Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Вахрушева Ирина Александровна

Т.П.Герасимова,Н.П.Неклюкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimova6-3.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Искитима»

                           Рассмотрено                                                             Согласовано                                                               Утверждаю

                          на  заседание ШМО                                              Зам. дир. по УВР                                                    Директор школы

                         _________  О.В.Литхенгауз                              _________  О.В.Литхенгауз                                        _________  Коренькова Н.Л

                         протокол №   ___                                                                                                                                      Приказ   № ___          

                        от «   » _________2014г                                   «     »  ________  2014г                                          от   «  »_________ 2014г

   

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

учебного предмета « География»   (базовый уровень) 

для   6 класса    

Срок реализации программы   –   2014-2015 учебный год

35 часов – 1 час в неделю

Разработана на основе авторской программы по географии  для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П.

(География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010)

Г. Искитим

Пояснительная записка

   Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • авторская программа по географии  для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П.;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • учебный план  разработанный   в соответствии с  Приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального  Базисного учебного плана и примерных  учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994,
  • Санитарные правила СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

«Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

        Цели и задачи курса

             Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;        
  • А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

        Основополагающим стал

     принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

        Принцип системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

        Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

        Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

        Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

        Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

          

        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная.
  • коллективная:
  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.. Оценочные практические работы № 4, 5, 8, 10, 11, 14, 17, 24.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Рефлексия

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Изменения,  внесенные в рабочую программу: 1ч из раздела 4 перенесен в раздел 3 «Население Земли».

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех  разделов: «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека».

        Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

 Требования к уровню подготовки. В результате изучения географии в 6 классе ученик должен:    знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;

уметь

  • описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности;
  • наблюдения за погодой,

Основное содержание курса

ВВЕДЕНИЕ  

География - наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля - планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна - спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел I    ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ  ЗЕМЛИ

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Раздел II    СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ  

Тема 1. Литосфера  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Тема 3. Атмосфера  

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера  

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Раздел III    НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2. . Основные типы населенных пунктов 

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Раздел 4. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Стихийные природные явления.

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Литература.

1. Учебник:  Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.

2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

3. Воробцова Татьяна Николаевна. география, 6 класс (поурочные планы по учебнику Герасимовой Т. П. и др.) «Учитель-АСТ». Волгоград. 2002

4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2004

5. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

1. Программно-методические материалы. География. 6—9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 2001

 2. ГЕОГРАФИЯ тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 класс Издательство «Учитель-АСТ» 2001 г. Составитель:  Т.Н.Воробцова

3.  Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии /В. А. Блаженов. — М.: Дрофа, 2006.

4. Субботин Г. П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов /Приложение к основному учебнику Т. П, Герасимова, О. В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993./ М.: Аквариум, 1997

5. Козловский Е. Г., Разумовская О. К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники
В. X. Янаев, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Климанов Викт.В., Климанов Вл.В. Земли и страны: Учебное пособие по географии.  — М.: Московский лицей, 1996.        

7. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

         

Календарно- тематическое планирование

урока

Дата

Тема

Основные понятия

Форма урока

Повторение,

подготовка к экзаменам

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

Введение (2 ч.)

1

География как наука о земной поверхности

П/р№1 «Организация и обучение приемам учебной работы»

Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Лекция с элементами беседы, практикум

Природные явления

§1, р/т с.5

2

Развитие географических знаний о Земле

П/р№2 «Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. Подписаться названия материков и океанов»

Урок-путешествие

Географические открытия

§2, сообщения

РАЗДЕЛ 1. Виды изображений земной поверхности (8 ч.)

Тема 1. План местности (4 ч.)

3

Понятие о плане местности. Условные знаки.

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического

изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.

Составление плана местности.

Лекция с элементами практикума

Способы изображения местности

§4, условные знаки

4

Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане.

П/р№3 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними»

Урок-исследование

Условные знаки, меры длинны

§5,6, р/т с.10-11; принести компас, рулетку, планшет

5

Изображение неровностей земной поверхности на плане.

П/р№4 «Ориентирование на местности»

Урок-практикум

Стороны горизонта и способы ориентирования

§7, р/т с.11-12

6

Основные виды съемки местности. Составление простейших планов местности. П/р№5 «Глазомерная съемка небольшого участка местности »

Лекция с элементами практикума

Части холма

§7, 8 р/т с.13-14

Тема 2. Географическая карта (4 ч.)

7

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

П/р№6 «Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов »

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.

Лекция с элементам беседы

Экватор,

полюса

§9,10, р/т с.18

8

Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта.

П/р№7 «Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте»

Урок-исследование

Полюса, масштаб

§ 11,12

9

Географическая долгота.

Географические координаты.

