Система подготовки к ГИА и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9, 11 класс) на тему

Главным "инструментом" моей системы подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ является АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА. Эти таблицы я составляю к каждой тренировочной работе по демоверсиям ГИА и ЕГЭ. Данные таблицы раскрывают проблемы уровня подготовки обучающихся, стимулируют их работе по восполнению знаний и позволяют мне оперативно управлять процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_sistema_podgotovki_k_gia_i_ege.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ГИА И ЕГЭ

                                                                                    Данилов В.Н. - учитель географии МОУ «Владыкинская СОШ»

   Подготовку своих обучающихся к ОГЭ я провожу в двух направлениях:

1. Задания на повторение программного материала;

2. Индивидуально-групповая работа по результатам анализа выполнения проверочных демоверсий. Первое направление используется практически всеми моими коллегами, а вот свой опыт аналитической работы я представляю на ваше рассмотрение.

В первом направлении я работаю по календарно – тематическому плану:

Календарно - тематическое планирование консультаций

по географии в 9 классе

п/п

Тема подготовки

Вид подготовки

Дата

конс.

Примечания

1

Земля и солнце

Работа с теллурием

05.09

2

ГИА стартовый  №1.

Выполнение тренировочной работы

12.09

3

Определение расстояний по масштабу Определение направления на плане и карте

Работа с планом и картой

19.09

4

Определение азимута ориентира

Транспортир, план местности

26.09

5

Умение работать с планом и картой

План местности, атласы

03.10

6

Теория литосферных плит

Геохронологическая таблица

10.10

7

Земная кора:

- строение, процессы;

- формы рельефа,номенклатура.

Макеты рельефа, атласы

17.10

8

Гидросфера:

- строение, процессы;

- номенклатура.

Атласы

24.10

9

Атмосфера:

- строение, процессы;

Климатические и синоптические карты

31.10

10

Работа с синоптическими картами.

Бланки работы

13.11

11

Материки и океаны – ГП, ТПК

Компл. характеристика

20.11

12

Границы России, ЭГП

Пол. карта

27.11

13

Политико-административная карта России

Пол. карта

04.12

14

Природные ресурсы России

Номенклатура и размещение

11.12

15

Тренировочная работа

(ГИА) №2

Бланки работы

18.12

16

Состав и география межотраслевых комплексов России, факторы размещения

Комплексные характеристики

25.12

17

Экономическое районирование

Характеристики ЭР

15.01

18

Население и трудовые ресурсы России

(национальный состав, языки)

Демографические

данные, карты

22.01

19

Практикум по работе с темат.

картами атласов

Атласы

29.01

20

Тренировочная работа

(ГИА) №3

Бланки работы

05.02

21

Корректирующая работа по результатам (анализа) пробных и тренировочных ГИА

12.02

19.02

26.02

22

Регионы России

Работа с атласами

05.03

23

Центральный, Волго - Вятский и Центрально – Черноземный эк. районы Северный и Северо-Западный эк.районы

Работа с атласами

12.03

24

Тренировочная работа

(ГИА) №4

Бланки работы

19.03

25

Северокавказский эк.район

Работа с атласами

26.03

26

Поволжский и Уральский эк. районы

Работа с атласами

09.04

27

Западно- Сибирский эк. Район

Работа с атласами

16.04

28

Проблемы и перспективы развития Восточной Сибири

Работа с атласами

23.04

29

Дальний Восток – край контрастов

Работа с атласами

30.04

30

Тренировочная работа

(ГИА) №5 Итоговая.

07.05

14.05

По этому плану выдаю небольшие конкретизированные задания на дом и проверяю их на консультациях.

                                                       

Во втором направлении работа строится по алгоритму:

1-я проверочная работа – моя аналитическая таблица – групповая работа над ошибками;

2-я проверочная работа – моя аналитическая таблица – индивидуально - групповая работа над ошибками;

3-я проверочная работа – моя аналитическая таблица – индивидуальная работа над ошибками;

4-я проверочная работа – самоанализ ученика;

5- я проверочная работа итоговая.

Для примера приведу одну аналитическую таблицу.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА 2017

(04.02.2017 №3. Демоверсия 2013 года)

п/п

Тематика

содержания задания

Бозоян

Руслан

Анализ

ошибки

Ильин

Игорь

Анализ

ошибки

Калошян

Артур

Анализ

ошибки

Косов

Алексей

Анализ

ошибки

Никишкин

Виктор

Анализ

Ошибки

Выводы

1

Численность и национальный состав населения РФ

1

1

1

1

1

2

Крайние точки территории, границы РФ

0

Повторить границы и крайние точки РФ

0

Повторить границы и крайние точки РФ

1

1

1

3

Типы климата России

1

1

1

1

1

4

Опасные природные явления - лавины

1

1

1

1

1

5

Центры автомобилестроения

1

1

1

1

1

6

Заповедники и нац. парки России

0

0

0

0

0

Изучить заповедники и национальные парки России, размещение их на картах. 8 класс.

7

Определить по графику показатель рождаемости

1

1

1

1

1

8

Определить по графику естественный прирост

0

Научиться работать с графиками по населению

1

1

1

1

9

Определить плотность населения по регионам

1

1

0

Научиться работать с картой плотности населения

1

1

10

Синоптическая карта – циклон, антициклон

1

1

1

1

1

11

Синоптическая карта – атмосферные фронты

1

1

1

1

1

12

Рациональное, нерациональное природопользование

0

0

0

0

0

Будем формировать представление о рациональности и нерациональности природопользования на консультации

13

Реки: тип, режим, бассейн, питание

0

0

0

0

0

Повторить тему «Реки» - 6 класс. Тему «Внутренние воды России» - 8 класс.

