Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Князева Любовь Анатольевна

Рабочая программа по географии 8 класс. Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. Природа и население. – М.: Вентана - Граф

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_8.doc622.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\luba\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

                                                                                                 

Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………2 - 4

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы по географии в 8 классе……………...........5 - 14
  1. Личностные результаты освоения …………………………………………………………………………………………5
  2. Метапредметные результаты освоения ………………………………………………………………………………   6 - 7
  3. Планируемые предметные результаты освоения географии в 8 классе……………………………………………   8 - 9
  4. Система оценивания результатов освоения  географии в 8 классе…………………………………………………10 -14

      II. Содержание учебного предмета география…………………………………………………………………………15 - 16

    III. Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………   17 - 35

  1. Распределение материала по содержательным линиям……………………………………………………………  17 - 26
  2. Календарно-тематический план……………………………………………………………………………………… 27 - 35

      Приложение …………………………………………………………………………………………………………………36 - 38

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География» для 8 -го класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ.
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Основной образовательной  программы МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч. г.  
  • Учебный план МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч. г.

        Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. Природа и население. – М.: Вентана - Граф, 2018.
  2. Атлас. География России. Природа и население. 8 класс. М.: Вентана - Граф, 2018.
  3. Контурные карты. 8 класс –  М.: Вентана - Граф, 2018.

Место предмета в базисном учебном плане

 На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (68 часов в 8классе  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

Характеристика 8 а класса.

        Класс продолжает  изучение  географии четвёртый год. Класс достаточно  сильный. Основная часть учащихся  всегда тщательно готовятся к урокам, успешно справляются с заданиями повышенного уровня, работают с дополнительными источниками информации, умеют подготовить выступление перед классом, организовать работу в группе.  Особо выделяются шесть человек.

        Значительная часть класса имеют средний уровень усвоения знаний. Они понимают значение учения, имеют достаточно высокий познавательный интерес и мотивацию. При тщательной подготовке домашнего задания на уроках работают  активно и  могут справляться с заданиями повышенного уровня по отдельным темам курса.

     Индивидуального подхода требуют четверо учащихся, т.к. имеют низкий уровень усвоения ЗУН, на уроке пассивны, часто бывают неготовые к уроку.  

       В классе обучаются 3 ученика с ЗПР.      При составлении  программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое  внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении  материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, нарушения речи. Ученики   умеют работать с текстом учебника, находить основные  географические термины и понятия, отвечать на вопросы, но запомнить и использовать их при ответах затрудняются. Для выполнения заданий требуется дополнительное время или меньший объём заданий.      Недостаточный словарный запас и  узкий кругозор ограничивают возможности  давать различные географические  характеристики территорий и процессов.   Контурные карты оформляют неаккуратно,   с ошибками, не в полном объёме.  С учебной программой справляются с трудом, требуется постоянная помощь учителя.

       Ведущими методами на уроках в этом классе являются частично - поисковый, проблемный, эвристический, исследовательский. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Характеристика 8 б  класса.

       Класс продолжает  изучение  курса географии четвёртый год.  Класс имеет различный уровень усвоения учебного материала. Группа из трёх учащихсявысокомотивированные дети. Успешно справляются с заданиями повышенного уровня, работают с дополнительными источниками информации. На уроках активные и  способны организовать работу в группе.

      Пять человек   имеют средний уровень усвоения, проявляя творчество и интерес лишь по отдельным темам курса. При условии тщательной подготовки домашнего задания эти ученики могут частично справляться с заданиями повышенного уровня и выступить в роли докладчика по отдельным темам курса.

        Четыре ученика  на уроках активные, понимают учебный материал, но отсутствие системы домашней подготовки и мотивации мешает учащимся достичь более высоких результатов.

         Индивидуального подхода требуют четыре ученика, т.к. имеют низкий уровень усвоения ЗУН, на уроке пассивны, часто бывают неготовые к уроку.  Способны работать лишь по алгоритму и образцу учителя.

           В классе обучаются 5 детей с ЗПР.     При составлении  программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое  внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении  материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, нарушения речи. Ученики   умеют работать с текстом учебника, находить основные  географические термины и понятия, отвечать на вопросы, но запомнить и использовать их при ответах затрудняются. Для выполнения заданий требуется дополнительное время или меньший объём заданий. Недостаточный словарный запас и  узкий кругозор ограничивают возможности  давать различные географические  характеристики территорий и процессов.   Контурные карты оформляют неаккуратно,   с ошибками, не в полном объёме.  С учебной программой справляются с трудом, требуется постоянная помощь учителя.

