Рабочая программа география 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Шакуров Мусаниф Мухамадуллович

            Данная рабочая программа составлена на основании:  стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2013 г.

            Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един­ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_8-9_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:  стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

        Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

        В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе курса   «География   России.   Природа», а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только начинает формироваться.  Структуризация материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,  и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

        

         Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  138 часов (по 70 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

        Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

        Требования к уровню подготовки:

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать:

1.        Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2.        Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3.        Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4.        Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

1.        Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2.        Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

3.        Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

4.        Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5.        Сопоставлять географические карты различной тематики;

Описывать:

1.        Одну из отраслей мирового хозяйства;

2.        Один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

3.        Географическую специфику страны (по выбору).

Определять (измерять):

- принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов;

- рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

- особенности экономико-географического положения объектов;

- крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- функции крупнейших городов мира;

- условия возникновения  и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

Называть и (или) показывать:

- крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы;

- основные виды ресурсов;

- мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых; промышленные, сельскохозяйственные; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные.

- основные регионы повышенной плотности населения;

- основные средства и методы получения географической информации;

- крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.

- крупнейшие старопромышленные районы  мира;

- меры по охране вод океана и суши;

- тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

 - основные формы международных экономических отношений;

- крупнейшие индустриальные страны мира;

- районы нового освоения;

- свободные экономические зоны мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.        Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

2.        Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3.        Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8  класс

 (70 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)

Тема 1: Географическое положение России

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА (35 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Практическая  работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для ха¬рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Практические работы.

1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования.

2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.  

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 ч)

Тема 1: Численность населения

Тема 2: Национальный состав

Тема 3: Городское и сельское население страны

Тема 4: Миграции населения

Тема 5: Трудовые ресурсы

Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.  2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)

Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.

Резерв – 3 часа.

9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Часть V  ХОЗЯЙСТВО РОССИИ  (20 часов — продолжение)

Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье

Практическая работа. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Практические работы.

1. Изучение факторов, влияющих на размещение ЧМ и ЦМ.  

 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по произ¬водству меди и алюминия.

3. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП.  

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Тема 3. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги

Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI

ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ  (47 часов)

Тема 1. Районирование  России

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

Европейский Север.

Практические работы.

1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.

 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район.

Центральная Россия.

Практические работы.

1. Сравнение географического положения и плани¬ровки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.        

3. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

 

Европейский Юг.

Практическая  работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал.

Практическая работа  1. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и  пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Западная Сибирь.

Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.  

Север Восточной Сибири.

Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики под¬районов Южной Сибири.  

Дальний Восток..

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспорт¬ных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Тема 4. Россия в современном мире

В структурном отношении курс состоит из введения и 6  разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III-  «Население России»,  IV - «Хозяйство России».

Учебно-тематический план 8 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение.

1

-

1.

Россия на карте мира.

11

2

2.

Природа России.

35

9

3.

Население России.

9

4

4.

Хозяйство России.

11

3

ИТОГО

67 + 3 (резерв)

18

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • Четвертый  раздел увеличен на 7 часов за счет уменьшения времени на изучение раздела 2  и 3 в связи с трудностью и новизной  изучения материала.

Учебно-тематический план 9 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

5.

Хозяйство России. (продолжение)

20

6

6.

География крупных регионов России.

47

16

ИТОГО

67+ 1 (резерв)

22

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • Раздел 5  «Хозяйство России»  уменьшен на 2 часа в связи с уплотнением материала.
  • Раздел 6 «География крупных регионов России» увеличен с 44 до 47 часов для изучения географии своего региона, предусмотренного Стандартом.

 

        * Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.         

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Используемый УМК и дополнительные методические пособия:

  1.  В.П. Дронов География России: Природа население и хозяйства.М.Дрофа 2014 г.
  2.  Атласы по географии России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)

рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся  11 класса корреционной школы VIII вида...

Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...

Рабочие программы география 6 - 9 классы

Рабочие программы по географии:Природоведение 5 класс А.А ПлешаковГеография 6 класс Т.П. ГерасимоваГеография 7 класс В.А. КоринскаяГеография 8 класс В.П. ДроновГеография 9 класс И.И. Баринова...

рабочая программа География Россия 9 класс

рабочая программа География Россия 9 класс к учебнику География.Россия 9 класс "Полярная звезда"...

рабочая программа География мира 10 класс

рабочая программа География мира 10 класс...

Рабочая программа. География Крыма 5 класс.

Рабочая программа. География Крыма 5 класс....

рабочая программа география 5-9 класс ФГОС классическая линия Дрофа

Сквозная программа по географии для 5-9 класса. Составлена в соответствии с ФГОС.  Включает три раздела....