна входящая в заповедник Хостинская тисо-самшитовая роща: 1500-летнего возраста достигает тис ягодный, 400-летнего – самшит колхидский. В составе фауны более 60 видов млекопитающих, 222 вида птиц, 27 видов амфибий и рептилий. Наиболее известны такие виды, как европейская косуля, кавказский зубр, каменная куропатка, кавказский тетерев, речная форель. Заповедник – жемчужина Кавказа (слайд 10,11,12,13).

Учитель. А теперь проблемный вопрос. Кавказ – это не только курортная зона, но ещё и регион со сложными социальными и политическими проблемами. Достаточно вспомнить военные действия на территории Абхазии, расположенной совсем рядом с Кавказским заповедником. Плюс к этому – избрание Сочи столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года. Строительство олимпийских объектов идёт полным ходом уже даже не рядом, а можно сказать, в самом заповеднике. (Слайд № 14 с вопросом на экране). Как эти события влияют на состояние природных комплексов заповедника? Как можно положительно решить данную проблему [2]

Учащиеся. И военные действия в Абхазии, и строительство олимпийских объектов влияют на природные комплексы заповедника крайне негативно. Решение проблемы – в полном прекращении военного конфликта в Абхазии и урегулировании его мирным путём, а также в разрешении строительства в Красной Поляне только после проведения полноценной экологической экспертизы предлагаемых проектов и выбора тех из них, которые не нанесут ущерба уникальной природе Кавказа.

Учитель. На территории Кавказского заповедника произрастают многие редкие и исчезающие растения, занесённые в Красную книгу. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.  (демонстрируются слайды №15-29).

Учитель. А теперь мы с вами перенесёмся на другой край Земли – в удивительную Австралию, и познакомимся с морским национальным парком Большой Барьерный риф. Каждый из нас был бы рад оказаться в этом уникальном уголке нашей планеты наяву, а пока нам предстоит виртуальное путешествие. (слайд № 30).

  1. Краткая информационная справка о морском национальном парке Большой Барьерный риф (Австралия).

Учащийся. Морской национальный парк расположен у северо-восточного побережья Австралии, в Коралловом море. Создан в 1979 году, его площадь около 5 миллионов гектар. Охраняет природные комплексы коралловых рифов и прибрежных мелководий, а также морских островов в районе самого большого в мире барьерного рифа. В водах парка обитает около 400 видов кораллов, 500 видов морских растений, 4 тысячи видов моллюсков, многочисленные губки, морские звёзды, 1500 видов великолепных по красоте и экзотичности раскраски рыб, среди которых рыба-попугай, рыба-бабочка, мурена, рифовая акула и многие другие. На островах нашли приют морские черепахи и многочисленные морские птицы: чайки, фрегаты, буревестники. Первооткрывателем рифа был великий мореплаватель Джеймс Кук, совершивший смелое и чрезвычайно опасное путешествие на корабле «Индевор» по узкому проливу между Большим Барьерным рифом и побережьем Австралии.

Подводные заповедники и национальные парки – пока еще уникальность на нашей планете, и Большой Барьерный риф является самым большим и самым увлекательным  из них. Это наиболее грандиозное сооружение на Земле, построенное живыми организмами. И с ним не могут соперничать ни Великая Китайская стена, ни тоннель под Ла-Маншем. По отзывам путешественников, немало постранствовавших по планете и погружавшихся с аквалангом во многих местах Мирового океана, посреди которых великий французский учёный Жак Ив Кусто, подводный мир Большого Барьерного рифа не имеет себе равных по масштабам, разнообразию, красоте и неповторимости.

(демонстрирует слайды № 31 –37 и даёт краткие комментарии).

Учитель. Австралия богата уникальными природными объектами – и среди них знаменитый памятник природы скала Айерс-Рок(слайд № 38).

  1. Краткая информационная справка о памятнике природы скале Айерс-Рок (Австралия).

