конспект урока по теме Масшаб
план-конспект урока по географии (5 класс)

Гуляева Людмила Николаевна

подробный конспект урока для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе . Масштаб.

 Приветствие. Здравствуйте, ребята! Вступление

К уроку все готовы? Проверим!

Линейка, циркуль, карандаш

Дневник , учебник, атлас?

Проверьте, все ли на столах,

Чтоб не искать под партой!

Мы продолжаем изучать  тему «Изображение земной поверхности» и я предлагаю вам повторить, что мы узнали. Внимание на экран! Тест! По очереди читаем и отвечаем!(слайд1)

Итак, карта-это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости при помощи условных знаков.

Вызов (ключевое слово  МАСШТАБ)

О чем это стихотворение?

Кого бы вы на свете не спросили,

Любой вам скажет - есть страна Россия

А если к карте мира подойти,

Легко ли  будет вам её найти.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Вершины гор, хрустальные озера,

Величие широких русских рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете! (высказывания детей)

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним адрес, где мы с вами живем?

РФ, Тверская область, Торжокский район, д. Большое Вишенье

Итак, мы живем в Тверской области. Посмотрите на карту – раньше она называлась Калининской. Ее площадь 84кв.км.

Как же такая большая территория поместилась на карте?( ее уменьшили)

А как узнать во сколько раз ее уменьшили? ( при помощи масштаба)

( при необходимости можно использовать ребус, если ключевое слово не прозвучит)

 Итак, тему урока определили, осталось поставит цели- чему и как мы будем учиться?

Вы знаете что такое МАСШТАБ?

Хотите узнать? А коль мы эти знания получим, значит их нужно будет где-то применять (слайд2)

  1. Познакомиться с понятием « масштаб» и узнать как его записывают и читают на планах и картах.
  2. научимся применять полученные знания на практике.

Как мы это будем делать?

 При помощи всего оборудования , которое мы имеем!

Тему определили, цели поставили – в путь , за знаниями!

ОСМЫСЛЕНИЕ

Что же такое масштаб? Есть соображения? (высказывания детей)

Слайд 3

Отношение длины отрезка к действительной длине на местности

А теперь давайте разберемся, какие существуют виды записи масштаба

 см. рис. 2.4. стр. 34 учебника ( работа с учебником). Предлагаю вам самостоятельно разобраться в различиях видов масштаба и определить какой из них удобнее использовать стр.34-35 учебника. После прочтения работа в виде беседы:

Как записывается численный масштаб?( как отношение двух чисел)

Что означает первое число? ( расстояние на карте)

Второе число?(реальное расстояние на местности в тех же единицах измерения)(слайд4)

Читаем масштаб на карте полушарий, карте России, карте Тверской области (практика)

Работа в тетради – тренажере стр.32, зад 4

Далее вид записи – именованный.

Как он записывается? ( в виде слов) в 1 см 1 км. Откуда взялись эти км? (слайд5,6,7)

Практика

  1. Открываем атласы на стр.3. Читаем масштаб топографической карты, что он означает? ( 1 см карты соответствует 250 м реальной местности)
  2. Определите расстояние от точки B до точки C, используя масштаб.

Сначала дети высказывают свои предположения и разрабатываем совместно алгоритм работы..

Действуем по алгоритму:

  1. Линейкой измеряем расстояние от B до C.
  2. Определяем величину масштаба.
  3. Полученный результат умножаем на величину именованного масштаба.

       3.Тетрадь- тренажер стр.32,зад.5

И последний вид масштаба – ЛИНЕЙНЫЙ Беседа вопрос- ответ.

-Что представляет собой линейный масштаб? (Ответы учеников) (Слайд 8)

Линия, разделенная на см отрезки справа и слева от 0.

-Что показывают отрезки справа от нуля?

( какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане)

-Что показывают деления от нуля слева?

( то же, но оно разделено на более мелкие  части)

-Каким прибором пользуются при работе с линейным масштабом?

(Циркулем-измерителем)(слайд9)

Как с ним работать?  См. рис.2.5. в учебнике.Разрабатываем совместно алгоритм работы..

1.Берем циркуль-измеритель и приставляем к карте – замеряем интересующее нас расстояние

2.Затем ставим левую ножку на нуль в линейном масштабе, а правая оказывается между делениями (300-400)

3. Сдвигаем циркуль влево, пока правая ножка не окажется на ближайшем делении масштаба.

