Рабочая программа по географии 5-9 кл.
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета "География" составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dlya_5-9_kl.docx | 149.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 212" (МАОУ СОШ № 212) | |
ИНН 5404040047, ОКПО 03753415 630032, город Новосибирск, микрорайон Горский, 71; тел./факс (383) 240-85-29, http://школа212.рф, e-mail: sch_212_nsk@nios.ru |
Кафедра _________________________________________________________
(наименование кафедры)
Рег. № ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ГЕОГРАФИЯ Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования |
Срок освоения: 5лет |
Новосибирск 2018
Рабочая программа учебного предмета«География» разработана
Ивановой Натальей Валентиновной –1 квалификационная категория |
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
общественно-научных дисциплин |
(протокол от «___» _____________ 20___ г. №___).
Заведующий кафедрой,
[ученая степень, ученое звание, должность, квалификационная категория] | [И.О. Фамилия] |
Рабочая программа учебного предмета «География» прошла экспертизу Центра информационных технологий
Руководитель ЦИТ | [И.О. Фамилия] |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР [И.О. Фамилия]
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» обязательной предметной области «Общественных наук» для основного общего образования разработана на основе:
нормативных документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»).
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 212 (Приказ № от…)
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. -176 с.
Учебный предмет “География” входит в обязательную предметную область “Общественные науки”.
Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить: сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения —280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего за учебный год |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 2 | 36 | 72 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
Всего за курс | 280 |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
- Содержание учебного предмета, курса
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.
Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Раздел 3. Население Земли
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, её изменение во времени.
Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Раздел 5. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 6. Природа России
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны.Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Раздел 9. Районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и куль тура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно- хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на приме ре одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ. 2 ч | ||
1 | География: древняя и современная наука. | 1 |
2 | География в современном мире | 1 |
Развитие географических знаний о Земле. 7ч. | ||
3 | География в древности | 1 |
4 | Географические знания в древней Европе | 1 |
5 | Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа. | 1 |
6 | Открытие Нового Света. | 1 |
7 | Эпоха Великих географических открытий | 1 |
8 | Открытие Австралии и Антарктиды Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | 1 |
9 | Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 |
Изображения земной поверхности и их использование. 12ч | ||
10 | Изображения земной поверхности | 1 |
11 | Масштаб | 1 |
12 | Условные знаки | 1 |
13 | Способы изображения неровностей земной поверхности Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» | 1 |
14 | Стороны горизонта. Ориентирование Практическая работа №3 «Определение на местности направлений и расстояний» | 1 |
15 | Съёмка местности. | 1 |
16 | Составление плана местности Практическая работа №4 «Полярная съемка местности» | 1 |
17 | Географические карты | 1 |
18 | Параллели и меридианы | 1 |
19 | Географические координаты | 1 |
20 | Географические информационные системы Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия» | 1 |
21 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование Практическая работа №6 «Построение маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов» | 1 |
Земля-планета Солнечной системы. 5ч | ||
22 | Земля в Солнечной системе | 1 |
23 | Осевое вращение Земли | 1 |
24 | Орбитальное движение Земли | 1 |
25 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 |
26 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 |
Литосфера - каменная оболочка Земли. 8ч | ||
27 | Строение Земли. Горные породы | 1 |
28 | Строение Земли. Горные породы Практическая работа №7 «Определение горных пород по их свойствам» | 1 |
29 | Земная кора и литосфера | 1 |
30 | Рельеф Земли | 1 |
31 | Внутренние силы Земли | 1 |
32 | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа | 1 |
33 | Человек и мир камня. | 1 |
34 | Обобщающее повторение по теме «Литосфера - каменная оболочка Земли» | 1 |
35 | Резерв. Повторение по курсу. | |
ИТОГО | 35 |
6 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ. 1ч | ||
1 | Введение | 1 |
