рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.И. Неклюдовой
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.И. Неклюдовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_rab.pr_.docx133.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

6 класс

(базовый уровень) 2016 – 2017 учебный год

ФГОС второго поколения

Линия учебников издательства «Дрофа» авторы учебника Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

География. Начальный курс. 2014 г.

Учитель географии:

2016-16 уч. год


Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »
  • Требованиями  федерального государственного образовательного  стандарта общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (2014-2015 года  Письмо Минобрнауки РФ от 19 . 04. 2011N03-255)
  • Рабочая программа учебного курса географии 6 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин. М: Дрофа, 2012г
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;
  • Основная образовательная программа МБОУ СОШ №31
  • Учебный план МБОУ СОШ №31  на 2016-2017учебный год.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год.

 УМК : Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013. 159с.: ил., карт. В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и  УМК,  позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены, предусмотренные авторской программой: практические работы – 10 (из которых 7 оценочных). Практические (оценочные) работы выделены  жирным шрифтом.  В связи с погодными условиями экскурсии на местность не проводятся.

Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.

Рабочая программа составлена с учётом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержит задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные работа в парах.

     Технологии, используемые в работе:

  • ИКТ
  • исследовательские методы обучения
  • метод проектов
  • здоровье сберегающие технологии
  • игровые методы обучения


Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к  новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.

Учебное содержание курса географии в основной школе сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс — «География Земли», с 8 по 9 класс — «География России». На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по

68 ч (2 ч в неделю).

Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в  основной школе. Начальный курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого- геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико- географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Общая характеристика учебного предмета

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека  на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о  некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд  специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому  в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если  учащиеся подготовлены к этому.

Рабочая программа разработана к УМК:

Базовый учебник

Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2013.

Методическое пособие для ученика

География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.


Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно- познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические  работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на  формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебного часа в неделю. Резервное время, при этом, составляет 1 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания  курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения


Требования к уровню достижений обучающихся .

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять        качественные        и        количественные        показатели,        характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать        характер        взаимодействия        деятельности        человека        и        компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • составлять        описания        географических        объектов,        процессов        и        явлений        с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;


  • строить простые планы местности;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Результаты изучения предмета география

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые  результаты:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:
  • объяснять роль различных источников географической информации.
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
  • выделять причины стихийных явлений в геосферах.
  • использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • применять        приборы        и        инструменты        для        определения        количественных        и качественных характеристик компонентов природы.
  • использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов.
  • понимание смысла собственной действительности:

  • формулировать        своё        отношение        к        природным        и        антропогенным        причинам изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Содержание курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС

Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин (1 ч в неделю, всего 35 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть методы изучения Земли;
  • называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,

«полярные круги», «параллели», «меридианы»;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли.

Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

  1. Изображение здания школы в масштабе.
  2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара. Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб»,

«азимут», «географическая карта»;

  • называть масштаб глобуса и показывать изображения
  • разных видов масштаба на глобусе;
  • приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • читать план местности и карту;
  • определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
  • производить простейшую съемку местности;
  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
  • определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа. ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод. АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер»,

«климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

  • называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой;
  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
  • классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
  • составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
  • описывать погоду и климат своей местности;
  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
  • называть меры по охране природы. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы

на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
  • составлять описание природного комплекса;
  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • классифицировать информацию;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • пониманием ценности здорового образа жизни;
  • основами экологической культуры.

Учебно-тематический план 6 класс

Наименование раздела, темы

Всего часов

Практические работы

1

Раздел 1. Источники географической информации.

10

1.1

Введение

1

1.2

План местности

4

  1. Изображение здания школы в масштабе (ознакомительная)
  2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки (ознакомительная)

1.3

Географическая карта

5

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

2.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

22

2.1

Литосфера

5

5. Составление описания форм рельефа.

2.2

Гидросфера

6

6. Составление описания внутренних вод.

2.3

Атмосфера

7

  1. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
  2. Построение розы ветров.
  3. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным (ознакомительная)

2.4

Биосфера

4

10. Составление характеристики природного  комплекса (ПК).

3

Раздел 3. Население Земли.