    Основными способами усвоения учебного материала в классе являются заучивание, деятельность по алгоритму. Возможно лишь частичное использование продуктивных методов: частично-поискового и проблемного изложения. Формы работы на уроках: частично групповая, индивидуальная и фронтальная.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися  программы по географии в 8 классе

1.Личностными результатами освоения

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

2.Метапредметные результаты освоения

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

                        1. Способность  к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

                             2. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Обучающийся сможет:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных или  искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  •     наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД:

         1. Формирование и развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  2. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с          помощью технических средств и информационных технологий.

  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

      Обучающийся сможет:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,  выявлять причины и следствия;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • определять свое отношение к природной среде;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

      Обучающийся сможет:

  • определять и играть возможные роли в совместной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

3.Планируемые предметные результаты освоения географии в 8 классе

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;  
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки           зрения концепции устойчивого развития;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

4. Система оценивания результатов освоения  географии в 8 классе

Промежуточная аттестация на уровне ООО проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом, школьным «Положением о  формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.).

Основные виды контроля:

  • Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
  • Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) в конце четверти; проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
  • Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
  • Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года.

Формы контроля:

  • стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • комплексные диагностики метапредметных и личностных результатов на начало и конец учебного года;
  • самоанализ и самооценка;
  • индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.
  • практические  работы;
  • защита учебно-исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
  • тестирование, в том числе с использованием контрольно-измерительных материалов, информационно-коммуникационных технологий.

Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Темы проектов.

1.Русское географическое общество: вчера, сегодня, завтра.

2. Размеры территории России – благо или зло для страны.

3. Рельеф и человек.

4. Влияние климата на образ жизни и быт человека.

5. Почва – зеркало ландшафта.

6. Портреты исчезающих видов животных.

7.Проект создания заповедника на территории России.

8. Культурно-исторические особенности народов России.

9.Что в имени твоём, Байкал?

10. Природные ресурсы России – достаточно ли их?

Направления проектной деятельности обучающихся.

        Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов.  В преподавании географии будут использоваться следующие  типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

            Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

             Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

        Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

       Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения комплексных проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Система оценки предметных результатов освоения

Система оценки предметных результатов освоения географии с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Уровни освоения учебных достижений учащихся:

В ходе оценивания для описания достижений учащихся используются следующие уровни.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:

 Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка«4»);

 Высокий  уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Система оценки включает следующие процедуры: стартовую диагностику, текущий и тематический контроль, итоговый контроль.

Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами.  Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу. Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности  ученика. Итоговый контроль проводится в форме теста.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена  оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.   Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

II. Содержание учебного предмета география

В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».

Введение. География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Территория России на карте мира.  Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Природный фактор в развитии России

Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде. Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов.

Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

III. Тематическое планирование

Распределение материала по содержательным линиям.

Темы разделов

Требования к уровню подготовки

Особенности требований к уровню подготовки  для учащихся с ЗПР

Теоретические знания

Практические умения

Введение.

Географическое положение России.

 Основные  понятия темы: «географическое положение», «государственная территория РФ», «местное» и «поясное» время.

 Виды  географического положения: ФГП, МГП, ЭГП и ТГП, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, и уровни (макро-, мезо- и микро-).  Специфику  географического положения России. Место  России по площади территории страны среди стран мира.

Виды  (сухопутные, морские) и типы (исторические, природные, экономические, геополитические) государственных границ РФ, их особенности и значение для осуществления связей с другими странами.  Общую  протяженность государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским.

Специфику  административно-территориального устройства Российской Федерации.

Показывать  по карте: крайние точки России; пограничные государства России, соседей России 2-го, 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ.

Определять  по карте: координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с запада на восток, поясное время в разных субъектах РФ.

Характеризовать  с помощью карты  разные виды географического положения России.

Сравнивать  географическое положение России и других стран (например, Канады, США).

Называть  основных внешнеэкономических партнеров России.

Объяснять  влияние географического положения России на особенности формирования и развития страны. Приводить  примеры событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения России.

 Находить  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

 Географическое положение России и его виды, типы границ объясняют с опорой на текст.

Показывают сухопутные  и морские границы. Называют соседние государства.

Различия во времени на территории России. Часовые зоны. Местное, поясное, декретное время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Приводят примеры. Называют и надписывают субъекты РФ по карте.

История заселения, освоения и исследование территории России

Имена  отечественных землепроходцев и первооткрывателей и результаты их выдающихся географических открытий и путешествий.

Основные  этапы освоения территории страны, направления колонизации территории страны в разные исторические периоды. Территориальные  изменения, происходившие в России в разные исторические периоды.

Влияние  истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий.