Учащийся. Уникальный каменный холм Айерс-Рок является самым большим скальным монолитом в мире. Его овальный горб длиной 2,4 км и шириной 1,6 км возвышается над окружающей равниной на 350 метров. Большим чудом для гостей Австралии кажется на фоне однообразной красновато-коричневой равнины с редкими кустиками колючей травы внезапно возникающая на горизонте гигантская шоколадно-коричневая скала, становящаяся всё более грандиозной по мере приближения к ней.

О происхождении этого памятника природы в своё время было много споров. Энигматичность происхождения большого горного массива среди бескрайней, ровной как стол пустыни вызвала уйму самых неописуемых догадок, вроде такого, что это огромный металлический метеор, упавший на равнину тысячи лет назад. Однако позднее геологи объяснили возникновение Айерс-Рока гораздо прозаичней, отчего, конечно, он не стал наименее впечатляющим, хотя стал наименее загадочным. По мнению современной науки, Айерс-Рок – обычный продукт эрозии, то есть процесса разрушения возвышенностей рельефа природными силами.

Скала затмевает другие подобные памятники природы своими размерами и впечатлением абсолютной нереальности при виде огромного монолита, царящего над бескрайней равниной.

Первым из европейцев Айерс-Рок увидел в 1872 году австралийский исследователь Эрнест Джайлс. Однако местные племена туземцев уже много веков знают эту скалу. Они называют ее Улуру («Пространство, в каком месте случается тень») и раз в год собираются возле неё для проведения ритуальных празднеств, чтоб прославить наилучших охотников и набраться смелости для новейших геройских поступков. (слай 39-40)

Учитель.А теперь мы вернёмся в нашу родную Россию, которая богата уникальными природными уголками не меньше, чем Австралия, и посетим необычный объект – Сочинский дендрарий(слайд № 41).

  1. Краткая информационная справка о Сочинском дендрарии.

Учащийся. Сочинский дендрарий был основан петербуржским издателем Сергеем Николаевичем Худековым в 1892 году. Слово «дендрарий» в переводе с греческого языка означает «собрание деревьев». И действительно, в этом всемирно известном музее живой природы собрано около 1700 видов и форм древесных и кустарниковых растений со всех континентов Земли. Современная площадь дендрария – 50 гектар. Растения в него завозились из ботанических садов и парков Европы, стран Средиземноморья, Крыма, Кавказа. Сочинский дендрарий – это одновременно и научный центр, и прекрасный уголок отдыха, и объект познавательных экскурсий многочисленных гостей всероссийского курорта Сочи. Коллекция растений представлена различными видами сосен, дубов, кедров, пальм, акаций, бамбука [7, 8]. Среди экзотических экспонатов – самые большие на Черноморском побережье Кавказа кипарисы, пробковый дуб, слоновые пальмы, бананы, олеандры, юкки, камелии. Есть здесь и вольеры с африканскими страусами, водоплавающими птицами, нутриями, болотными бобрами. Искусственные сооружения, архитектурные ансамбли, скульптуры помогают созданию неповторимого художественного образа Сочинского дендрария, обеспечивают психологический комфорт посетителей и подчёркивают красоту пейзажей. Это парк круглогодичного цветения, в любое время года здесь можно встретить цветущие растения. Посещение дендрария оставляет незабываемые впечатления и приятные воспоминания [10] (слайды 42-49)

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня вы закрепили и расширили свои знания об особо охраняемых природных территориях как одном из направлений охраны мирового природного наследия. Многие из вас сегодня активно работали на уроке и оказали помощь и своим одноклассникам в изучении темы, и мне в проведении урока. (Объявляются оценки учащимся).

Домашнее задание. Подготовить рефераты по разделу «Особо охраняемые природные территории». Учащиеся выбирают тему из предложенного списка самостоятельно.

