рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным  приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении  СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами  МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа составлена  на основе программы по географии 6-11 кл. Классическая линия для общеобразовательных учреждений. /Составитель С.В. Курчина/.

Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:

  1. Учебник В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Методическое пособие "География России" 8-9 классы (авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов). 2013.

Цель: формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности наоснове комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Задачи:

- освоение знаний: о географических особенностях населения и экономики разных территорий (России, родного края, стран СНГ и ближнего Зарубежья во всем их разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение: умениями картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; работать с различными источниками географической информации; составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики регионов и стран, в центре которых – человек,люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; - применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов как в природе, так и в экономике региона;

- развитие: познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей; умения решать географические задачи; умения сравнивать объекты, процессы и явления; умения моделирования и проектирования; умения самостоятельно приобретать новые знания;

- воспитание учащихся в духе: уважения и любви к своей Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры, традиций; уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; бережного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности: к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни; сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Согласно  учебному  плану образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год на изучение географии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Данный курс – это четвертый по счету школьный курс учебного предмета «География». В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что данный курс позволяет сформировать представления о характере экономической и социальной географии России, родного края, стран СНГ и Ближнего Зарубежья. География России формирует в основном представления учащихся о целостности и дифференцированности экономики страны, а так же связях между его отдельными компонентами.

При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении курсов «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа данного курса конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

  1. Требования к  уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • разнообразие природы материков и океанов, народов Земли и их географию; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите от стихийных природных явлений;

уметь

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения; демографической ситуации в России, размещения основных хозяйственных отраслей и производств, тенденций их развития;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, отраслей хозяйства, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определять географические координаты, направления и измерять расстояния на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить глазомерную съемку участка местности; ориентироваться на местности; определять поясное время; читать карты различного содержания;
  • учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
  • пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра;
  • решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;
  • обладать умениями и навыками рационального природопользования и сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

  1. Содержание учебного предмета
  1. Общая часть курса (36 часов)

1.1. Место России в мире (3 часа)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Экономике- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Практические работы. 1. Анализ административно-территориального деления России. 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

1.2. Население Российской Федерации (6 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие1 факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.

Практические работы. 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России. 4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

1.3. Географические особенности экономики (4 часа)

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география(22 часа)

1.4. Научный комплекс(1 час)

Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

1.5. Машиностроительный комплекс (3 часа)

         Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практические работы. 5. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1.6. Топливно -энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России, Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России.

1.7. Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

1.8. Агропромышленный комплекс (АПК) (4 часа)

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития.

Практические работы. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 8. Определение главных районов животноводства.

1.9. Инфраструктурный комплекс (4 часа)

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

  1. Региональная часть курса (32 часа)

2.1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Районирование России. Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы. 9. Определение разных видов районирования России.

2.2 Западный макрорегион  - Европейская Россия (25 часов)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

2.2.1. Центральная Россия и Европейский Северо - Запад (14 часов)

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

География своего региона (Курской области). Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

2.2.2. Европейский север (4 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

2.2.3. Европейский юг – Северный Кавказ (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

2.2.4. Поволжье (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

2.2.5. Урал (2 часа)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

  1. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плотности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

     Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Практические работы. 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

Предпол.

Факт.

  1. Общая часть курса (34 часа)

                                                                        1.1. Место России в мире (3 часа)

1

Место России в мире. Устройство РФ.

1

2

Географическое положение России. ЭГП и транспортно- географическое положение

1

3

П/ р № 1. «Анализ административно-территориального деления России».

1

                           1.2 Население Российской Федерации (6 часов)

4

Государственная территория России. П /р № 2. «Сравнение географического положения России с другими странами».

1

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

6

Численность и естественный прирост населения. П/р № 3 «Составление сравнительной. характеристики  половозрастного состава  населен регионов России».

1

7

Национальный состав населения России.

1

8

Миграции населения. П/ р № 4. «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».

1

9

Городское и сельское население

1

                                               1.3. Географические особенности экономики России (4 часа)

10

География основных типов экономики на территории России

1

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны

1

12

Россия в современной мировой экономике

1

13

Контрольная работа №1

1

                                                     Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

                                                                       1.4. Научный комплекс (1 час)

14

Научный комплекс.

