Технологическая карта урока 9 класс "Уральский экономический район"
методическая разработка по географии (9 класс)

Цыганова Тамара Романовна

Технологическая карта преставлена в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область (автор учебника): География 9 класс Население и хозяйство России

( В.П.Дронов, В.Я.Ром)

Тип урока: открытие новых знаний

класс: 9

Цель: знакомство с новым экономическим районом - Уральским

Задачи: формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные действия.

1 Обучающие:

          1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

          2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

 Воспитательные:

   Воспитывать у учащихся географическую культуру и эстетическое восприятие.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Приложения

Учитель

Ученики

Организационный этап урока

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Приветствие

Ощущение комфорта

Проверка домашнего задания

: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)

3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

 

 

4. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

Как вы считаете, почему вам были предложены именно эти районы?

Готовлю к определению темы урока

Показывают №№ районов согласно карты с 180

Предлагают свои версии

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:  

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели

Определение темы урока, цели и задач

Значит, сегодня на уроке будем изучать Уральский экономический район

Что вы хотите узнать об этом районе? (выслушать ответы)

Что такое Урал? 

Твардовский Александр Трифонович

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Как вы понимаете это высказывание?

Предлагают своё понимание этого вопроса.

Работа с текстом и высказывание своего мнения.

Использование доп. Текста

(сильный ученик)

Высказывают свои предложения.

Коммуникативные:   учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

 Актуализация знаний.

 Сегодня мы продолжим работу в технологии кластеров.

Что необходимо для работы?

 Определение составных частей кластеров.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Постановка проблемы

 Формируем команды, используем типовые планы, ищем проблемы и пути их решения и составляем по 2 вопроса в кроссворд.

Самостоятельная работа в группах с текстом

 

 

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Открытие знаний.

 Представьте коллективные и индивидуальные работы  

 

Отчёты

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вопросы в кроссворд

Первичное

закрепление

 

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Вы согласны?

  

 

 

 

Поиск правильного ответа. Запись в тетради.

Отчёты «Население»

Презентация «Самоцветы Урала»

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Вопросы в кроссворд

Закрепление

 Предложен тест

 Тест

В тетрадь выписать правильные ответы.  

КЛЮЧ

1.Пермский край,2.неверно,3. С,  4.с, 5.с, 6.д ,7. Улучшалось,

8. Минеральными, 9.с

Итог урока

ответьте на вопросы:

- что нового я узнал …

- что было самым трудным …

- что понравилось…

- над чем надо работать…

высказывания детей

Коммуникативные:

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

рефлексия

Личностные:

смыслообразование

Домашнее задание

Параграфы 56-57 читать всем

на выбор: найти материал о гербах городов Урала. Или одну из проблем

 

выбирает одно задание из нескольких

Познавательные

Оцените своё участие в уроке.

Приложение №1

Состав

В состав Уральского экономического                                                ЭГП

 района входят:   Две Республики:

Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск),

 Пермский край (с 1 января 2006 года

 в результате референдума Пермская

область объединилась с Коми-Пермяцким

 автономным округом), 4 области:

 Свердловская область (Екатеринбург),

Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган)                                                        Природные ресурсы:

 и Оренбургская (Оренбург).                                                                        1.минеральные

                                                                                                        2.лесные

                                                                                                        3.водные и т.д

        

Природные условия:

Рельеф –

Климат -                                                         УЭР                                        Население

  1. Численность
  2. Плотность
  3. Е.п.
  4. Уровень урбанизации и т.д

Приложение №2

Тест

Вопрос 1

Какой регион Урала ранее состоял из двух субъектов Федерации?

Ответ:

Вопрос 2

Нехватка водных ресурсов на Урале объясняется малым количеством рек.

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 3

Укажите субъект РФ, входящий в Уральский район, на территории которого нет Уральских гор.

Выберите один ответ:

A. Челябинская область

B. Пермский край

C. Курганская обл

D. Башкирия

E. Свердловская область

Вопрос 4

Из полезных ископаемых в Предуралье преобладают

Выберите один ответ:

A. асбест и строительные материалы

B. руды черных и цветных металлов

C. нефть, газ и соли

Вопрос  5

Какая из руд не добывается в Уральском районе?

Выберите один ответ:

A. медная

B. алюминиевая

C. оловянная

D. железная

Вопрос 6

Какой регион не входит в состав Уральского экономического района?

Выберите один ответ:

A. Курганская область

B. Оренбургская область

C. Челябинская область

D. Кировская область

E. Свердловская область

Вопрос  7

На протяжении истории экономико-географическое положение Уральского района

оставалось неизменным.

улучшалось.

ухудшалось.

Вопрос  8

Урал наиболее богат ресурсами:

почвенными

лесными

минеральными

водными

Вопрос  9

Выделите проблему, характерную для Уральского района

Выберите один ответ:

A. нехватка трудовых ресурсов

B. отсутствие топливных ресурсов

C. истощение запасов сырья для черной металлургии

D. слабая транспортная освоенность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Технологическая карта урока географии «Создание экономического образа Урала»

Технологическая карта урока географии с использовнием проектно-исследовтельской технологии....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Технологические карты уроков «УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»

Технологические карты уроков «УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН». В данном метериале даютя технологические карты уроков по изучению всего экономического района....

Технологическая карта урока "Типы экономических систем"

Разработка технологической карты урока по обществознанию...

Технологическая карта урока Международные экономические отношения, 10 класс

Технологическая карта урока Международные экономические отношения, 10 класс...

Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...