Связь  между географическим положением, природными условиями, ресурсами и уровнем хозяйственного освоения территории.

Показывать  по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды;

Характеризовать  с помощью карт и дополнительных источников географической информации: маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий; территории, вошедшие в состав страны в разные исторические периоды.

Объяснять  влияние геополитических интересов страны на направления территориального роста страны.

Приводить  примеры: адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов.

 Находить  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

Знать этапы формирования, историю

освоения и изучения территории России,

фамилии путешественников и ученых и их вклад в изучение территории страны.

Связь  между географическим положением, природными условиями, ресурсами и уровнем хозяйственного освоения территории объясняют с опорой на текст.

Уметь показывать и называть маршруты и результаты важнейших географических открытий и путешествий.

Раздел II Природа России. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

Содержание  основных понятий и терминов:  «рельеф», «горы», «равнины», «платформа», «вулканизм», «выветривание», «оползень», «сель», «осыпь», «овраг», «фиорд», «бархан».

Основные  этапы развития земной коры: геологические эры и периоды.

Общие  особенности геологического строения и рельефа России.

Зависимость  размещения форм рельефа от строения земной коры.

Внутренние   и внешние рельефообразующие факторы.

Называть  и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землетрясений.

Определять  по тектонической карте элементы земной коры, находящиеся в основании крупных форм рельефа; по физической карте — выраженность тектонических структур в рельефе; по геологической карте — возраст горных пород, слагающих территорию.

Приводить  примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних факторов, влияния рельефа на жизнь, быт населения и его хозяйственную деятельность.

Составлять    краткую географическую характеристику крупных форм рельефа.

Основные  этапы развития земной коры: геологические эры и периоды изучаются ознакомительно.

Учащиеся должны знать основные формы рельефа, антропогенные формы  рельефа. Строение платформы и складчатых поясов объясняют с помощью схемы. Установление  связей между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа, закономерности размещения месторождений полезных ископаемых объясняют с помощью опорных схем.

Климат и агроклиматические ресурсы

Содержание  основных понятий и терминов: «антициклон», «амплитуда температуры», «атмосферный фронт», «засуха», «испаряемость», «коэффициент увлажнения», «солнечная радиация», «суховей», «туман», «ураган», «циклон».

Главные  особенности климата России.

Климатические  пояса и типы климатов на территории страны.

Закономерности  распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны.

Зависимость  климатических условий территории от климатообразующих факторов.

влияние климата  на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.

Называть  и показывать по карте районы распространения основных типов климата.

Определять  по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воздуха, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для различных пунктов.

 С  помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата.

Определять  по синоптическим картам погодные условия данного пункта.

Приводить  примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой, мероприятий по охране атмосферного воздуха.  

Использовать  приобретенные знания и умения для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России, для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы, для оценки погодно-климатических условий своей местности в различных целях.

Учащиеся должны знать и показывать по карте основные элементы погоды: температура, коэффициент увлажнения, солнечная радиация, осадки, размещение климатических поясов. Основные климатообразующие факторы объясняют с помощью текста учебника.

Схему «Циркуляция  воздушных масс» рисуют под руководством учителя. Чтение и анализ  климатических диаграмм проводится при консультативной помощи учителя. Объяснение  изменения климата во времени, значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека проводят на основе текста учебника.

Внутренние воды и водные ресурсы

Основные понятия  и термины: «болото», «губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерзлота», «наводнение», «падение и уклон реки», «питание реки», «подземные воды», «режим реки», «речной бассейн», «речная долина», «снеговая линия», «снежная лавина».

Состав  внутренних вод на территории страны.

Главные  особенности крупных рек и озер России, их зависимость от рельефа и климата.

Образование  и распространение многолетней мерзлоты и ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека.

Называть  и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты.

Определять  по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока.

С  помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов.

Приводить  примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о водных объектах России; для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами; для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.

Учащиеся должны знать и показывать по карте виды внутренних вод.

Водный режим и годовой сток рек, падение и уклон рек, особенности питания изучается ознакомительно.

Образование  и распространение многолетней мерзлоты и болот объясняют на основе текста.

Находят в тексте учебника  мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов.

Почвы и почвенные ресурсы

Содержание  основных понятий и терминов: «выветривание», «гумус», «почва», «почвенные горизонты», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «мелиорация», «рекультивация».  Факторы  почвообразования.

Главные  свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования.

Определять  по картам зональный тип почв данной территории.

С  помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику главных зональных типов почв.

Приводить  примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о почвенном покрове России; для оценки почвенных ресурсов своей местности и осуществления мероприятий по охране почв.

