Обобщающий урок по теме Вселенная "Летим в космос!"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Гужева Татьяна Анатольевна

Обобщающий урок по географии для 5 класса по теме "Вселенная". Игровая форма урока "Летим в космос!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_letim_v_kosmos_-_igrovaya_tehnologiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ( Обобщение по теме « Вселенная»)

 

     

       Образовательные:  в ходе урока закрепить и обобщить ранее полученные

                                             знания по теме: «Вселенная». Обеспечить усвоение до-

                                             полнительных знаний по теме.

      Развивающие:           развивать самостоятельность, умение преодолевать

                                             трудности в учении, используя для этого творческие

                                             задания, формировать умение логически мыслить и

                                             применять знания, полученные ранее. Развивать

                                             эмоциональную сферу учащихся, используя яркие

                                             примеры, иллюстрации, оформление класса.

                                             Развивать камуникативные способности.

    Воспитательные:      воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение

                                             работать в коллективе, самостоятельно и ответственно

                                             готовиться к уроку, повышать интерес к изучению

                                             предмета.

   Методы и приёмы:    игровая форма урока, обобщение, беседа, групповая

                                           форма работы, самостоятельная работа.

 

 Тип урока:                      обобщающее повторение.  

Структура урока:   1.Орг. момент. – 2 мин.

                                      2. Обобщение знаний – 30 мин.

                                      3. Вывод – 5 мин

                                      4. Дом. задание. – 3 мин.

Средства обучения:   тетради, учебники «Природоведение» 5 кл., дополни-

                                          Тельная литература, таблицы «Небесные тела», карта

                                         «Звёздное небо», рисунки, магнитофон.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент: выявление готовности учащихся к уроку. (Класс делится на два отряда.)

  1. Обобщение:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Мы с вами изучили Вселенную, многое узнали. А хотите полететь в космос? Конечно, ведь в детстве каждый мечтает стать космонавтом. Совсем не так давно человек осуществил свою мечту, и полетел в космос. Послушайте стихотворение А.Твардовского, о какой дате в нем идёт речь?  

« Ах, этот день двенадцатый апреля,

как он пронёсся по людским сердцам,

казалось, мир невольно стал добрее,

своей победой потрясённый сам!

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли Смоленской

Землёй – планетой был усыновлён».

( день полёта Ю.А.Гагарина , 12 апреля 1961 г.)  

  • Вот и мы сегодня совершим волшебный полёт на нашем космическом корабле! На борту два отряда юных космонавтов. Капитаны команд представьте свои отряды. (название, защита)  

 

«Далёкие звёзды над нами  горят,

зовут они в гости пытливых ребят.

Собраться в дорогу не трудно для нас,

И вот мы к полёту готовы сейчас.

Скомандует диктор: Внимание! Взлёт!

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли».

- Нам предстоит исследовать космическое пространство. С собой берём только ручки и бортовые журналы для записи всего, что узнаем. К полёту готовы, ребята? Космонавты! Внимание! Взлёт! (звучит музыка) Ребята, закройте глаза, представьте звёздное небо, серебристый свет луны заливает Землю, тысячи мерцающих звёзд разбросаны по всему небу. Красота! Всё дальше Земля, всё ярче звёзды, всё ближе планеты.

  • Ребята, а давайте пока летим, поиграем! Посмотрите – это карта звездного неба, на ней изображены планеты, созвездия. А можем мы сказать, – что это вся Вселенная? (нет, Вселенная безгранична) Наша планета относится к Солнечной системе. Вспомните, какие планеты вращаются вокруг солнца? (играем с мячом «Раз, два, три планету назови!») Сколько всего планет? (9 – Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун, Земля)
  • А сейчас практическое задание. (на доске лист ватмана, в центре Солнце) Мы вспомнили планеты, а на какие две группы их можно разделить? (планеты земной группы и планеты гиганты) Каждый отряд получает конверт с аппликациями. Узнайте, к какой группе относятся планеты, и правильно наклейте их на нужные орбиты. Назовите их. (отряды совещаются, а капитаны команд наклеивают)
  • Какие небесные тела кроме планет вращаются вокруг Солнца?

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

                         

СОЛНЦЕ                                            НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

                                                                Планеты +спутники        ?     ?     ?      ?

                                                                                                    (астероиды, кометы,

                                                                                                     метеоры, метеориты)

   По два человека из отрядов должны дописать схему.

«Точь в точь, как тебе, но ещё в старину.

Хотелось узнать звездочётам –

Смотрели на Солнце они, на Луну

И тихо шептали: а что там?»