3

Итого

35

10


Контроль уровня обученности.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи контрольных вопросов, при выполнении практических работ, индивидуальных заданий, тестов, географических диктантов, устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос). Результаты обучения оцениваются по 5-балльной системе.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Критерии оценки учебной деятельности

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать  на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.


2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4.Ответ самостоятельный;

5.Наличие неточностей в изложении материала;

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 7.Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.
  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

•        Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные        системы:        Гималаи,        Кордильеры,        Анды,        Альпы,        Кавказ,        Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.


Перечень литературы и средств обучения

Литература основная:

География.        Начальный        курс.        6        кл.:        учеб.        для        общеобразоват.        учреждений/        Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013. 159с.: ил., карт.

Литература дополнительная:

  1. Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.: ВАКО, 2012.-112 с.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс

-  М. Вако. 2013г

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
  2. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
  3. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

MULTIMEDIA        –        поддержка        предмета        (Уроки        географии        Кирилла        и        Мефодия, 1С образование).

Объекты и средства материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Технические средства обучения (средства ИКТ):
  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Документ камера
  1. Устройства вывода звуковой информации ( колонки).
  2. Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь).
  3. Сканер.

2.   Наглядно-печатные пособия:

  1. ПОРТРЕТЫ:  набор «Путешественники», набор «Ученые-географы»;
  2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.
  3. ПРИБОРЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ : компасы, комплект топографических инструментов (учебный)
  4. ЦИФРОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ: термометр, барометр, угломер
  5. ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: гербарии культурных и  дикорастущих  растений,  коллекции «Горные породы и минералы»,  «Полезные ископаемые».
  6. МОДЕЛИ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ: глобусы, теллурий, рельефные модели : «Формы рельефа», «Образование вулкана», «Речная система».
  7. КОЛЛЕКЦИИ: Коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, шкала твердости Мооса, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Примерная программа по географии для основной школы

Электронное приложение к учебнику


№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Дата

Дата по факту

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и

Контрольно-оценочная

Информацион

Д.З.

по

метапредметным*)

деятельность

       ное

плану

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

сопровождени

е, цифровые и

электронные

образовательн

ые ресурсы

1

Раздел 1. Источники географической информации – 10 часов

1.1

Введение – 1 час

Открытие,        изучение        и

Как человек открывал

Познавательные: осуществлять

Регулятивные: при

текущий

Ф

Слайды, таблица

§1

1.1.

1

преобразование Земли

Земля—  планета  Солнечной

Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

планировании достижения целей самостоятельно, полно и

Р.Т. зад.2,4

компьютер, экран, э/пособие

Р.Т. зад 1,5

(стр .3-5)

§2

системы.

адекватно учитывать

Вращение Земли. Луна.

Метапредметные: работа с

условия и средства их

текстом ориентироваться в

достижения.

содержании текста и понимать

Тип урока: урок изучения   и

его целостный смысл.

первичного        закрепления

знаний

1.2

Виды изображений поверхности Земли – 9 часов План местности  (4 ч)

Понятие о плане местности.

Что такое план

Определять объекты местности

Работать  с разными

текущий

УО

Слайды, таблица

компьютер, экран, э/пособие

§3

1.2.

1

Масштаб.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

местности? Условные знаки.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб.

на плане и сформировать приёмы работы по использованию условных знаков.

Называть понятия: масштаб, виды масштаба.

источниками географической информации.

Определять расстояния на плане с помощью масштаба.

Р.Т.зад.1,4, 5,6

Р.Т. Зад. 1-6 (Б)

Р.Т. зад.2,3

(стр. 10,11)

§4

Р.Т. 7,8

(стр.17,18) (Б)

Выбор масштаба.

Пользоваться масштабом,

Искать и отбирать

переводить именованный в

информацию в учебных

Пр.№1. Изображение

Пр.№1.

19


здания школы в

численный и обратно.

и справочных пособиях,

Изображен

масштабе

(тренировочная)

Определять расстояния с

словарях;

ие здания школы в

помощью масштаба на плане

масштабе

местности

(тренировоч

ная)

Стороны горизонта. Ориентирование.

Тип урока:

комбинированный урок

Стороны горизонта.