1

                   1.5. Машиностроительный комплекс (3 часа)

15

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

16

Факторы размещения машиностроительных предприятий.

1

17

 П/р №5. «Определение  главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

1

                                      1.6. Топливно-Энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)

18

Топливно-энергетический комплекс

1

19

Топливная промышленность. П/р №6. «Характеристика угольного бассейна России».

1

20

Электроэнергетика

1

                                                                       1.7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов)

21

Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и хим. Вещества.

1

22

Металлургический комплекс

1

23

 Чёрная металлургия

1

24

Цветная металлургия

1

25

Химико-лесной комплекс

1

26

Химическая промышленность

1

27

Лесная промышленность

1

                           1.8. Агропромышленный комплекс (АПК) (4 часа)

28

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.

1

29

П /р № 7«Определение основных районов выращивания зерновых и технических  культур».

1

30

П /р № 8. « Определение главных районов животноводства».

1

31

Пищевая и легкая промышленность

1

              1.9. Инфраструктурный комплекс (5 часов)

32

Инфраструктурный комплекс

1

33

Железнодорожный и авто транспорт

1

34

Водный и другие  виды транспорта

1

35

Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ.

1

36

Контрольная работа № 2

1

  1. Региональная часть курса (34 часа)

                                                                       2.1. Районирование России. Общественная география крупных регионов  (1 час)

37

Районирование России.  П/р № 9 « Определение разных видов районирования России»

1

                                                2.2. Западный макрорегион – Европейская Россия (25 часов)

38

Общая характеристика

1

                                                              2.2.1. Центральная Россия и Европейский Северо - Запад (14 часов)

39

Состав и особенности ЦР и ЕСЗ.

1

40

Население и черты хозяйства

1

41

Районы Центральной  России

1

42

Особенности Центрального района

1

43

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы

1

44

Северо-Западный район

1

                                                          География своего региона (используется региональный учебник)

45

Особенности ЭГП Курской  области.

1

46

Население и хозяйственное освоение Курской  области.

1

47

Особенности хозяйства. Промышленность Курской  области.

1

48

АПК  Курской  области.

1

49

Особенности транспорта  Курской  области.

1

50

Города Курской  области.

1

51

Социально- экономические проблемы Курской  области.

1

52

Контрольная работа № 3

1

2.2.2. Европейский Север (4 часа)

53

Европейский Север

1

54

Население

1

55

Хозяйство. П/р №10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

1

56

Европейский Юг

1

                              2.2.3. Европейский Юг – Северный Кавказ (2 часа)

57

Население

1

58

Хозяйство

1

                                                                       2.2.4. Поволжье (2 часа)

59

Поволжье. Положение и население.

1

60

Хозяйство Поволжья

1

                                                                      2.2.5. Урал (2 часа)

61

Урал. Положение и  население

1

62

Хозяйство

1

                       3.Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов)

63

Восточный макрорегион. Развитие экономики

1

64

Западная Сибирь

1

65

Восточная Сибирь. П/р № 11 «Сравнение географического  положения Западной и Восточной Сибири».

1

66

Дальний Восток

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Обобщающее повторение

1

  1. Информационно - материальное обеспечение

Дополнительная литература:

  1. Задачи по географии: Пособие для учителей / Под. Ред. А. С. Наумова, - М.: МИРОС, 1993.
  2. География в схемах и таблицах / авт.-Сост. Данилова Е. А. -  СПт.: Тригон, 2009.
  3. География. Дидактические карточки-задания. 8-9 класс / Р. Х. Хабибуллин. – М.: Дрофа, 2002.
  4. География России. 8 – 9 класс : Метод. Пособие, - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: дрофа, 1997.
  6. Петрова Н. Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н. Н. Петрова,  Д. В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008.
  7. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
  8. Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1 / Е. В. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  9. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 класс / В. Я. Ром, В. П. Дронов. – 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2002.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Компьютер
  2. Набор настенных карт.
  3. Презентации по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...