Знать понятия: исток, устье, речная система, режим реки, бассейн реки, водораздел, уклон реки, твёрдый сток, дельта реки, уметь определять правые и левые притоки.

14

Теория литосферных плит - землетрясения

0

1

0

1

1

Надо ОБЯЗАТЕЛЬНО! указать названия плит – какая с какой сталкиваются и (для землетрясений) указать название сейсмического пояса.

15

Теория литосферных плит - землетрясения

1

1

0

1

1

16

Определение численности населения в городах РФ

1

0

0

0

1

Невнимательность при прочтении задания и определения понятий «уменьшение» или «увеличение»

17

Географические координаты

1

1

1

0

0

Необходим тренинг по определению объектов по координатам и координат объектов в картах атласа.

1. Соображаем в какой половине какого полушария находится объект:

с.ш. /з.д. – северная половина западного полушария;

с.ш./в.д. – северная половина восточного полушария;

ю.ш./з.д. – южная половина западного полушария;

ю.ш./в.д. – южная половина восточного полушария.

2. Открываем в соответствующем атласе самую крупномасштабную карту региона, в котором расположен объект и находим его по координатам или определяем его координаты.

18

План местности – определение расстояний

1

1

1

1

0

Надо научиться работать с линейкой и масштабом

19

План местности – определение направлений и азимута

1

1

1

1

1

20

Выбор участка на плане местности – два обоснования (развёрнутый ответ)

0+0

0+1

1+1

1+1

0+1

В данном задании надо правильно определить склон, на который больше попадает солнечного света и тепла. То есть угол наклона солнечных лучей больше + наличие дороги.

21

Определение профиля рельефа местности

1

0

0

1

0

Надо уметь «читать» план местности и по расположению горизонталей определять характер склона – «крутой» или «пологий». Внимательно смотреть на графике профиля соответствие абсолютных высот точек «А» и «Б».

22

Определение соответствия объекта и региона

1

1

1

1

0

Надо найти объект (в данном задании город) на карте регионов России

23

Факторы размещения – развёрнутый ответ

0

0

1

0

0

Повторите факторы размещения (9 класс) и мыслите логически.

24

Порядок залегания горных пород

1

1

1

0

1

25

Соответствие слогана региону

0

0

0

0

0

Неверно записали ответ в бланк! Надо так

А

3

Б

4

26

Последовательность встречи Нового года по регионам

1

1

1

1

1

27

Определение региона мира по климатограмме

0

1

0

1

1

28

Правильность выводов о климате по результатам наблюдений

0

1

1

0

0

Повторить климатообразующие факторы

29

Высота солнца по городам России

1

1

0

0

1

Чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше угол наклона солнечных лучей. Следовательно в северном полушарии наименьший наклон солнечных лучей будет в самом северном городе.

30

Определение региона РФ по описанию

0

1

0

0

0

Страну или регион определяем следующим образом: 1. В тексте выделяем признаки.

2. На картах атласов по соответствию  выделенным признакам определяем регион или страну.

Итого баллов

18

22

19

20

19

ОЦЕНКА

«3»

«4»

«4»

«4»

«4»


Аналитическая таблица даёт учителю и ученикам чёткое представление о «групповых» и «индивидуальных» пробелах в знаниях. Так из приведённой таблицы видно, что задания 6,12,13,21 и 25 требуют дополнительной работы по определённым темам со всеми обучающимися. Темы заданий 1,3,4,5 и др. усвоены полностью – ошибки у всех отсутствуют. По темам 2,8,9 и др. отдельным обучающимся требуется индивидуальная подготовка.

Может быть Вам такая таблица пригодится.

Выделю несколько важных аспектов:

- работу над ошибками провожу следующим образом. «…Ответ не верный – внимательно читай задание… Какой атлас тебе нужен для поиска ответа? Какая карта? Какие карты из каких атласов необходимо сопоставить...?» И так «прорабатываем» всю демоверсию. Очень часто большую часть ошибок обучающиеся успешно исправляют сами, удивляясь при этом, как они раньше не додумались;

- если «трудный» обучающийся никак не усвоит какую-либо тему (ну, например, путает циклоны с антициклонами) даю ему 5-10 однотипных заданий на эту тему – помогает;

- при определении расстояний на плане местности требую на деления линейки смотреть одним глазом вертикально сверху. Если смотреть сбоку, неточность измерения достигает 2-3мм – это гарантированная ошибка при работе с масштабом;

- однажды ЕГЭ по географии выбрал ну очень «трудный» ученик. Заставил его выучить принадлежность стран мира к постиндустриальным, индустриальным и развивающимся. А дальше научил методу исключения.

Варианты ответов: 1. США. 2. Алжир. 3. ФРГ. 4. Япония.

Или: 1. Чад. 2. Сомали. 3. Великобритания. 4. Перу.

И не важно, что там в задании написано, важно, что ученик, усвоивший разделение стран, методом исключения ответит правильно в 9 случаях из 10. «Трудный» мой набрал на ЕГЭ 51 балл

Творческих успехов Вам, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА

Из опыта работы. Тематическая тетрадь по алгебре 7 кл...

Система подготовки к ГИА в 9 классе

В материале показано как можно организовать подготовку к ГИА.Метериал в виде презентации....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Система подготовки к ГИА

Система содержит основные направления подготовки к ГИА  по истории в 9 классе. В ней обозначены оптимальные формы организации учебной деятельности, проблемный подход в изучении некоторых вопросов...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

Система подготовки лидеров в детском общественном объединенииВ работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом: тренингишкола активапрофильная смена...

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...