П/р№8 «Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность »

Урок-практикум

Виды масштабов

§12-13

Задания стр.34

10

Значение планов местности и географических карт.

П/р№9 «Характеристика карты своей местности»

Урок-практикум

Условные знаки

§14,15,

составить чайнворд

РАЗДЕЛ 2. Строение Земли. Земные оболочки (21ч.)

Тема1. Земная кора (6 ч.)

11

Внутреннее строение Земли.

Литосфера, строение земной коры.

Геология.

Внутреннее строение Земли.

Состав земной коры.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа.

Рельеф дна океанов.

Человек и земная кора.

Урок-исследование

Планеты Солнечной системы

§ 16, р/т с. 28-29

12

Горные породы и минералы, слагающие земную кору.

П/р№10 «Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)»

Групповая работа

Полезные ископаемые своей местности

§ 17, р/т с.28-30

13

Основные виды движений земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники и  гейзеры.

Урок-исследование

Абсолютная и относительная высота

§ 19 р/т с.31-32

14

Основные формы рельефа суши. Горы суши: их рельеф, строение, значение.

П/р№11 «Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин»

Урок-исследование

Абсолютная и относительная высота

§ 20

Задания стр.56

15

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте, значение.

Особенности рельефа своей местности.

П/р№12 «Изучение рельефа своей местности»

Лекция с элементами практикума

§21,р/т с.33-35

номенклатура

16

Рельеф дна Мирового океана.

П/р№ «Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры»

Урок-практикум

Географические координаты

§ 22

Задания стр.67, р/т с.35

Тема 2. Гидросфера (7 ч.)

17

Что такое гидросфера? Мировой океан и его части.

П/р№14 «Характеристика карты океанов»

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Урок-исследование

Океаны

§ 23,24 номенклатура, р/т с. 41-43

18

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура.

Лекция с элементами беседы

Географические координаты

§25, р/т с. 43-46

19

Движения вод.

Урок-исследование

§26-27, р/т с.46-47

20

Изучение Мирового океана. П/р№15«Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря»

Урок-презентация

Номенклатура

Вопросы §28

21

Воды суши: подземные, поверхностные

П/р№16 «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы»

Лекция с элементами беседы

Параллели и меридианы

§ 29, р/т с.48-49

22

Река и ее части.

Урок-исследование

Ориентирование на местности

§ 30, р/т с. 49-54, номенклатура

23

Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Использование и охрана поверхностных вод.

П/р№17 «Определение по картам географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте»

Урок-презентация

номенклатура

§31,32,33

Вопросы стр.98

Тема 3. Атмосфера (6 ч.)

24

Атмосфера и ее строение. Температура воздуха

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Лекция с элементами беседы

Географические координаты

§ 35, 38,р/т с.61-62,66-67

25

Атмосферное давление.

Урок-практикум

§36, 37, задание 4,5

26

Ветер.

Урок-исследование

Соленость вод Мирового океана

§ 39, р/т с.67-69

27

Водяной пар и облака. Атмосферные осадки.

Лекция с элементами практикума

Мировой круговорот воды

§ 40, р/т с.70-71

28

Погода. Типы погоды. Климат. П/р№19 «Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц)»

Урок-презентация

Условные обозначения элементов погоды

§ 41, 42, записи в тетради

29

Распределение солнечного света и тепла по Земле.

П/р№20 «Описание климата своей местности. Описание атмосферы»

Лекция с элементами беседы

§ 34-44, синквейн

Тема 4 .Разнообразие и распространение организмов на Земле. (1 ч.)

30

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земле. Воздействие организмов на земные оболочки

П/р№21 «Описание растительного и животного мира, почв своей местности»

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли.

Лекция с элементами беседы

Природные зоны

§ 45,46

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы. (1 ч.)

31

Биосфера -часть географической оболочки. Природные комплексы своей местности.

П/р№22 «Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года»

П/р№23 «Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком»

Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь меду ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Географическаяоболочка

РАЗДЕЛ 3. Население Земли (2 ч.)

Тема1. Численность населения Земли. Расовый состав.

32

Общая численность населения Земли. Основные человеческие расы.

Расы Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли.

Урок-презентация

Воды суши

§ 50-51

Тема2. Основные типы населенных пунктов.

33

Городские поселения и сельские. П/р№24«Составление полного описания географического комплекса своей местности»

Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Лекция с элементами беседы

Типы климата

§ 52, записи в тетради, сообщения

РАЗДЕЛ 4. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2 ч.)

34

Стихийные природные явления

Урок-презентация

Хозяйственная деятельность человека на равнинах

§ 55

35

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Урок-исследование

Хозяйственная деятельность человека в горах

Составить кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...