Гидросфера – водная оболочка Земли.9ч | ||
2 | Гидросфера | 1 |
3 | Мировой океан | 1 |
4 | Движение воды в океане.Практическая работа №1 «Описание по картам вод Мирового океана» | 1 |
5 | Реки | 1 |
6 | Озера и болота | 1 |
7 | Подземные воды | 1 |
8 | Ледники и многолетняя мерзлота | 1 |
9 | Человек и гидросфера. Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» | 1 |
10 | Обобщающее повторение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | 1 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.10ч | ||
11 | Атмосфера | 1 |
12 | Температура воздуха | 1 |
13 | Влажность воздуха. Облака | 1 |
14 | Атмосферные осадки | 1 |
15 | Атмосферное давление | 1 |
16 | Ветер. Практическая работа №3 «Вычерчивание розы ветров» | 1 |
17 | Погода. Практическая работа №4. «Дневник погоды. Обобщение данных дневника погоды» | 1 |
18 | Климат | 1 |
19 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера. | 1 |
20 | Обобщающее повторение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | 1 |
Биосфера – оболочка Земли. 5 ч | ||
21 | Биосфера | 1 |
22 | Жизнь в Океане и на суше | 1 |
23 | Значение биосферы | 1 |
24 | Человек – часть биосферы | 1 |
25 | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера – оболочка жизни». | 1 |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс. 8 ч | ||
26 | Географическая оболочка | 1 |
27 | Природные комплексы | 1 |
28 | Почва | 1 |
29 | Ледяные пустыни и тундры | 1 |
30 | Леса | 1 |
31 | Степи и саванны. Засушливые области планеты. Практическая работа №5 «Описание природной зоны по плану» | 1 |
32 | Природные комплексы Мирового океана | 1 |
33 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие Практическая работа №6.Проект «Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия» | 1 |
34 | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка -самый крупный природный комплекс» | 1 |
35 | Резерв. Повторение по курсу. | 1 |
ИТОГО | 35 |
7 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Природа Земли: главные закономерности.10ч | ||
2 | Материки и океаны на поверхности Земли. Практическая работа №1«Сравнение географического положения материков» | 1 |
3 | Материки и части света. | 1 |
4 | Рельеф Земли. | 1 |
5 | История формирования рельефа Земли. Практическая работа №2 «Определение взаимосвязи между строением и земной коры и рельефом Земли» | 1 |
6 | Климатообразующие факторы. | 1 |
7 | Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. | 1 |
8 | Мировой океан. Практическая работа № 3 «Составление обобщенной схемы морских течений » | 1 |
9 | Воды суши. Практическая работа №4 «Определение степени современного оледенения материков» | 1 |
10 | Природная зональность. Практическая работа №5 «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира» | 1 |
11 | Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности» | 1 |
Человек на планете Земля. 8ч | ||
12 | Историко -географические закономерности заселения человеком Земли. | 1 |
13 | Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля | 1 |
14 | Народы, языки, религии мира. Практическая работа №6 «Составление характеристики населения мира » | 1 |
15 | Хозяйственная деятельность людей. Практическая работа №7 «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности» | 1 |
16 | Города и сельская местность | 1 |
17 | Страны мира | 1 |
18 | Историко -культурные районы мира. Практическая работа №8 «Определение историко - культурного района мира» | 1 |
19 | Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля. Практическая работа №9 «Комплексная характеристика населения мира» | 1 |
Многоликая планета. 46ч | ||
Океаны.4ч | ||
20 | Атлантический океан | 1 |
21 | Тихий океан | 1 |
22 | Индийский океан | 1 |
23 | Северный Ледовитый океан. Практическая работа по №10 «Составление комплексной характеристики океана» | 1 |
Африка. 5ч | ||
24 | Особенности природы Африки. Практическая работа №11 «Описание климатических условий территорий по климатограммам » | 1 |
25 | Районирование Африки | 1 |
26 | Население Африканского континента | 1 |
27 | Страны Африки: Южно - Африканская Республика | 1 |
28 | Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго | 1 |
Южная Америка.6 ч | ||
29 | Особенности природы Южной Америки | 1 |
30 | Природные районы материка: равнинный Восток | 1 |
31 | Природные районы материка: Анды. Практическая работа №12 «Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки» | 1 |
32 | Население Южной Америки | 1 |
33 | Страны Южной Америки: Бразилия | 1 |
34 | Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу | 1 |
Австралия и Океания. 5 ч | ||
35 | Особенности природы Австралии. Практическая работа №13 «Разработка туристического маршрута по Австралии» | 1 |
36 | Особенности природы Океании | 1 |
37 | Население Австралии и Океании | 1 |
38 | Австралийский Союз | 1 |
39 | Самоа | 1 |
Антарктида. 3 ч | ||
40 | Характеристика природы материка. Практическая работа №14 «Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды» | 1 |
41 | Освоение Антарктиды человеком | 1 |
42 | Обобщающий урок по теме «Южные материки» | 1 |
Северная Америка. 6 ч | ||
43 | Особенности природы Северной Америки | 1 |
