Формирование толерантности у подростков среднего возраста.
статья по географии (6 класс) на тему

Трифонова Любовь Павловна

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений. Особое место занимает терпимое отношение.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений, навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизни.

Напрашивается вопрос: Что же такое толерантность. Определений толерантности несколько. Остановимся на простом и понятном для нас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад (тезисы)

на заседании методического объединения классных руководителей СОШ №59

от 03.11.2015г

Формирование толерантности у подростков младшего возраста.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений. Особое место занимает терпимое отношение.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений, навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизни.

Напрашивается вопрос: Что же такое толерантность. Определений толерантности несколько. Остановимся на простом и понятном для нас.

Толерантность- предполагает способность человека реализовывать свои личные интересы и уважительное отношение к позициям и ценностям других людей

Именно в школьные годы у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

В работе классного руководителя по формированию толерантности следует опираться на следующие составляющие:

  1. Индивидуальные особенности каждого ученика, особенности семейной культуры.
  2. Национальный состав коллектива своего класса.

В связи с этим хочу  обратить ваше внимание на воспитание у детей терпимого отношения к представителям других наций. Поэтому классные часы этнографической направленности необходимы, так как обогащают учащихся знаниями о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, искусства, праздников и т.д.

  1. Проблемы в отношениях между детьми и их причины
  2. Культурные особенности окружающей среды

Проанализировав эти составляющие, я осуществляю поиск эффективных форм и методов воспитания толерантности, определяю конкретное содержание своей работы.

Методы воспитания толерантности:

  1. Убеждения.

В ходе использования этого метода очень часто предоставляю ученикам возможность  логические выводы сделать самим. С убеждения тесно сотрудничают нравственные слова- жалость, сочувствие, благодарность, доверие, отзывчивость и другие которые также использую в работе.

  1. Внушение

Это психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой- либо информации. Реализация этого медода происходит через цитаты из библии, высказывания великих людей, использование речёвок и т.д.

  1. Метод стимулирования. Здесь вариантов множество. Например, одобрительный взгляд, фраза. Хотя его использование должно быть с осторожностью.
  2. Методы требования и упражнения

Позитивные- совет, игра, просьба, намёк, одобрение

Негативные- угроза (порождают лицемерие, внешнюю покорность и внутреннее сопротивление) Результатами упражнений являются навыки и привычки- например выдержка, самоконтроль, организованность, дисциплина, культура общения.

Приёмы воспитания толерантности

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю классного руководителя. Приёмы воспитания- это действия посредством которых на обучаемых оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

Остановлюсь лишь на некоторых приёмах использующихся мною в работе:

  • Взаимопомощь- Классный руководитель так организует работу в классе, чтобы от помощи других зависел успех общего дела.
  • Акцент на лучшее- В разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого.
  • Прогнозирование развития ситуации- предлагаю ученикам высказать предположение о том как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
  • Добрые слова- Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям. И т.д.

Взаимодействие педагога и родителей.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками классного руководителя в этой проблеме. В основе взаимодействия классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В заключении хочется сказать, что в воспитании не бывает мелочей. Классный руководитель участвует в формировании жизненной позиции ученика. Позиция терпимости и доверия- это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов.

C:\Documents and Settings\HOME\Рабочий стол\ФОТО выступление Трифонова с докладом ШМО 03.11.2015г\IMG_1530.JPG

C:\Documents and Settings\HOME\Рабочий стол\ФОТО выступление Трифонова с докладом ШМО 03.11.2015г\IMG_1531.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование толерантности у подростков"

Доклад, который обсуждался на МО воспитателей с последующим проведением воспитательских занятий по формированию толерантности у детей школы - интерната 8 вида....

Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков

Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у детей ст...

Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности

Проблема толерантных отношений актуальна и сложна не только для нашего региона, но и для других. Толерантные отношения являются основой благополучного существования человеческого сообщества, поэтому ф...

Статья "Формирование толерантности у подростков"

Анализ современных подходов к изучению понятия "толерантность"....

«Формирование толерантных отношений среди подростков в творческих объединениях ОДОД»

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положе...

Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.

Воспитание учащихся 6-8  классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...

Статья "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

    Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В работе предложен подход формирования толерантности учеников средней школы на уроках музыки. Новизной предло...