Учащиеся должны знать и показывать по карте основные типы почв.

Факторы  почвообразования изучаются ознакомительно.

Главные  свойства зональных типов почв в зависимости от факторов почвообразования объясняют на основе текста.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Содержание  основных понятий и терминов: «биом», «биологические ресурсы», «лес».

Состав  органического мира;

условия,  определяющие численность и разнообразие органического мира.

Приспособления  животных и растений к условиям среды.

Состав  биологических ресурсов.

Определять  по картам особенности распространения видов животных и растений.

Приводить  примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о представителях органического мира России; для оценки биологических ресурсов своей местности в различных целях и осуществления мероприятий по охране органического мира.

Изменений  в содержании нет.

Находят в тексте учебника примеры неблагоприятных изменений органического мира в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию биологических ресурсов.

Природные различия на территории России

Основные  понятия темы: «антропогенный ландшафт», «высотная поясность», «лес», «леса мелколиственные», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «особо охраняемые природные территории».

Географические  явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.

Связь  между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственным использованием отдельных территорий и акваторий.

Особенности  и природные ресурсы морей, омывающих территорию России; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий.

Природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Определять  по картам особенности размещения природных зон.

Называть  и показывать по карте моря, омывающие территорию России; определять их принадлежность к бассейну океана; крупнейшие и старейшие особо охраняемые заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия.

Приводить  примеры: взаимосвязей между компонентами природной зоны (моря), экологических проблем и природоохранных мероприятий, антропогенных природных комплексов. Находить  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей природных зон и морей России, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного использования, экологических проблем.

С  помощью источников географической информации (текст, карты) составлять краткую географическую характеристику природной зоны, моря по плану. Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о природных зонах и морях РФ; для оценки изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека, в том числе на примере своей местности;

 для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Описание природной зоны проводится по образцу учителя или с помощью текста. Географические  явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними изучаются ознакомительно. Сходство и различия в географическом положении, природными условиями и ресурсами находят в тексте учебника.

Особенности  и природные ресурсы морей, омывающих территорию России; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий объясняют с помощью схемы или текста.

Раздел III Население России.

Основные  географические понятия: «естественный прирост населения», «воспроизводство населения», «этнос», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность населения», «расселение населения», «трудовые ресурсы», «экономически активное население».

 Основные  показатели, характеризующие население России: общую численность населения, место России в мире по численности населения, естественный прирост, соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни, крупнейшие по численности народы, соотношение городского и сельского населения, среднюю плотность населения, уровень безработицы.

Особенности  демографической ситуации в России и ее изменения в XX в., традиционный и современный типы воспроизводства населения, особенности размещения народов и населения России, современный религиозный состав населения.  Виды  и функции городов, виды внутренних и внешних миграций, зоны расселения населения (основная зона расселения населения, зона Севера).

Связь  между историей заселения территории, ее географическим положением, природными условиями, ресурсами и особенностями населения.

Показывать  по карте плотность населения: основную зону расселения населения; города-миллионеры; территории с однородным и многонациональным (пестрым) составом населения.

Читать,   анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм (половозрастная пирамида).

Называть:  факторы (причины), влияющие на естественное движение населения, среднюю продолжительность жизни, интенсивность миграций, размещение народов, расселение населения, уровень безработицы.

Приводить  примеры регионов России (субъектов РФ) с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население,  влияния разных факторов на формирование культурно-исторических особенностей народов России; влияния исторических, политических и социально-экономических причин на демографическую ситуацию, среднюю продолжительность жизни, соотношение мужчин и женщин; на интенсивность разных видов внешних и внутренних миграций населения России, уровень безработицы.

Объяснять  связь между природными условиями и ресурсами и формированием зональных типов сельских поселений.

Составлять  краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания.

Население России, его численность, причины ее изменения во времени и пространстве изучаются ознакомительно.

Национальный состав населения России изучается на основе анализа карты народов под руководством учителя.

Учащиеся должны уметь объяснять основные понятия темы с помощью текста учебника: естественное движение,  миграции, состав населения (половой, возрастной, этнический), трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, агломерация. На уроках применяется приём работы «Дополни предложение»

Раздел IV Природный фактор в развитии России

Основные  географические понятия: «природные условия», «природные ресурсы».

Виды  природных ресурсов, главные особенности природных ресурсов России; соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов; соотношение экономически эффективной территории и государственной территории. Особенности  размещения основных видов природных ресурсов; основные ресурсные базы; проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России. Место  России в мире по запасам и добыче основных видов природных ресурсов.

