Статья "Формирование толерантности у подростков"
статья по теме

Сергуц Игорь Владимирович

Анализ современных подходов к изучению понятия "толерантность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti_u_podrostkov.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

            ФОРМИРОВАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «толерантность».  Глобализация современного мира постоянно напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. В связи с этим в настоящее время очень актуально изучение толерантности как основного принципа взаимоотношений людей. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в мире.

Толерантность (от латинского “tolerantia”) – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности  подростков, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Вот некоторые из них:

1. Прием «Обнаружение противоречий».

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины...  (далее дети сами продолжают ряд).

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).

Упражнение «Таблица антиподов». Попросить ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении товарища по группе, центру, к которому у него проявляется нетерпимость.

2. Прием «Коррекция позиций»

Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем... Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы». Обратить внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и предложить осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Приём «Акцент на лучшее»

Тёмное пятно на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Попросить ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Предложить ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – не о'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение «Идеальный образ себя». Попросить ребенка нарисовать свою многоцветную диаграмму, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Упражнение «Анализ ситуаций». Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Упражнение «Дополни»: «Быть толерантным – это значит...» (все ответы записываются на доске).

Упражнение «Сходства и различия». Записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Упражнение «Давайте пофантазируем...» Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Упражнение «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ». Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы сделать «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается.

Упражнение «Отличия». Участники и ведущие садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».

Упражнение «Конфликты». Дети делятся на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку – 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта.

Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образом: члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его толерантным.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Методы диагностики толерантности можно поделить на специфические, т.е. которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков; 

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений; 

4. Диагностический тест отношения; 

5. Культурно-ценностный дифференциал; 

6. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация); 

7. Метод измерения социального расстояния; 

8. Метод приписывания качеств; 

9. Диагностика общей коммуникативной толерантности. 

Неспецифические методы диагностики:

1. Направленность личности в общении; 

2. Тесты на ассертивность; 

3. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина; 

4. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана; 

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; 

9. Тест поведения в конфликте К.Томаса; 

10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И. Киршбаум).

Принятие друг друга является залогом мирного сосуществования.

Толерантность рассматривается как высшая человеческая ценность для любой личности, тем более если мы говорим о подрастающем поколении. Она является важным компонентом в жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность может быть представлена, с одной стороны, как особая форма личностного отношения, основанного на понимании и принятии другой культуры, самости, самого факта существования социокультурного многообразия, многомерности общественного бытия. А с другой - как устойчивость субъекта к воздействию неблагоприятных факторов различного рода, являясь при этом одним из условий сохранения и развития адаптационного потенциала. Она возникает, проявляется и развивается в процессе взаимодействия человека с социумом, другими людьми при условии их «инаковости» и значимости для субъекта и может проявляться на двух уровнях - на уровне сознания как личностное отношение и на уровне поведения как сознательное действие или поступок. Характерными чертами толерантности являются устойчивость проявлений, избирательность к воздействию факторов окружающей действительности. Толерантность основана на наличии у субъекта собственной устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу, и определяет свободный выбор субъекта с признанием автономности и ответственности за него. Толерантность носит динамический характер, обеспечивая устойчивость субъекта во взаимодействии с окружающими. Она имеет определенный начальный уровень, с которого посредством целенаправленного воздействия возможен переход на качественно новый уровень. При этом ее целесообразно рассматривать на уровнях индивида (личная толерантность) и различного рода общественных отношений (социокультурная, государственная, общественная и т. д.) Воспитание толерантности является одной из важнейших составляющих личностного развития человека.

 Выделяют несколько особенностей психологического аспекта толерантности. Психология толерантности связана с автономностью личности, признанием ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Толерантность - это идея отказа от философии силы, так как «переделать» партнера, творца собственной жизни, невозможно. Толе -рантность - это прежде всего опора на положительные качества партнера для продолжения диалога, принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством.

Толерантность связана с психологией синергетики, согласно которой каждый человек - относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее, но и оказывать на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.

С точки зрения А. Г Асмолова, толерантность -понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее

время, хотя осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее -Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и др.

Различные интерпретации понятия «толерантность» могут служить основой для разработки психолого-педагогических программ по развитию толерантности, в том числе и для построения толерантной среды образовательного учреждения как одного из условий формирования гармоничной личности.