Научиться пользоваться

Осознавать ценности

текущий

УО,

Р.Т.зад.3,6,7

,9,10

Пр.№2 Опред-ние направлени й и азимутов по плану местности.

Слайды, таблица

§5

1.2.

Способы ориентирования на местности. Азимут.

компасом. Определять стороны горизонта .

географического знания как важнейшего

компьютер, экран,

Р.Т зад 4.8

2

Определение

компонента научной

э/пособие

направлений по плану.

Называть и показывать стороны

картины мира

горизонта. Знать понятия:

Пр.№2 Определение

ориентирование, азимут

направлений и азимутов

по плану местности.

Изображение на плане

Рельеф. Относительная

Называть и показывать

Анализировать и

текущий

УО

Слайды, таблица

§6

1.2.

3

неровностей земной поверхности.

Тип урока: комбинированный урок

высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

относительные высоты, абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот.

Определять абсолютную высоту на плане местности.

обобщать географическую информацию.

Искать и отбирать

информацию в учебных

Р.Т. стр. 32

зад. 1-3 (Г)

компьютер, экран, э/пособие

и справочных

пособиях, словарях;

Составление простейших

Глазомерная

Регулятивные: целеполаганию,

Строить простые планы

Тематическ

Ф ПР

Пр. раб.3. Составлени е плана местности методом

э/пособие

§7

1.2.

планов местности.

съемка. Полярная съемка.

включая постановку новых целей, преобразование практической

местности.

ий

4

Маршрутная съемка.

задачи в познавательную.

Тип урока: обобщения и

Пр. раб.3. Составление плана местности

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью;

20


систематизации знаний

методом маршрутной

строить монологическое

маршрутно

съемки (тренировочная)

контекстное высказывание

й съемки

(тренировоч

ная)

1.3

Географическая карта – 5 часов

1.3.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Тип урока: комплексного

применения заний ,умений навыков

Форма Земли. Размеры

Называть и показывать

Выполнение заданий

текущий

УО

Слайды, таблица

§8, 9

1

Земли. Глобус— модель

географические объекты,

учителя. Работа

Р.Т. стр

компьютер, экран,

земного шара.

упомянутые

с учебником, атласом

34,35. Зад

э/пособие

Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт.

в тексте учебника Определять по глобусу расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1,2 (Г)

Значение географических

карт. Современные

географические карты.

1.3.

Градусная сеть на глобусе и

Меридианы и параллели.

Называть понятия: «параллель»,

Выполнение заданий

текущий

Ф  УО

Слайды, таблица

§10

2

картах.

Тип урока:

комбинированный урок

Градусная сеть на глобусе и картах.

«меридиан»,

определять по параллелям и меридианам направление сторон

учителя. Работа

с учебником, атласом

компьютер, экран, э/пособие

горизонта.

1.3.

Географическая широта.

Географическая широта.

Определять географическую

Выполнение заданий

текущий

УО Ф

Слайды, таблица

§11

3

Тип урока:

комбинированный урок

Определение географической широты.

широту.

учителя. Работа

Р.Т. стр. 40,

компьютер, экран,

с учебником, атласом

41 зад 2, 3

э/пособие

1.3.

Географическая долгота.

Географическая долгота.

Объяснять значение понятий:

Работать  с разными

текущий

ПР

ПР раб 4. Определени е

Слайды, таблица

§12

4

Географические координаты.

Определение географической долготы. Географические

долгота, широта, параллель,

меридиан.

Определять географическую широту и долготу по физической

источниками

географической информации

компьютер, экран, э/пособие

карте и глобусу.

21


координаты.

географичес

ких

Тип урока: урок изучения   и

координат

первичного        закрепления

объектов и

знаний

ПР раб 4. Определение

объектов по

географических

их

координат объектов и

географичес

объектов по их

ким

географическим

координата

координатам.

м.

Р.Т. стр. 47

зад 6,7,8 (Г)

1.3.

Изображение на физических

Изображение на

Регулятивные: целеполаганию,

Метапредметные:

текущий

С.Р.

Слайды, таблица

§13

5

картах высот и глубин.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Обобщение и практическая отработка

включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

ИКТ – компетентность: работать с географическими картами.