Связь  между географическим положением, природными условиями, ресурсами и степенью хозяйственного освоения отдельных территорий.

Меры  по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.

Читать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Приводить  примеры: разных видов адаптации человека к окружающей среде, влияния природных условий, стихийных природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека, использования и охраны природных ресурсов.

Давать  хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала России, сравнивать природно-ресурсный потенциал России и других стран. Находить  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов.

Составлять  краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для чтения карт различного содержания;

для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Изменений  в содержании нет.

Учащихся должны уметь объяснять общие понятия и знания с помощью текста и опорных схем. Оценивать с помощью схемы учебника природные ресурсы по исчерпаемости  и возобновимости.

Называть место  России в мире по запасам и добыче основных видов природных ресурсов по статистическим таблицам. Давать  хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала России по вопросам учителя.  Сравнение   природно-ресурсного потенциала России и других стран изучается ознакомительно.

Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы (оценочные)

Тематические и итоговые контрольные работы

Проекты

Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

13

2

2

2

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Пр. р. 1., Пр.р. 2.

1

1

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

1

1

2.

Природа России

33

6

3

5

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Пр.р.3.

1

1

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

5

Пр. р. 4., Пр.р. 5., Пр.р. 6.

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Пр. р. 7.

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

1

Тема 5. Растительный и животный мир

2

1

Тема 6. Природные различия на территории России

10

Пр. р. 8

1

1

3.

Население России

10

1.    Пр. р. 9

1

1

4.

География Республики Бурятия

8

1.    Пр. р. 10

1

1

5.

Природный фактор в развитии России

2

1

6.

Итоговое повторение. Контрольная работа.

2

1

7.

Итого

68

10

8

10

  

Календарно - тематическое планирование

урока

Кол – во часов

Тема

Тип  урока

Форма организации деятельности

Вид

контроля

Д/З

Оборудование

Дата  урока по плану

 

Введение (1 час)

 1

1

Введение.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

 

С. 3-4

 ФКР

Э/У

 

Географическое положение и формирование государственной территории России.(13 часов).

Географическое положение. (9 часов)

 2

1

Географическое положение и его виды. Размеры территории и природно-географическое положение России.

Изучение нового материала.

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП.

Практикум.

Фронтальный 

Пр. раб №1

§1,2

 ФКР АКР

Э/У М/П

3

1

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

Комбинированный

 ЧП.

Практикум.

 Индивидуальный

§3

 ФКР АКР М/П

1

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Комбинированный

Практикум. Проблемный

Индивидуальный

§4

 ПКМ ФКР

М/П

 5

1

Государственная территория России. Типы российских границ.

Комбинированный

Объяснительно- иллюстративный с элементами ЧП.  Практикум.

Фронтальный

§5

 ПКМ ФКР

М/П

6

1

Сухопутные и морские границы России.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП.

Практикум.

Устный опрос, работа с контурной картой

§6

ФКР Э/У

7

1

Различия во времени на территории России.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный. Работа по алгоритму.

Устный опрос, практическая работа

Пр. раб №2

§7

ФКР Э/У

8

1

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный. Проблемный.

Индивидуальный. 

Работа с тематическими картами.

§8

Карта «Госуд. Устройство России» М/П

9

1

Повторение и обобщение темы «ГП России»

Урок рефлексия

Тест. УМК [5] Стр. 5 - 12

10

1

Входной диагностический контроль

История заселения, освоения и исследования территории России. (4 часа)

11

1

Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв.

Комбинированный

Изучение нового материала, Объяснительно-иллюстративный.

Фронтальный

Работа с тематическими картами.

Составление сводной таблицы.

§9

ФКР М/П

Карта «Формир. территории России»

12

1

  Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв.

Комбинированный

Урок-практикум. Проблемный.

Фронтальный

Работа с тематическими картами.

Составление сводной таблицы.

§10

§11

ФКР М/П

Карта «Формир. территории России»

13

1

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Комбинированный

Урок-практикум. Проблемный.

Фронтальный

Работа с тематическими картами.

Составление сводной таблицы.

§12

ФКР М/П

Карта «Формир. территории России»

14

1

Заседание Русского географического общества.

Урок рефлексия

Защита проектов

Индивидуальный

М/П уч - ся

 

Природа России.(33 часа).

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.(6 часов)

15 

1

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.

 Комбинированный

Изучение нового материала, Объяснительно-иллюстративный.  

Фронтальный

§13

ФКР ТКР Э/У

16

1

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры.

Комбинированный

Изучение нового материала, Объяснительно-иллюстративный.

