Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа 5 класс УМК "Сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_program._geografiya_5_klass.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №2»

__________________________________________________________________

143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1

http://bal-sch2.edumsko.ru

тел/факс: 8 (495) 523-91-85

e-mail: mou2sch@mail.ru

«Рассмотрено»

 Руководитель ШМО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа № 2»

____________ Т.А.Левдикова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

география

2018– 2019 учебный год

Учитель                            Архипова Елена Ханифовна, первая КК

Класс                          5 «Г»

Всего часов в год         34

Всего часов в неделю         1

г. Балашиха, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса география для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования представленных в ФГОС ООО второго поколения (2010г).

Рабочая программа по географии для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

2.   Примерная  программа (основного) общего образования по географии для 5 класса;

3.  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 2»;

4.    На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П. Дронова, Л. Е. Савельевой, М.: Просвещение, 2015;

5.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования  в 2018 –2019 учебном году.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство

А. А. Лобжанидзе

География. Планета Земля

5-6

Москва, «Просвещение», 2015г

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей;

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)  умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7)  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11)  формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

                Содержание учебного предмета

Рабочая программа  линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа)  в 5 классе. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует  курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» (издательство «Просвещение», автор   А.А. Плешаков) данный курс является пропедевтическим.

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

лабор.

раб.

практ.

раб.

сочинен.

контр.

раб.

1.

Введение

2

2.

Развитие географических знаний о земле

8

1

1

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

2

1

4

Земля - планета солнечной системы

5

1

5

Литосфера - каменная оболочка земли  

7

1

1

Структура и содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение (2часа)
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.


Раздел 2. Развитие географических знаний о земле (8 часов)

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян.  Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского   купца

А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки.  Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практическая работа. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.

Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование (12часов) 
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.

Раздел 4. Земля - планета солнечной системы (5 часов). 
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практическая работа. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Раздел 5. Литосфера - каменная оболочка земли  (7 часов). 
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практическая работа. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Перечень обязательной географической номенклатуры 5 класс

Раздел «План и карта»

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Раздел «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Формы организации учебной деятельности. 

Образовательные технологии:

При реализации данной рабочей программы в 5 классе будут использоваться следующие образовательные технологии:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Проектные методы обучения.

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникативные технологии.

Развивающее обучение.

Основные виды деятельности.

Лекция-монолог;

Чтение (самостоятельное);

Аудио-видео обучение;

Показ (демонстрация);

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе);

Практика в процессе деятельности;

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка).

Календарно-тематическое планирование

Урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

по плану

по факту

Раздел 1. Введение (2 часов)  

 

1

1 нед.

cентября

Введение.

География: древняя и современная наука.

комплексно-творческий урок

2

2 нед.

cентября

География в современном мире.

урок изучения нового материала

Раздел 2. Развитие географических знаний о Земле (8 часов)

3

3 нед.

cентября

География в древности.

комбинированный урок

4

4 нед.

cентября

Географические знания в древней Европе.

комплексно-творческий урок

5

1 нед. октября

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа.

урок-путешествие

6

2 нед. октября

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий.

комбинированный урок

7

3 нед. октября

Эпоха Великих географических открытий. 

Практическая работа № 1

по составлению презентации о великих путешественниках.

урок обобщения и систематизации

8

1 нед. ноября

Открытие Австралии и Антарктиды.

урок-путешествие

9

2 нед. ноября

Современные географические

исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле».

урок рефлексии

Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)

10

3 нед. ноября

Изображения земной поверхности.

урок изучения нового материала

11

4 нед. ноября

Масштаб.

урок изучения нового материала  

12

1 нед. декабря

Условные знаки.

комплексно-творческий урок

13

2 нед. декабря

Способы изображения неровностей земной поверхности.

комплексно-творческий урок

14

3 нед. декабря

Стороны горизонта. Ориентирование.

урок изучения нового материала

15

4 нед. декабря

Съёмка местности.

Практическая работа № 2

по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

урок изучения нового материала

16

2 нед. января

Составление плана местности.

Практическая работа № 3

 по проведению полярной съёмки местности.

урок изучения нового материала

17

3 нед. января

Географические карты.

урок изучения нового материала

18

4 нед. января

Параллели и меридианы.

урок изучения нового материала

19

1 нед. февраля

Географические координаты.

комплексно-творческий урок

20

2 нед. февраля

Географические информационные системы.

урок изучения нового материала

21

3 нед. февраля

Обобщающий урок по теме

«Изображения земной поверхности и их использование».

урок обобщения и систематизации

Раздел 4. Земля — планета Солнечной системы (5 часов)

22

4 нед. февраля

Земля в Солнечной системе.

урок изучения нового материала

23

1 нед. марта

Осевое вращение Земли.

комплексно-творческий урок

24

2 нед. марта

Орбитальное движение Земли.

урок-путешествие

25

3 нед. марта

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

урок изучения нового материала

26

4 нед. марта

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы».

урок обобщения и систематизации

Раздел 5. Литосфера — каменная оболочка Земли (7 часов)

27-28

2-3 нед. апреля

Строение Земли. Горные

Породы. 

Практическая работа № 4

по определению горных пород и описанию их свойств.

урок изучения нового материала

29

4 нед. апреля

Земная кора и литосфера.

урок изучения нового материала

30

1нед. мая

Рельеф Земли.

урок изучения нового материала

31

2 нед. мая

Внутренние силы Земли.

урок изучения нового материала

32-33

3 нед. мая

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа.

комбинированный урок

34

4 нед. мая

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера - каменная

оболочка Земли».

урок обобщения и систематизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...