работа с текстом

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Владеть приемом определения по шкале

Р.Т. Стр. 50 (Б)

компьютер, экран, э/пособие

знаний и умений по

глубин и высот,

разделу.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью;

абсолютной высоты и глубины точек земной

строить монологическое

поверхности.

контекстное высказывание.

Познавательные: давать

определение понятиям.

2.

Раздел 2.  Природа Земли и человек

Строение Земли. Земные оболочки -  22 часа

2.1

Литосфера – 5 часов

22


2.1.

Земля и ее внутреннее строение.

Тип урока: урок изучения нового материала/ беседа

Внутреннее строение

Объяснять значение понятий:

Выполнение заданий

текущий

УО, Ф

Слайды,

§14

1

Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные

Геосфера, литосфера, гидросфера,

биосфера, атмосфера.

Объяснять особенности строения Земли, земной коры

Приводить примеры на каждую классификацию на демонстрационном материале

учителя. Работа

с учебником, атласом Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р.Т.  стр 55,

56. Зад.1-6 (Г)

Компьютер, мультимедиа- проектор

породы. Осадочные

горные породы.

Метаморфические

горные породы.

2.1.

Движения земной коры.

Землетрясения. Что

Объяснять значение понятий:

Работать  с разными

текущий

ТР, УО,

Слайды,

§15

2

Вулканизм.

Тип урока: урок изучения нового материала/ беседа

такое вулканы? Горячие источники и гейзеры.

Медленные

вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

землетрясение, очаг, эпицентр,

сейсмические пояса, горст, грабен.

Объяснять движение земной коры, образование вулканов, источников.

Показывать по карте основные географические объекты.

источниками

географической информации.

Метапредметные: использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

Р.Т. зад. 1-4

(стр. 58) (Б)

Компьютер, мультимедиа- проектор

Сообщения о

вулканах Р.Т стр.59 (зад 5) (А)

2.1.

Рельеф суши. Горы.

Рельеф гор. Различие гор

Давать характеристику ГП гор

Преобразовывать

текущий

УО, Ф

Схема и модель

§16

3

Тип урока:

комбинированный урок

по высоте.

Изменение гор во времени. Человек в горах.

по плану.

Работать с картой: формирование умения правильно называть и показывать

информацию из одной

формы в другую

Р.Т. зад. 4

(стр. 61 (В)

«Солнечной системы» , компьютер, мультимедиа-

географические объекты,

проектор

упомянутые

в тексте учебника.

2.1.

Равнины суши.

Рельеф равнин. Различие

Составлять характеристику ГП

Работать  с разными

текущий

Ф

ПР раб. 5.

Составление

Слайды,

§17

4

равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на

равнин по плану.

Определять среднюю высоту и протяженность равнин.

Работать с картой:

источниками

географической информации

Компьютер, мультимедиа-

23


Тип урока:

комбинированный урок

равнинах.

ПР раб. 5. Составление описания форм рельефа.

формирование умения правильно называть и показывать

географические объекты, упомянутые

в тексте учебника (называть и показывать крупные равнины)

описания форм рельефа.

Р.Т.  зад 1-2

(стр. 64,65.) (Б)

проектор

2.1.

5

Рельеф дна Мирового океана.

Тип урока:

комбинированный урок

Особенности рельефа дна Мирового океана.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве. необходимую взаимопомощь

Объяснять, доказывать, защищать свои идеи; Регулятивные: при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать

условия и средства их достижения.

текущий

УО

Р.Т. зад. 1-4

Стр.66

Слайды, Компьютер, мультимедиа- проектор

§18

2.2

Гидросфера – 6 часов

Вода на Земле.

Что такое гидросфера?

Объяснять понятия:

«гидросфера».

Описывать Мировой круговорот воды как природное

явление.

Объяснять понятия: мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки, промилле, соленость. Показывать по карте основные географические объекты.

Работать  с разными

текущий

УО

Слайды,

§19, 20

2.2.

1

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Мировой круговорот воды.

Что такое Мировой океан?

источниками

географической информации:

Р.Т.зад 1-3

(стр. 70) (Г)

Компьютер, мультимедиа- проектор

Р.Т.зад 4 (стр

71)

Океаны. Моря, заливы и

проливы. Свойства

океанической воды.