Устный опрос, практическая работа

§14

ФКР ТКР М/П

17

1

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры..

Комбинированный

Комбинированный, Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Индивидуальный

Пр. раб №3

§15

ФКР ТКР Э/У М/П

 18

1

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

Комбинированный

Комбинированный

Устный опрос, практическая работа

§16

 ФКР ТКР М/П

19

1

Круглый стол: «Рельеф и человек».

Урок рефлексия

Комбинированный, Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Работа в группе.

Защита проектов

§17

ФКР М/П уч - ся

20

1

Итоговый урок по теме.

Комбинированный

Контроль знаний

Индивидуальный

Тест. УМК [5] стр. 21 - 28

 

Климат и агроклиматические ресурсы. (5 часов)

21 

1

 Климат и агроклиматические ресурсы.

Условия формирования климата.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Фронтальный. Эвристическая беседа с использованием карт атласа, анализ рисунков.

§18

ККР Э/У

22 

1

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Комбинированный

Изучение нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Фронтальный. Учебное исследование по картам, анализ рисунков учебника.

§19

ККР Э/У

23

1

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.

Урок - практикум

Репродуктивный.

Проблемный.

Индивидуальный

Пр. раб №4

§20

ККР Э/У

24 

1

Климатические пояса и типы климатов.

Урок - практикум

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Индивидуальный

Пр. раб №5

§21

ККР Э/У

25

1

Климат и человек.

Географический КВН.

Урок рефлексия

Частично-поисковый, проблемный.

Индивидуальный. Групповой.

§22

М/П

 

Внутренние воды и водные ресурсы.   (6 часов). 

 26

1

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Урок - практикум

Частично-поисковый, проблемный.

Фронтальный

Анализ физической и климатической карты.

§23

ФКР Э/У

 27

1

Зависимость речной сети от климата.

Урок - практикум

Частично-поисковый, проблемный.

Индивидуальный

Пр. раб № 7

§24

ФКР Э/У

28 

1

Озера. Болота. Ледники. Подземные воды.

Урок - практикум

Проблемный, (географический диктант)

Фронтальный. Беседа, учебное исследование по картам.  Работа в группах.

ИКТ  – сообщение

§25

ФКР М/П

29 

1

 Многолетняя мерзлота.

Диспут «Многолетняя мерзлота – благо или зло?»

Урок рефлексия

Проблемный.

Фронтальный. Работа в группах.

ИКТ  – сообщение

§26

ФКР М/П

30

1

Воды и человек. Водные ресурсы.

Комбинированный

объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Индивидуальный. Работа в группах.

ИКТ  – сообщение

§27

ФКР М/П

31

1

Итоговый урок по теме.

Урок комплексного применения знаний.

Индивидуальный

Тест. УМК [5] стр. 45 - 52

 

Почвы и почвенные ресурсы. (3 часа) 

 32

1

Почва – особое природное образование.

Комбинированный

 Изучение  нового материала. Объяснительно-иллюстративный.

Фронтальный Анализ почвенного профиля.

§28

 ПКР М/П

33 

2

Главные типы почв и их размещение по территории России.

Комбинированный

Частично-поисковый, проблемный.

Фронтальный. Определение по картам размещение зональных типов почв

§29

 

ПКР М/П

 34

3

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

 Виртуальная экскурсия «Почва – зеркало ландшафта»

Урок комплексного применения знаний.

Проблемный.

Анализ карт, фронтальный устный опрос.

§30

 

 ПКР М/П

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(2 часа)

35

1

Растительный и животный мир.

Комбинированный

Частично-поисковый, проблемный.

Фронтальный. Беседа, учебное исследование по картам.

§31

ПКР КПЗ Э/У

36

1

Биологические ресурсы.

Картинная галерея  «Портреты исчезающих видов животных»

Урок рефлексия

проблемный

Фронтальный. Беседа, учебное исследование по картам.

§32

ПКР КПЗ М/П

 

Природные различия на территории России.(10 часов)

 37

1

 Природные комплексы.

 Комбинированный

Изучение нового материала, проблемный.

Фронтальный

§33

КПЗ М/П

 38

1

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

Практикум

ЧП, проблемный

Фронтальный

§34

 КПЗ М/П

 39

1

Северные безлесные природные зоны.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Фронтальный. Работа в группах.

ИКТ  – сообщение. 

§35

КПЗ М/П гербарии

40

1

Лесные зоны. Тайга.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Фронтальный. Работа в группах.

ИКТ  – сообщение. 

§36

КПЗ М/П гербарии

 41

1

Смешанные и широколиственные леса.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

 Работа в группах.

ИКТ  – сообщение. 