4. Можем посчитать расстояние  300+40 =340м

Вопрос? Когда незаменим линейный масштаб? Где он используется? (при измерении кривых линий на карте- дорог, рек…) тетрадь –тренажер стр. 21 зад 1

Физкультминутка

Солнце глянуло в окно,

 Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

 Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

 Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

 И на месте пошагать

На носок, потом на пятку.

 Физкультминутка, как зарядка.

Итак, со всеми видами масштаба мы с вами познакомились, потренировались в чтении и применении, пришло время практической работы. Работу выполняем в парах как сидим за партами. Задание на листочках.

Практическая работа:

Начертите  план  своей парты  в  масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров. Для этого:

  1. Измерьте парту линейкой и запишите длину и ширину
  2. Длина парты _________, Ширина парты_____________
  3. Самостоятельно разделите полученные числа на 10
  4. Запишите ответы:  длина парты на плане ________________

                                      ширина парты на плане ________________

Начертите план:

  • положите   линейку   горизонтально   на лист тетради;
  • от 0 вправо отложите отрезок,  равный длине стола на плане;
  • от начала первого отрезка вниз отложите второй отрезок, равный ширине стола на плане;
  • достройте по линейке прямоугольник,
  • запишите масштаб.

В конце работы:

Каким видом записи масштаба вы пользовались? ( именованным) Переведите его в численный. Молодцы!

Ну что же давайте вернемся к нашим целям и посмотрим всех  ли мы достигли?(слайд 2)

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке методом светофора ( раздаю оценочные листы) Подводим итог и записываем домашнее задание (слайд 11)  Всем спасибо! Успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест 1. 1.Сборник карт – 2. Наука о картах, их создании и использовании – 3. Чертёж, на котором подробно условными знаками изображен в уменьшенном виде небольшой участок местности – 4. Объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз – 5.Создатель первого глобуса – 6. Обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков – Повторение изученного

Слайд 2

Что будем делать на уроке ? Чему научимся? - познакомимся с понятием «масштаб» и узнаем как его записывают и читают на планах и картах - научимся применять полученные знания на практике как? - с помощью всего имеющегося оборудования на уроке и активной работы каждого

Слайд 3

Масштаб Масштаб ( от немецкого Ma β— мера и Stab — палка) — отношение длины отрезка на карте, плане, аэро - или космическом снимке к его действительной длине на местности.

Слайд 4

1.ЧИСЛЕННЫЙ М 1:5000 ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО В ОДНОМ СМ НА ЛИСТЕ БУМАГИ СОДЕРЖИТСЯ 5000 СМ НА МЕСТНОСТИ. ЗНАЧИТ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ УМЕНЬШЕНЫ В 5000 РАЗ. М 1:500 000 М 1:60 000 М 1: 250 Виды записи масштаба

Слайд 5

2.ИМЕНОВАННЫЙ МАСШТАБ М В 1 СМ – 50 М ИМЕНОВАННЫЙ МАСШТАБ ПОКАЗЫВАЕТ КАКОЕ РАССТОЯНИЕ НА МЕСТНОСТИ СООТВЕТСТВУЕТ 1 СМ НА ПЛАНЕ. Виды записи масштаба

Слайд 6

Устный счет Дано в см Вырази в м Вырази в км 32 000 000 ? ? 600 000 ? ? 32 000 ? ? Определи, больше, меньше или равно: Полкилометра ? 560 м 3м ? 300см 1200см ? 12км

Слайд 7

1. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ ЧИСЛЕННЫЙ МАСШТАБ В ИМЕНОВАННЫЙ – УБЕРИ ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ, ПОЛУЧАТСЯ МЕТРЫ НАПРИМЕР: 1:1000, В 1СМ КАРТЫ – 10М МЕСТНОСТИ. 2. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ МАСШТАБ В КМ – УБЕРИ ПЯТЬ ЦИФР. НАПРИМЕР: 1: 250 000, В 1СМ КАРТЫ – 2,5 КМ. Запомни!

Слайд 8

3.Линейный масштаб –линия, разделенная на сантиметровые отрезки ПОЗВОЛЯЕТ ИЗМЕРЯТЬ РАССТОЯНИЯ НА ПЛАНЕ ПРИ ПОМОЩИ ЦИРКУЛЯ- ИЗМЕРИТЕЛЯ Линейный масштаб

Слайд 9

Работа с линейным масштабом

Слайд 10

- ИЗУЧИТЬ ПАРАГРАФ 11; - ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ В РУБРИКЕ «МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» С. 35; УДАЧИ! Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....