Тип урока:

Соленость. Температура.

комбинированный урок

2.2.

Движение воды в океане.

Ветровые волны. Цунами.

Объяснять образование

Выделять главное,

текущий

УО, Ф

Слайды,

§21

2

Тип урока:

Приливы и отливы. Океанические течения.

ветровых волн, цунами,

приливов, отливов, причины образования течений.

Описывать строение ветровых волн.

существенные признаки

понятий (М).

Р.Т. зад. 4

(стр. 74) (Г)

компьютер, мультимедиа- проектор

24


комбинированный урок

Называть и показывать

теплые и холодные течения.

2.2.

Подземные воды .

Образование подземных

Объяснять значение понятий:

Выполнение заданий

текущий

УО

компьютер,

§22

3

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

подземные воды,

водопроницаемые, водоупорные, грунтовые и межпластовые воды, минеральные воды.

Оценивать влияние человеческой деятельности на

учителя. Работа

с учебником, атласом Выделять главное, существенные признаки понятий (М).

Р.Т. стр. 75 зад 1-5 ( Б)

мультимедиа-

проектор

загрязнение подземных вод.

2.2.

Реки.

Что такое река? Бассейн

Объяснять значение понятий:

Выделять главное,

текущий

УО

компьютер,

§23

4

Тип урока: урок изучения нового материала/ беседа

реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

река, бассейн реки, режим реки,

водораздел, пороги и водопады. Работать с картой: формирование умения правильно называть и показывать

существенные признаки

понятий (М). Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Р.Т. стр 76

зад 1-3 (Г)

мультимедиа-

проектор

Р.Т. стр 78

зад 7

географические объекты,

упомянутые

в тексте учебника

2.2.

Озера.

Что такое озеро? Озерные

Объяснять значение понятий:

Выполнение заданий

текущий

ПР раб. 6.

Слайды,

§24

5

котловины. Вода в озере. Водохранилища.

озеро, озерные котловины,

карст, старица, сточные, бессточные.

Показывать по карте основные географические объекты.

учителя. Работа

с учебником, атласом Выделять главное, существенные признаки

Составление описания внутренних вод.

компьютер, мультимедиа- проектор

Сообщение о

Байкале Р.Т, стр 81 зад 5 (А)

Тип урока: урок практикум

понятий (М).

ПР раб. 6. Составление

описания внутренних вод.

25


2.2.

6

Ледники.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Как образуются ледники? Горные ледники.

Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью; строить монологическое. контекстное высказывание Познавательные: давать

определение понятиям.

Объяснять основные понятия и термины: снеговая граница, морена, айсберг.

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей.

Показывать по карте основные географические объекты.

текущий

УО

Р.Т. стр. 82

зад 1-4

Слайды,

компьютер, мультимедиа- проектор

§25

2.3

Атмосфера – 7 часов

2.3.

1

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Тип урока: урок изучения нового материала/ беседа

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Называть слои атмосферы, давать определение атмосферы. Определять состав атмосферы.

Ставить учебную задачу под руководством учителя (М);

текущий

УО, ТР.

Р.Т. стр. 86

зад 3-5 (Б)

Слайды, Компьютер, мультимедиа- проектор

§26

Р.Т. стр. 85,

зад 2

2.3.

Температура воздуха.

Как нагревается воздух?

Объяснять причины изменения

Выполнение заданий

текущий

ПР раб. 7.

Слайды,

§27

2

Измерение температуры

температуры воздуха.

учителя. Работа

Построение

Компьютер,

воздуха. Суточный ход

графика

мультимедиа-

температуры воздуха.

Определять суточную

с учебником, атласом.

хода

проектор

Тип урока: урок изучения и первичного        закрепления знаний

Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры

амплитуду и среднюю суточную температуру воздуха.

Познавательные: давать определение понятиям;

Регулятивные:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей.

температур ы и вычисление средней температур

воздуха. Годовой ход

ы.

температуры воздуха.

устанавливать причинно-

Причина изменения

следственные связи.

Р.Т. стр. 88,

89, зад. 2-5

температуры воздуха в

(Г)

течение года.

ПР раб. 7. Построение

графика хода температуры

26


и вычисление средней температуры.