§37

 КПЗ М/П гербарии

42

1

Южные безлесные леса: степи, полупустыни и пустыни.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Работа в группах.

ИКТ  – сообщение. 

§38

КПЗ М/П гербарии

43

1

Высотная поясность.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Фронтальный. Анализ рисунков и карт, работа по вопросам и заданиям учебника.

§39

КПЗ М/П гербарии

44

1

Моря как крупные природные комплексы.

Практикум

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Фронтальный. Анализ карт, работа по вопросам и заданиям учебника.

§40, 41

ФКР Э/У

45

1

Особо охраняемые природные территории России.

Виртуальная экскурсия «Заповедники России»

Комбинированный

Проблемный

 Индивидуальный

§42

ФКР КПЗ М/П

46

1

Итоговая  практическая работа

Урок комплексного применения знаний.

Пр. раб № 8

 

Население России.  (10 часов) 

47 

1

Численность и воспроизводство населения России.

 Комбинированный

Изучение нового материала, проблемный.

Фронтальный. Анализ стат. данных.

§43

 

 48

2

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

Урок изучения нового материала

Практикум, проблемный

Фронтальный. Анализ стат. данных.

§44

 

 49

3

Этнический и языковый состав населения России.

Комбинированный

Практикум, проблемный

Фронтальный. Анализ стат. данных.

§45

 50

4

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

Урок – конференция.

Комбинированный

ЧП, проблемный

Индивидуальный

Творч. работа «Малые народы России»

§46

 

51

5

Особенности урбанизации в России. Городское население.

Комбинированный

ЧП, проблемный

Фронтальный. Анализ стат. данных.

§47

52

6

Сельское поселение. Особенности расселения сельского населения.

Комбинированный

ЧП, проблемный

Фронтальный. Анализ стат. данных.

§48

  53

7

Миграция населения в России.

Комбинированный

Практикум,

 проблемный

Фронтальный

§49

  54

8

Размещение населения России.

Комбинированный

Практикум, проблемный

Фронтальный. Анализ тематических карт.

Пр. раб. № 9

§50

 

55

9

Занятость населения.

Комбинированный

 Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП.

Индивидуальный. Анализ стат. данных.

§51

 

  56

10

Итоговый урок по теме.

Урок комплексного применения знаний.

Индивидуальный

Тест. УМК [5] стр. 61 - 68

 

        География Республики Бурятия (8 часов)        

 57

1

Особенности ЭГП Бурятии.

АТД республики.

 Комбинированный

Изучение нового материала, проблемный.

Индивидуальный. Читают и анализируют тематические карты.

 записи

 Э/У М/П Карта РБ

   58

1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Анализ карт, фронтальный опрос.

Э/У М/П Карта РБ

59

1

Климат республики. Внутренние воды.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Анализ карт, фронтальный опрос.

Э/У М/П Карта РБ

60

1

Брейн -  ринг «Знатоки Байкала»

 Проблемный

Групповой

61

1

Природные зоны Бурятии.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП

Индивидуальный опрос.

Сообщение

Э/У М/П Карта РБ

62

1

История заселения территории.

Численность и динамика населения.

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный с элементами ЧП.

Индивидуальный. Анализ стат. данных

Э/У М/П Карта РБ

63

1

Городское и сельское население.

Комбинированный

 ЧП и проблемный

Фронтальный. Анализ стат. данных

Э/У М/П Карта РБ

  64

1

Национальный и религиозный состав Бурятии.

Комбинированный

ЧП и проблемный.

Индивидуальный.

ИКТ - сообщение

Э/У М/П Карта РБ

Природный фактор в развитии России. (2 часа)

65

1

Влияние природы на развитие общества.

Комбинированный

ЧП,  проблемный.

Фронтальный

§52

ФКР, М/П

66

1

Природные ресурсы.

Комбинированный

ЧП, проблемный

Фронтальный

§53, 54

ФКР, М/П

67- 68

2

Итоговое повторение.

Игра «Земля у нас одна!»

Контрольная работа.

 Приложение.

 Дополнительная литература

  1. Т.В. Кучер «Экологическое образование учащихся в обучении географии». М,; -  Просвещение.
  2. Е.Н. Селищев «География для любознательных».  Ярославль – Академия Холдинг.
  3. Э.М. Раковская «География России». М.; «Прсвещение».
  4. Интернет – ресурсы. http://ru.wikipedia.org/wiki/,  http://www.nashashcola.ru/,  http://geographer.ru/index.shtml,   www.wild-russia.org., http://geo.1september.ru/urok/.
  5. Энциклопедии, словари, справочники для школьников.
  6. В.В. Барабанов. География.  8 класс. 36 диагностических вариантов. М.: Национальное образование, ГИА. Экспресс – диагностика.
  7. О.В. Чичерина. Контрольные и проверочные работы  по географии. 8 класс. М.: «Экзамен».
  8. А.С. Ермошкина. Тематический контроль по географии. Природа России. 8 класс. М.: «Интеллект Центр».
  9. Электронное пособие «География Бурятии»/Сост. Бадлуева Т.А. к.п.н.,  доцент кафедры «Охраны и укрепления здоровья» БИПКиПРО.