44 | Равнинные районы Северной Америки. Практическая работа № 15 «Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности» | 1 |
45 | Горы Северной Америки | 1 |
46 | Освоение человеком материка | 1 |
47 | Страны Северо -Американского континента: США | 1 |
48 | Страны Северо -Американского континента: Канада и Мексика | 1 |
Евразия. 15 ч | ||
49 | Особенности природы Евразии | 1 |
50 | Особенности природы Евразии. Практическая работа №16 «Описание внутренних вод Евразии» | 1 |
51 | Районы Евразии: западная часть Европы | 1 |
52 | Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия | 1 |
53 | Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия | 1 |
54 | Человек на территории Евразии | 1 |
55 | Страны Европы: Норвегия | 1 |
56 | Страны Европы: Великобритания | 1 |
57 | Страны Европы: Германия и Франция | 1 |
58 | Страны Европы: Италия и Чехия | 1 |
59 | Страны Азии: Индия | 1 |
60 | Страны Азии: Китай | 1 |
61 | Страны Азии: Япония и Республика Корея | 1 |
62 | Страны Азии: Турция и Казахстан | 1 |
63 | Обобщающий урок «Северные материки». Практическая работа № 17 «Комплексное описание страны» | 1 |
Общечеловеческие проблемы. 2 ч | ||
64 | Общечеловеческие проблемы | 1 |
65 | Практическая работа № 18 «Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки» | 1 |
66 | Итоговая проверочная работа | 1 |
67-70 | Резерв | 4 |
Итого | 70 |
8 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Географическое пространство России. 8ч | ||
2 | Границы России | 1 |
3 | Размеры территории. Часовые пояса. Практическая работа№1.»Определение поясного времени для разных городов России» | 1 |
4 | Географическое положение России. Практическая работа№2«Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран» | 1 |
5 | Россия в мире | 1 |
6 | Освоение и изучение территории России | 1 |
7 | Районирование- основной метод географических исследований | 1 |
8 | Административно-территориальное устройство России. Практическая работа№3«Анализ административно-территориального деления России» | 1 |
9 | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | 1 |
Природа России.43ч | ||
10 | Природные условия и ресурсы | 1 |
Рельеф и недра. 7ч | ||
11 | Формирование земной коры на территории России | 1 |
12 | Рельеф | 1 |
13 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 |
14 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 1 |
15 | Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа№4«Выявление взаимосвязи земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых» | 1 |
16 | Земная кора и человек | 1 |
17 | Обобщение по теме «Рельеф и недра» | 1 |
Климат.11 ч | ||
18 | Географическое положение и климат | 1 |
19 | Солнечное излучение и климат | 1 |
20 | Земная поверхность и климат | 1 |
21 | Воздушные массы и их циркуляция | 1 |
22 | Атмосферные фронты | 1 |
23 | Циклоны и антициклоны | 1 |
24 | Распределение температуры воздуха по территории России | 1 |
25 | Распределение осадков и увлажнения по территории России | 1 |
26 | Климатические пояса и области. Практическая работа№5 «Составление макета климатической карты» | 1 |
27 | Климат и человек. Практическая работа№6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей» | 1 |
28 | Обобщение по теме «Климат» | 1 |
Внутренние воды и моря. 7ч | ||
29 | Моря | 1 |
30 | Особенности природы морей | 1 |
31 | Внутренние воды России. Реки.Практическая работа№7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны» | 1 |
32 | Озера, водохранилища, болота | 1 |
33 | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 |
34 | Вода и человек. Практическая работа№8«Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | 1 |
35 | Обобщение по теме «Внутренние воды и моря» | 1 |
Растительный и животный мир.3ч | ||
36 | Растительный мир | 1 |
37 | Животный мир. Практическая работа№9«Прогнозирование изменений растительного и животного мира при изменениях компонентов природного комплекса» | 1 |
38 | Биологические ресурсы и человек | 1 |
Почвы.4ч | ||
39 | Почвы и факторы их образования | 1 |
40 | Основные типы почв России | 1 |
41 | Почвы и человек. Практическая работа№10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности» | 1 |
42 | Обобщение по теме «Почвы» | 1 |
Природно-хозяйственные зоны. 11ч | ||
43 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | 1 |
44 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 |
45 | Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1 |
46 | Природа лесных зон | 1 |
47 | Население и хозяйство лесных зон | 1 |
48 | Природа лесостепей и степей | 1 |
49 | Население и хозяйство степной и лесостепной зон. Практическая работа№11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах» | 1 |
50 | Засушливые территории России. Практическая работа№12 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» | 1 |
51 | Горные области | 1 |
52 | Охрана природы и особо охраняемые территории.Практическая работа№13«Определение особо охраняемых природных территорий своего района» | 1 |
53 | Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 |
Население России. 11ч | ||
54 | Численность населения России | 1 |
55 | Мужчины и женщины. | 1 |
56 | Молодые и старые. Практическая работа№14 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» | 1 |