Темы рефератов:(слайд 50)

  1. История заповедного дела в России.
  2. История создания особо охраняемых природных территорий мира.
  3. Объекты всемирного культурного и природного наследия.
  4. Государственные природные заповедники (общие сведения)
  5. Биосферные резерваты (общие сведения)
  6. Национальные парки (общие сведения)
  7. Природные парки регионального значения (общие сведения)
  8. Государственные природные заказники (общие сведения)
  9. Памятники природы (общие сведения)
  10. Особо охраняемые природные территории Африки
  11. Особо охраняемые природные территории Азии
  12. Особо охраняемые природные территории Европы
  13. Особо охраняемые природные территории Северной Америки
  14. Особо охраняемые природные территории Южной Америки
  15. Особо охраняемые природные территории Австралии
  16. Особо охраняемые природные территории Океании
  17. Особо охраняемые природные территории России
  18. Особо охраняемые природные территории Краснодарского края

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2014 году. – Краснодар: ГУ ЭСАЗ АКК, 2015. – 483 c.
  2. Заповедники СССР: справочник/ под ред. Бородина А. М. и Сыроечковского Е. Е.. – 2-е изд., перераб. и доп., – М.: Лесная промышленность, 1983. – 480 с.
  3. Информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России» (ООПТ). [Электронный ресурс] – Режим доступа –  URL: http// www.wetlands.oopt.info/kubandelta/ (дата обращения: 16.05.2018)
  4. Константинов В. М. Охрана природы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  5. Литвинская С. А., Лозовой С. П., Памятники природы Краснодарского края. – Краснодар: Периодика Кубани, 2005. – 352 с.
  6. Нагалевский Э. Ю., Нагалевский Ю. Я. Особо охраняемые природные территории материков: учеб. пособие. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. – 149 с.
  7. Нагалевский Э. Ю. Особо охраняемые территории Краснодарского края // Антропогенная трансформация природной среды: Международный семинар молодых ученых «Научные чтения памяти Реймерса Н. Ф. и Штильмарка Ф. Р. (14–17 декабря 2009 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 2009. С. 84–89.
  8. Нагалевский Э. Ю., Нагалевский Ю. Я., Иньшаков К. А. Особо охраняемых природные территории дельты р. Кубани// Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе.– М.: Изд-во ОАО «ВНИИОЭНГ», 2013. № 12.С. 64–69.
  9. Нагалевский Ю. Я., Нагалевский Э. Ю. Уровни управления и контроль за системой особо охраняемых природных территорий Северо-Западного Кавказа и современные проблемы естественнонаучного познания// Памяти почетного члена РГО профессора В. Н. Прохаева. – Екатеринбург: Уральский госпед. ун-т, 2009. С. 155–157.
  10. Положение о создании особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город Краснодар с выделением рекреационных зон: «Сквер Екатерининский», «Сквер Майский», «Бульвар Платановый», «Бульвар Александровский», «Бульвар Тюляевский». Принят решением городской Думы Краснодара от 22 сентября 2016 г. №21, п.16.– М.: Дрофа; ДИК, 2016. – 4 с.
  11. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды // Сборник нормативных актов за 1995 г. – М.: Издательский дом«Ноосфера», 1996. – 422 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по географии 5 класс.

Планирование содержит нумерацию уроков, темы с кратким содержанием, деятельность ученика на уроках, домашнее задание...

Поурочное планирование по географии 8 класс.

Поурочное планирование расчитано на 68 часов, с учетом узучения раздела География региона проживания. К учебнику бариновой "география России. Природа."...

Поурочное планирование изучения географии 9 класс

Полное поурочное планирование по учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова...

Поурочное планирование по географии 5 класс

Поурочное планирование по географии 5 класс ФГОС...

Поурочное планирование курса «География. Физическая география России» 8 класс.

Поурочное планированиекурса «География. Физическая география России» 8 класс.(по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского) ФГОС...

Поурочное планирование по географии 2023-2024 г

Поурочное планирование по географии 2023-2024 г...