Статья "Воспитание толерантности у подростков"
статья на тему

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания, открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_u_podrostkov_vanzatova_g.r.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у подростков.

Прошлый век стал веком широкого распространения идей прав человека. Вместе с тем он стал веком, породившим такие чудовищные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм. И в XXI веке эта проблема весьма актуальна для современной многонациональной России. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, верованиям, продолжает существовать в наше время. Националистические предрассудки становятся распространённым явлением в детской среде. Поэтому, многие учёные подчеркивают, что особенно важной становится проблема формирования толерантности у школьников.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира. Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся. Поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе образования.

В последние годы в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам (В.Л. Ершов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова). В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев), исследуются проблемы мультикультурной среды школы и самоопределения в ней ребенка (Н.Б. Крылова), изучается опыт зарубежных стран (М.Л. Воловикова, Н.В. Кудряшова). Но проблему воспитания толерантной личности еще нельзя признать достаточно изученной.

Логика исследования заставляет нас обратиться к вопросу о возрасте, наиболее сензитивным к воспитанию толерантности у школьников. В результате анализа научной литературы и собственного целенаправленного наблюдения за школьниками мы пришли к выводу, что это подростковый возраст. В данном возрасте активизируется поиск ребенком собственной социальной идентичности (Э. Эриксон), а соответственно повышается его интерес к вопросам этнокультурной принадлежности. В этом возрасте ребенок начинает проявлять больший интерес к другим людям, их взглядам, поведению (А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн), активнее заявляет о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим проблемам (Ф. Дольто, В.И. Слободчиков). Предпосылками этому являются повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, М.В. Попова, Д.И. Фельдштейн). Наконец, подростковый возраст наиболее сензитивен к усвоению социально значимых ценностей (Д.И. Фельдштейн).

Педагогическими условиями формирования толерантности у школьников-подростков являются: организация встреч школьников с представителями  иных культур, организация специальных дискуссий, оказание помощи школьникам в овладении ими умениями вести диалог, встречи, смоделированные в игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и вступают в «межкультурный» диалог. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания, открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Список литературы

1. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18.

2. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

3. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире. М., 2002.

4. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность Введение в проблему. М., 2003.

5. На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование толерантности у подростков"

Доклад, который обсуждался на МО воспитателей с последующим проведением воспитательских занятий по формированию толерантности у детей школы - интерната 8 вида....

Этническая толерантность среди подростков

В последнее время, в связи с ростом числа иностранных граждан, приезжающих на  работу или учебу и активным ростом агрессивности, экстремизма, ксенофобии, вновь становится актуальной проблема этни...

Статья "Формирование толерантности у подростков"

Анализ современных подходов к изучению понятия "толерантность"....

Формирование толерантности у подростков среднего возраста.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений. Особое место занимает терпимое отношение.Важнейшей задачей является формирование у п...

Формирование этнической толерантности у подростков разной национальности.

Воспитание учащихся 6-8  классов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения нацеленное на то, чтобы класс стал толерантным...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...

Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков

В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...