2.3.

Атмосферное давление.

Понятие об атмосферном

Объяснять значение понятий:

Планировать свою

текущий

УО

Слайды,

§28

3

давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного

атмосферное давление,

барометр - анероид

деятельность под

руководством учителя (М)

Р.Т. 1-3 (Б)

Компьютер, мультимедиа- проектор

Тип урока: урок изучения   и

давления.

первичного        закрепления

знаний

2.3.

Ветер.

Как возникает ветер? Виды

Объяснять значение понятий:

Преобразовывать

текущий

ПР раб. 8.

Слайды,

§28

4

ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

ветер, бриз, муссон.

Называть причины возникновение ветра, знакомство с местными ветрами

информацию из одной

формы в другую. Искать и отбирать информацию в учебных и справочных

Построение розы ветров.

Р.Т. стр. 92

зад 7-9 (Г)

Компьютер, мультимедиа- проектор

Тип урока:

комбинированный урок

ПР раб. 8. Построение

пособиях, словарях;

розы ветров.

2.3.

Водяной пар в атмосфере.

Водяной пар в атмосфере.

Называть и показывать

Выполнение заданий

итоговый

ПР раб. 9.

компьютер,

§29

5

Облака и атмосферные осадки.

Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным

паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных

главную причину образования

облаков.

Определять виды облаков, относительную и абсолютную влажность.

учителя. Работа

с учебником, атласом

Построение диаграммы количества осадков по многолетни

мультимедиа-

проектор

осадков. Измерение

м данным.

количества атмосферных

осадков. Причины,

Р.Т. стр. 93

27


Тип урока:

комбинированный урок

влияющие на количество осадков.

ПР раб. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.(ознакомительная)

зад 2-5

2.3.

6

Погода и климат.

Тип урока:

комбинированный урок

Что такое погода? Причины изменения

погоды. Прогноз погоды. Что такое климат?

Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Составлять простой план;

Работать с текстом и нетекстовыми компонентами (М)

текущий

УО

Р.Т. стр. 95

зад 1-3

Слайды, таблица

компьютер, экран, э/пособие

§30

2.3.

Причины, влияющие на

Изменение освещения и

Метапредметные: работа с

Регулятивные:

текущий

УО

Слайды, таблица

§31

7

климат.

Тип урок : урок обобщения и систематизации знаний

нагрева поверхности Земли в течение года.

Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.

текстом - выбирать из текста

или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Познавательные: давать определение понятиям;

самостоятельно ставить

новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей.

Коммуникативные:

владеть устной и

Р.Т. стр. 97

2, 5 (Б)

компьютер, экран, э/пособие

Горные породы (образ)

Р.Т. стр.96,

зад 3

Зависимость климата от океанических течений.

устанавливать причинно- следственные связи, объяснять

письменной речью.

Зависимость климата от

явления, процессы, связи и

высоты местности над

отношения, выявляемые в ходе

уровнем моря и рельефа.

исследования.

2.4

Биосфера и географическая оболочка (4ч)

2.4.

Разнообразие и распространение организмов

Распространение организмов на Земле. Широтная зональность.

Называть царства организмов, их основные характеристики.

Преобразовывать

информацию из одной

текущий

УО

Р.Т.стр. 99

Слайды, таблица

компьютер, экран,

§32

28


1

на Земле.

Высотная поясность.

Объяснять проявление

формы в другую

зад 1 (Б)

э/пособие

широтной зональности и

высотной поясности

Тип урока: урок изучения   и

первичного        закрепления

знаний

2.4.

Распространение организмов

. Многообразие организмов

Определять условия

Выделять главное,

текущий

УО

Слайды, таблица

§32

2

в Мировом океане

в морях и океанах. Изменение состава

существования организмов

существенные признаки

понятий (М).

компьютер, экран,

организмов с глубиной.

э/пособие

Влияние морских

Тип урока:

организмов на атмосферу.

комбинированный урок

2.4.

Природный комплекс.

Тип урока: урок изучения и первичного        закрепления знаний

Воздействие организмов на

Называть и показывать

Искать и отбирать

текущий

ТР,, ПР

Слайды, таблица

§33

3

земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс.