57 | Народы | 1 |
58 | Языки | 1 |
59 | Религии | 1 |
60 | Размещение населения | 1 |
61 | Города России. Урбанизация | 1 |
62 | Сельские поселения и сельское население. Практическая работа№15 Разработка проекта «Мой населенный пункт» | 1 |
63 | Миграции населения. География миграций. Практическая работа№16 «Характеристика особенностей движения населения России» | 1 |
64 | Обобщение по теме «Население России» | 1 |
65 | Итоговая проверочная работа | 1 |
66-72 | Резерв.Повторение | 7 |
ИТОГО | 72ч. |
9 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Хозяйство России. 28 ч | ||
Общая характеристика хозяйства. 6 ч | ||
2 | Особенности хозяйства России. Практическая работа №1 «Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства» | 1 |
3 | Географическое положение как фактор развития хозяйства | 1 |
4 | Человеческий капитал и качество населения | 1 |
5 | Трудовые ресурсы и экономически активное население России | 1 |
6 | Природно-ресурсный капитал. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России» | 1 |
7 | Производственный капитал | 1 |
Промышленность. 11 ч | ||
8 | Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства». Топливно- энергетический комплекс | 1 |
9 | Газовая промышленность | 1 |
10 | Нефтяная промышленность | 1 |
11 | Угольная промышленность. Практическая работа №3 «Характеристика угольного бассейна России» | 1 |
12 | Электроэнергетика | 1 |
13 | Машиностроение. Практическая работа№4 « Определение главных районов размещения предприятий трудоѐмкого и металлоѐмкого машиностроения» | 1 |
14 | Чѐрная металлургия | 1 |
15 | Цветная металлургия | 1 |
16 | Химическая промышленность | 1 |
17 | Лесная промышленность | 1 |
18 | Обобщающий урок по теме «Промышленность» | 1 |
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. 4 ч | ||
19 | Сельское хозяйство. Растениеводство.Практическая работа №5«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» | 1 |
20 | Животноводство.Практическая работа №6 «Определение главных районов животноводства | 1 |
21 | Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс | 1 |
22 | Обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | 1 |
Сфера услуг. 7 ч | ||
23 | Транспорт. Железнодорожный транспорт | 1 |
24 | Автомобильный и воздушный транспорт | 1 |
25 | Морской и внутренний водный транспорт | 1 |
26 | Связь | 1 |
27 | Наука и образование | 1 |
28 | Жилищное хозяйство | 1 |
29 | Обобщающий урок по теме «Сфера услуг» | 1 |
Районы России. 32ч | ||
30 | Европейская и азиатская части России | 1 |
Европейский Север. 3 ч | ||
31 | Географическое положение и особенности природы Европейского Севера | 1 |
32 | Население Европейского Севера | 1 |
33 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 7 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | 1 |
Европейский Северо-Запад. 3 ч | ||
34 | Обобщение по теме «Европейский Север».Географическое положение Европейского Северо-Запада | 1 |
35 | Особенности природы Европейского Северо-Запада | 1 |
36 | Население и хозяйство Европейского Северо-Запада | 1 |
Центральная Россия. 4 ч | ||
37 | Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад». Географическое положение Центральной России | 1 |
38 | Особенности природы Центральной России | 1 |
39 | Население Центральной России | 1 |
40 | Хозяйство Центральной России | 1 |
Европейский Юг.4 ч | ||
41 | Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского Юга | 1 |
42 | Особенности природы Европейского Юга | 1 |
43 | Население Европейского Юга | 1 |
44 | Хозяйство Европейского Юга | 1 |
Поволжье. 4 ч | ||
45 | Обобщение по теме «Европейский Юг». Географическое положение Поволжья | 1 |
46 | Особенности природы Поволжья | 1 |
47 | Население Поволжья | 1 |
48 | Хозяйство Поволжья | 1 |
Урал. 4 ч | ||
49 | Обобщение по теме «Поволжье». Географическое положение Урала | 1 |
50 | Особенности природы Урала | 1 |
51 | Население Урала | 1 |
52 | Хозяйство Урала | 1 |
Западная и Восточная Сибирь. 7 ч | ||
53 | Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной и Восточной Сибири | 1 |
54 | Особенности природы Западной Сибири | 1 |
55 | Особенности природы Восточной Сибири. Практическая работа №8«Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири» | 1 |
56 | Население Западной и Восточной Сибири | 1 |
57 | Хозяйство Западной Сибири | 1 |
58 | Хозяйство Восточной Сибири | 1 |
59 | Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь» | 1 |
Дальний Восток. 4 ч | ||
60 | Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока | 1 |
61 | Население Дальнего Востока | 1 |
62 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 |
63 | Обобщение по теме «Дальний Восток». Практическая работа №9 «Анализ взаимодействия природы и человека» | 1 |
Россия в мире. 2 ч | ||
64 | Россия и мировое хозяйство. Практическая работа №10 «Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира» | 1 |
65 | Россия в системе мировых транспортных коридоров | 1 |
66 | Итоговая проверочная работа по курсу «География. Россия: природа, население, хозяйство» | 1 |
67-68 | Резерв. Повторение | 2 |
ИТОГО | 68ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...