Как определяет понятие «толерантность» словарь С. И. Ожегова? Заглянув в него, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой -как настойчивость, упорство и выдержка.

Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Вторая грань толерантности - в адаптации человека к окружающим. Под адаптацией подразумевают отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация является результатом активного приспособления индивида к условиям социальной среды и основана на том, что личность регулирует свое поведение, исходя из взаимодействия с другими людьми (принимает общественные нормы, действует в соответствии с ними, разделяет те или иные общественные ценности). Адаптация тесно связана с волевыми качествами, мышлением, системой ценностей личности. Толерантность является не только формой проявления успешной адаптации, но и ее условием.

Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу, конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Четвертое значение связано с понятием допущения, позволения. Толерантность означает признание того, что есть люди во многом отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, иные эмоциональные способы реагирования. Однако за этой трактовкой может скрываться пассивное терпение и безразличие, которое трудно назвать толерантностью.

Пятое значение: толерантность как принятие. В отличие от четвертого значения (допущение), принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие - условие для продолжения взаимодействия.

Шестое значение: стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные

установки, мотивы, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это понимание толерантности как активного принятия многообразия, результатом которого становится сотрудничество, конструктивный диалог, помощь.

Разные авторы, определяя понятие «толерантность», указывают на некоторые его оттенки. Так, А. Г. Асмолов подчеркивает, что толерантность -это уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействии].

Р. В. Брислайн рассматривает толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

З. А. Кочергина утверждает, что толерантность -это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды. И. Б. Гриншпун сформулировал толерантность как наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему.

Н. М. Лебедева считает, что толерантность - это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. А. П. Садохин обосновал толерантность как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Проявление толерантности, созвучное уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (как гибкость, отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Помимо понятия «толерантность» в психологии рассматривается понятие «интолерантность», которые являются взаимоисключающими понятиями: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен, и наоборот.

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, система взглядов, образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, так как они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Таким образом, определяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

При рассмотрении вопроса о толерантности возникает необходимость уделить особое внимание формированию толерантности у подростков, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Л. С. Выготский подчеркивал, что это возраст созревания личности. В этот период у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Главные новообразования этого возраста - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. У подростка формируется мировоззренческая картина, и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с «поворотом» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «кто я?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ееобщения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Исходя из этого, одной из главных психологопедагогических задач образовательных учреждений должно быть создание благоприятных условий для развития личности подростка.

При этом основными положениями педагогики толерантности должны быть следующие:

1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания учащихся;

2) культура общения как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;

3) синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека;

4) личностно ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «педагог - учащийся».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:

- принцип доверительного сотрудничества - установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями и учащимися;

- принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

- принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

- принцип синерегетизма, который обеспечивает развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;

- принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.

Сегодняшние дети и подростки  живут в сложной ситуации: в школе и в учреждениях дополнительного образования  им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за их стенами детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, желтая пресса, интернет.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

Вот поэтому и возникает необходимость формирования правильной позиции детей по отношению к людям, которые их окружают, системы ценностей межличностного общения, приятия чужой культуры.

Список литературы

1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (ведение в проблему). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 240 с.

2. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 124-129.

3. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 231 с.

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 928 с.

5. Бюзелева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М., 2003. 374 с.

6. Асмолов А. Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: науч.-публиц. вестник. М., 2001. 243 с.

7. Кочергина З. А. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / отв. ред. С. К. Бондырева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 40-50.

8. Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: сб. ст. М., 2002. С. 10-35.

9. Садохин А. П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / отв. ред. С. К. Бондырева. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 20-30.

10. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с.

11. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Школьная пресса, 1994. 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование толерантности у подростков"

Доклад, который обсуждался на МО воспитателей с последующим проведением воспитательских занятий по формированию толерантности у детей школы - интерната 8 вида....

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Статья "Формирование толерантности в обучении". Трусова Н.В.

Описан опыт работы автора в области толерантных отношений на уроках географии....

Статья " Формирование толерантного мировозрения на уроках истории"

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в ос...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"

Статья знакомит с темами  уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что   Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...

Статья "Воспитание толерантности у подростков"

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания, открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания....

Формирование толерантности у подростков среднего возраста.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений. Особое место занимает терпимое отношение.Важнейшей задачей является формирование у п...