Географическая оболочка и биосфера.

компоненты ПТК.

Описывать ПТК Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью.

информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях. Метапредметные: выделять главное, существенные признаки понятий.

раб. 10. Составление характерист ики природного комплекса (ПК).

компьютер, экран, э/пособие

Р.Т. стр.102

зад 6 (А)

ПР раб. 10. Составление

Р.Т. зад 1,2

характеристики

стр. 101

природного комплекса

(ПК).

29


2.4.

Обобщение и контроль

Обобщение и практическая

Метапредметные работа с

Познавательные:

тематическ

Т

Карты атласа,

Повторить

4

знаний по разделу «Строение

отработка знаний и умений

текстом- выбирать из текста

основам рефлексивного

ий

компьютер

Земли. Земные оболочки»

по разделу «Строение

или придумать заголовок,

чтения;

Земли. Земные оболочки»

соответствующий содержанию

и общему смыслу текста,

ставить проблему,

использовать различные

аргументировать её

Тип урок : урок обобщения и

библиотечные, в том числе

актуальность;

систематизации знаний

электронные, каталоги для

поиска необходимых книг

выдвигать гипотезы о

связях и

Познавательные: давать

закономерностях

определение понятиям;

событий, процессов,

объектов;

устанавливать причинно-

следственные связи, объяснять

Регулятивные:

явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе исследования, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: адекватно

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей

использовать речевые средства

самостоятельно, полно и

для решения различных

адекватно учитывать

коммуникативных задач;

владеть устной и письменной речью; строить монологическое

условия и средства их достижения

контекстное высказывание

Регулятивные: самостоятельно

анализировать условия

достижения цели на основе

учёта выделенных учителем

ориентиров действия в новом

учебном материале;

планировать пути достижения

целей;

устанавливать целевые

приоритеты.

3

Р а з д е л 3. Население Земли (3 часа )

30


31

Население Земли.

Тип урока:

комбинированный урок

Человечество— единый биологический вид.

Численность населения Земли. Основные типы

населенных пунктов.

Называть и показывать три человеческие расы, численность и плотность населения.

Определять различия и сходства трех рас.

Участвовать в совместной деятельности;

текущий

УО

Р.Т. стр. 105

зад 2

Слайды, таблица

компьютер, экран, э/пособие

§33

Р.Т. стр. 104

зад

32

Человек и природа.

Влияние природы

на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Называть стихийные природные явления

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях;

текущий

Т.Р. , Ф

Р.Т. стр. 106

зад 5

Слайды, таблица

компьютер, экран, э/пособие

§33

33.

Обобщение и контроль знаний по разделу

«Население Земли

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля.

Выполнение тестовых заданий, Работа с учебником, атласом, контурной картой

Участвовать в совместной деятельности;

тематический

УО

Карты атласа, компьютер

Примечание 1: Виды контрольно-оценочной деятельности: входной, текущий, тематический, итоговый.

Примечание 2: Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке: ( УО - устный опрос, Ф-фронтальный опрос,  ПР - практическая работа, Т- тест, ГД- географический диктант,  СР - самостоятельная работа, ТР - творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация и т. д.), З - зачет, Э – экзамен, П-проект

Примечание 3:

А- вопросы и задания, содействующие развитию умений работать с учебной и справочной литературой, самостоятельно осуществлять поиск информации, проводить наблюдения, составлять план ответа, анализировать текст, таблицу, рисунок.

Б - вопросы и задания, направленные на самоконтроль усвоения основного содержания параграфа и овладение предметными умениями, а также умениями применять географические знания для решения разного рода учебных задач.

В-вопросы и задания, нацеленные на развитие умений анализировать, сравнивать объекты или понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Г-вопросы и задания, направленные на применение географических знаний на практике, на развитие ценностного отношения к природе и человеку.

             Примечание 4:

              Р.Т. – География. Начальный курс.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс». 6 класс


32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программ по географии 6 класс по линии учебника Т.П. Герасимовой

Данная программа составлена на 2  часа в неделю,  при этом 1 час в неделю учебного предмета перенесён в национально-региональный компонент для организации изучения учащимися содержания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

Рабочая программа по географии по учебнику - Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...