Перечень обязательной географической номенклатуры для начального курса географии 8 класс

Крайние точки:

(с.) материковая  — мыс Челюскин

(с.) островная  — мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа

( ю.) гора Базардюзю (Кавказ) на границе с Азербайджаном

(з.) Балтийская коса Гданьского залива близ города Калининград

(в.) материковая — мыс Дежнева

(в.) островная — о. Ратманова (Берингов пролив)

Пограничные государства и их столицы:

1. Норвегия (Осло)                                                                                           10. Южная Осетия (Цхинвал)

2. Финляндия (Хельсинки)                                                                              11. Грузия (Тбилиси)

3. Эстония (Таллин)                                                                                         12. Азербайджан (Баку)

4. Латвия (Рига)                                                                                                13. Казахстан (Астана)

5. Литва (Вильнюс)                                                                                           14. Китай (Пекин)

6. Польша (Варшава)                                                                                        15. Монголия (Улан-Батор)

7. Белоруссия (Минск)                                                                                     16. КНДР (Пхеньян)

8. Украина (Киев)                                                                                             17. США (Вашингтон)

9. Абхазия (Сухум)                                                                                           18. Япония (Токио)

Береговая линия России

Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых,  Восточно-Сибирское, Чукотское,  Балтийское, Черное, Азовское, Берингово, Охотское, Японское.

Заливы: Финский, Таганрогский, Байдарацкая губа, Обская губа,  Енисейский,  Хатангский,  Анадырский,  залив Шелихова, Пенжинская губа.

Проливы: Карские ворота,  Югорский Шар, Вилькицкого, Санникова, Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов, Татарский, Кунаширский, Лаперуза,  Керченский.

Острова: Земля Франца Иосифа,  Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Новосибирские острова (о-ва Де-Лонга, Анжу, Ляховские), Медвежьи острова,  Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Кольский, Канин, Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Крымский.

Морские порты: Новороссийск, Туапсе, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Находка.

Рельеф

Равнины: Восточно-Европейская, возвышенность Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Смоленско-Московская, Среднерусская возвышенность, Общий Сырт, Приволжская возвышенность, Западно-Сибирская,  Сибирские Увалы, Ишимская равнина, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Прикаспийская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Енисейский кряж, Ангарский кряж, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, плато Путорана, Яно-Индигирская низменность, Колымская низменность, Юкагирское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Витимское плоскогорье.

Горы: Кавказские (г. Эльбрус 5642 м.), Уральские (г. Народная 1895 м.), Алтай (г. Белуха 4506 м.), Западный Саян, Восточный Саян,  Бырранга, Хибины, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Корякское нагорье, Колымское нагорье, Срединный хребет, хребет Джугджур,   Сихотэ-Алинь,  Алданское нагорье, Становое нагорье, Становой хребет, Яблоновый хребет, хребет Хамар-Дабан,  вулкан Ключевская Сопка, Крымские горы.

Внутренние воды России

Реки: Волга (Ока, Кама ,Вятка, Белая, Уфа); Москва-река, Печора, Северная Двина (Сухона, Юг, Вычегда); Мезень, Онега, Свирь, Нева, Дон, Кубань, Терек, Обь (Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим); Надым, Пур, Таз, Енисей (Курейка, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара); Селенга, Хатанга, Оленек, Лена (Алдан, Олекма, Витим, Вилюй); Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Камчатка, Охота, Амур (Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Уссури).

Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Баскунчак, Эльтон, Кулундинское, Чаны, Таймыр, Байкал, Ханка, Каспийское море-озеро.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, канал им. Москвы

Федеральные округа Российской Федерации

1. Центральный (Москва),                                                               6. Уральский (Екатеринбург),

2. Северо-Западный (С-Петербург),                                               7. Сибирский (Новосибирск),

3. Приволжский (Нижний Новгород),                                           8. Дальневосточный (Хабаровск),

4. Южный (Ростов-на-Дону),                                                          9.Крымский (Симферополь).

5. Северо-Кавказский (Пятигорск),

Политико-административное устройство России: субъект федерации и         административный центр.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...