Метод наблюдения на уроках географии
статья по географии

Курчаткина Марина Васильевна

Заметки из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_nablyudeniya_na_urokah_geografii.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Метод наблюдения на уроках географии

Учитель географии МАОУ «Лицей №36» г. Саратова

Курчаткина М.В.

Современные дети - это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искать, размышлять. Они могут сидеть за компьютером сутками - в контакте, слушать музыку, порой совсем бессодержательную, и совсем забыть про уроки. Оторвать их от компьютера, заставить думать, фантазировать - непросто. Но география такой предмет, который  имеет богатые возможности для привития интереса к предмету, для развития познавательного интереса школьников, т.к. раскрывает  необычайно красочную и разнообразную картину мира, планеты Земля, жизнь человека в разных уголках планеты. География рождает добрые чувства, и великие мысли.

На мой взгляд, сформировать интерес к географии можно используя метод наблюдения. Практически, любая тема на уроках географии может быть дополнена примерами, которые учащиеся могут сами наблюдать в жизни. В этом году ученикам 5-х классов я предложила вести творческую работу в течение учебного года и во время летних каникул.  Все свои наблюдения учащиеся записывают в свои творческие тетради. Их каждый может назвать по желанию  – «Дневник наблюдений», «Блокнот наблюдателя», «Мои наблюдения за природными явлениями» или придумать свои названия. Оформить свои записи дети могут тоже по своему усмотрению. Объясняя темы уроков, я стараюсь приводить примеры природных процессов и явлений, которые учащиеся могут наблюдать самостоятельно во время прогулок, отдыха на природе, путешествуя с родителями. Но, к сожалению, даже на природе дети больше заняты общением в соцсетях, играми и просмотром различных видеороликов в своих смартфонах. Родители не всегда обращают внимание своих детей на красоту окружающей их природы. Поэтому моя задача – акцентировать внимание учащихся на процессы и явления природы, которые они могут наблюдать. Я вижу как у детей загораются глаза, когда они понимают, что многие явления природы они наблюдали, только не обращали на них никакого внимания. У них возникает интерес, дети начинают вспоминать и наперебой рассказывать, когда, где и что они наблюдали. У детей приходит понимание, что география – это не скучная наука, которую необходимо учить по учебнику, а то, что нас окружает, то, с чем мы сталкиваемся ежедневно.  На уроках мы подкрепляем свои наблюдения учебным материалом. Так, на мой взгляд, формируется желание изучать географию, формируется познавательный интерес к предмету.

Приведу некоторые примеры. При изучении темы  «Земля во Вселенной» мы говорим о звёздах, созвездиях и способе определения сторон горизонта по Полярной звезде. На вопрос «Какие созвездия вы знаете»  большинство детей называют Больщую и Малую Медведицы. Но, к сожалению, выясняется, что не все учащиеся видели и умеют находить созвездия на ночном небе. Рассказывая детям о красоте ночного неба и нахождении созвездий Большой Медведицы и Кассиопеи, я вижу интерес в глазах детей. С данной темы мы начинаем подготовку к ведению дневника наблюдений. В дневнике дети записывают план наблюдений, а записи наблюдений они делают по мере их осуществления. Так, за звёздами наблюдать удобно в летние каникулы, когда дети с родителями отдыхают за городом. Соответственно и записи своих наблюдений они смогут сделать только летом.

               Много наблюдений можно делать при изучении темы «Земная кора». При изучении темы «Разнообразие горных пород»  я предлагаю учащимся рассмотреть и описать в своих дневниках горные породы различного происхождения, которые они смогут увидеть в нашей местности или за её пределами. При изучении темы «Разнообразие форм рельефа Земли» мы говорим о равнинах, возвышенностях, горах. Разнообразные формы рельефа дети могут увидеть в период летних каникул во время поездок и в пределах Саратовской области и, отдыхая на Черноморском побережье Кавказа и в других красивейших местах нашей Родины и за её пределами.

             Свои наблюдения, используя план, составленный в период учебного года, учащиеся записывают в дневники наблюдений, сопровождая их рисунками, фотографиями.

             Таким образом, опираясь на полученные в течение учебного года знания, дети видят изученные процессы и явления природы вокруг себя.  Понимая, что всё, что мы изучаем на уроках географии, находится вокруг нас, учащиеся проявляют больший интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках географии

Активные методы обучения на уроках географии На уроках географии в 9 классе в методической карте показано использование активных методов обучения, как самостоятельно разработанных, так и заимствованн...

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Метод Сравнения на уроках географии

Представлена статья и пример практической работы....

Методика использования метода проектов на уроках географии.

Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...

Использование метода проектов на уроках географии

Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...