  • Ребята, а всегда ли люди знали, как устроена Вселенная? Как представляли древние люди нашу Землю?
  • А кого вы знаете из древних учёных, разработавших свои системы представления мира? (Аристотель, Птолемей, Н.Коперник)
  • Некоторым учёным за свой взгляд пришлось поплатиться собственной жизнью. О ком идёт речь? ( Д.Бруно, Г.Галилей)
  • Ну, что ж устали? Давайте отдохнём и проведём космическую зарядку:
  1. Встали, вращение головой в одну сторону, потом в другую (как вращается Земля вокруг Солнца).
  2. А как вращается Земля вокруг своей оси (повороты вокруг себя).
  3. Теперь покажите, как ярко светит Солнце (руки в стороны, потянуться).
  4. Помашите всем, кто нас ждёт на Земле (встряхнули кистями рук).
  • Продолжаем наш полёт! Сегодня каждый ребёнок знает, что Земля имеет форму …(шара).
  • Что она вращается вокруг …(своей оси, солнца).
  • Что Солнце это …(звезда).
  • Солнце и все, видимые на небе звёзды, образуют звёздную систему …(Галактика).
  • Ребята если мы заговорили о Солнце, то как вы думаете, что это за цифры? О чём они вам говорят?

 

109                   +15 000 000 С                +6 000 С                            150 000 000

(раз  Солнце больше Земли; t внутри Солнца; t на поверхности; км. - расстояние от Земли до Солнца).

  • А чем отличаются звёзды от планет? Проведём сравнительный диктант: я называю признаки, а вы записываете цифру в соответствующую графу: планеты или звёзды.

Планеты: 1, 2, 4, 6, 7.                    Звёзды: 1,2,3,5,7.

  1. Небесное тело.
  2. Шарообразное тело.
  3. Излучают собственный свет.
  4. Светят отражённым светом.
  5. Раскалённое небесное тело.
  6. Движутся вокруг Солнца.
  7. Вращаются вокруг своей оси.
  • Теперь передайте тетрадь друг другу и проведём взаимопроверку диктанта, оцените своего товарища.
  • Летим дальше! Смотрите Луна! А почему она всегда рядом с Землёй? (спутник).
  • А только у Земли есть спутник? (у Марса-2, у планет гигантов-10 и более).
  • Хорошо наверное на Луне! Давайте сейчас выйдем, отдохнем, подышим свежим воздухом, позагораем.… Но что это? На борт нашего корабля поступили какие-то странные телеграммы. Они зашифрованы, помогите мне ребята! (расшифровать с помощью алфавита)

Шифровки: 1.15,19,5,15,22,14,20,19,28. (отдохнуть)

                   2. 14,6,3,15,8,13,15,17,14,15. (не возможно)

  • значит, я ошиблась, а почему не возможно? (нет воздуха, нет воды, нет жизни).
  • А на других планетах можем мы погостить? (нет).

Правильно, но может быть за пределами Солнечной системы, в других Галактиках есть жизнь? Возможно, когда вы вырастите, полетите в космос, и откроете новые планеты, и встретите там инопланетян, такими как вы их себе представляли (выставка рисунков).

Возвращаться нам пора.

По местам, мои друзья.

Из полёта возвратились

Мы на Землю опустились.

(звучит музыка «Трава у дома»).

  • Нам повезло, что мы живём на такой красивой планете, как Земля. Но нашей удивительной природе угрожает опасность. Вырубаются леса, истребляются животные, загрязняется воздух! Давайте представим, какой станет тогда наша планета через 100 лет? (выставка рисунков) Посмотрите какой безжизненной стала Земля. Вырублены леса, в реке грязная вода, полно дыма! Нравится вам такая планета? Но какой она будет через 100 лет зависит от каждого из нас. Вы должны бережно относиться к природе, защищать и охранять её. И тогда и через 100лет и через 200 и через 1 000 лет она будет удивительно разнообразной, красивой.(выставка рисунков).

Домашняя работа: напишите письмо инопланетянам, расскажите им о нашей Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Урок информатики в 9 кл. Тема"Обобщающий урок по теме Электронные таблицы"

Урок в 9 классе по программе Угриновича. Тема" Обобщающий урок по теме "Электронные таблицы""...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМОСА»

Урок «История исследования космоса» построен на основе блочно-модульного принципа. Каждый модуль может стать отдельным уроком в 9 или 11 классе с определенными добавлениями в курсе «История России. ХХ...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...

Конспект урока на тему "Путешествие в космос"

В конспекте материал по труду для изготовления аппликации ко Дню космонавтики...