Царь почв-русский чернозем
план-конспект урока по географии (8, 9 класс)

составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России. Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока: «Царь почв - русский чернозем»

ТИП УРОКА: ПРОБЛЕМНЫЙ.

ЦЕЛИ УРОКА:

составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.!!!!!!!!!!!!!!

формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.!!!!!!!!!!!!!!

ЗАДАЧИ УРОКА:

  •  Обеспечить положительную  мотивацию изучения темы;

  • Сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы, об её уникальной роли в круговороте веществ;

  • Создать условия для формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • Познакомить с новыми терминами

  • Продолжить учить работать с источниками географической  информации: картами , таблицами, схемами

  • создавать условия для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, систематизации материала, его структурированию  

  • Добиваться приобщения к культурному наследию русского народа через устное творчество: крылатые фразы, цитаты, сказки

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА     - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

учебно-организационные учебные действия

Учебно-интеллектуальные учебные действия

Учебно-коммуникативны учебные действия

Учебно-информационные учебные действия

Методы обучения:  частично-поисковый и исследовательский

Формы обучения:  выполнение творческих заданий, работа в группах со средствами обучения

.

Понятия: (термины, имена, географические названия)

Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, земельный фонд, плодородие, перегной, гумус, факторы почвообразования,   , материнская порода, типы почв, зональное размещение почв, мелиорация земель, рекультивация, В. В. Докучаев

Средства обучения: карты России (физическая, почвенная), почвенная карта мира. Ландшафтно-типологическая карта с. Новотроицкое, таблицы, диаграммы,  схемы, иллюстрации типов почв ; рабочая тетрадь; учебник географии Природа и население России, картосхема с Новотроицкое , дорожная карта урока (Приложение№ 1   )    

Конспект урока географии для 8 класса по теме« Царь почв – Русский чернозем»

 Калинина Татьяна Васильевна, учитель географии МКОУ  Новотроицкая СОШ

УМК «География. 8 класс» под редакцией  И.И.Бариновой

Пояснительная записка

В данной разработке представлен   урок географии   в 8 классе по теме «Образование почв и их разнообразие». Урок рассчитан на программу, использующую учебник И. И. Бариновой,  и краеведческий материал.  

Представленный урок – заключительный изучения темы «Почвы и почвенные ресурсы» (раздел 2 «Природа России»). Этим определяет тип урока - проблемный. Цель познавательной деятельности учащихся - обобщение имеющихся у них знаний по теме «Почва», и расширение знаний путем знакомства с новыми терминами и понятиями.  

Объектом изучения на уроке выступают: факторы почвообразования, состав почвы. В процессе урока учащиеся получают разносторонние знания об объектах изучения, используя дополнительную информацию.

Информационное наполнение урока способствует тому, чтобы учащиеся по-новому осмыслили известные события и явления. На уроке расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умения переноса знаний из одной отрасли в другую. В конечном итоге  урок стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Визуальное сопровождение

Деятельность учащихся

Приобретаемые УУД

1.

Проверяет готовность класса.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Саморегуляция.

2.

Обращаясь к классу, подводит к формулированию темы,  ставит перед учащимися цель работы на уроке:  

Создает для учеников проблемную ситуацию –    

- Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?

Запись на доске

Формулируют цели своей деятельности на уроке. Работают в дорожной карте Приложение №1

Выделение и формулирование познавательной цели.

3.

   Дает задание: определить понятие «Почва»  при помощи учебника§16   и географического словаря  

 Вызывает ученика к доске для анализа почвенной карты России  

Вывешивает на магнитной доске   термин «Почва».  

 Работают в дорожной карте.

Учащийся у доски решает поставленную задачу, остальные наблюдают, дополняют и комментируют. Делают выводы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4.

 Предлагает работу в атласах Воронежской области с целью характеристики черноземных почв области.

Атлас Воронежской области

По данным атласа составляют таблицу

Название почв

Механический состав

Природные запасы гумуса

Оценка качества в баллах

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.Создание условий для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, смстематизации материала, его структурированию

5.

 Подводит учащихся к выводу,  чтоВоронежская область-край черноземный.

Структурирование знаний.

6.

 Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам учебник и стихотворение.

Задание: в Приложение  – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

 Предлагает заслушать сообщение ученика о формировании почв прерий.  

Приложение№2

Стихотворение  

Приложение №3

Анализируют почвенную карту мира

Учащиеся анализируют рис.51 делают записи  

Слушают сообщение учащегося о формировании черноземов в Северной Америке.

Делают записи в соответствующем разделе дорожной карты урока

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

7.

 Демонстрирует 2 типа почв черноземы обыкновенные и ферралитизированные почвы тропиков Кубы

Демонстрация образцов почв

 Рассматривают, пробуют на ощупь, делают выводы о различиях, объясняют причинно-следственную связь:

Почвы формируются в результате  комплекса факторов  и их сочетание уникально на Русской равнине

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

8

  Акцентирует внимание учащихся на то, как

много усилий потребовалось природе, чтобы на мертвой земле появились первые росты, чтобы они отмерев, отложили первые граммы органики. Нет цены этим граммам, с них начиналась почва, начиналось ее плодородие, копился гумус.

 Дает задание в учебнике на стр.297 найти определение «Гумус» записать в дорожной карте.

 Предлагает инсценировку  авторской  сказки    

 Вывешивается на магнитной доске Рисунок гумуса

Диаграмма запасы гумуса

Приложение №4

А) Работают со словарем , учебником.

Б)  Даютоределение понятию «Гумус»

Анализируют диаграмму «Абсолютный запас гумуса»

Читают по ролям

Делают вывод,  что только благодаря наличию гумуса можно говорить о почве , как особом природном образовании

Построение логической цепи рассуждений; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Эмоционально-нравственное восприятие через устное народное творчество

9

 Предлагает заслушать     соообщение  учащегося «Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле»  

 Какова дальнейшая судьба этого «Куба» чернозема, рассказ учителя о том, что сейчас его остатки хранятся на чердаке национального агрономического института в Сарбонне  (Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531 )      Увы, не то ли происходит с царем почв и дома, у нас в России.

 Беседа с учащимися. Мы с вами рассмотрели типы и разнообразие почв. А почва это что? Это ресурс, при чем ресурс исчерпаемый

 Как нужно охранять почву и от чего? Что ей угрожает.

  Дает задание при помощи §16 ответить на вопросы

А) дать оределение понятию «эрозия»

Б) Каковы причины ее образования

В) Виды эрозии.

Приложение№5

На магнитной доске вывешивает определение «Эрозия».

Анализ рисунков, схем в приложении

 Слушают сообщение.

Работают с информационными источниками

 Установление причинно-следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

10

 Демонстрация авторской  настенной карты «Содержание гумуса в почвах села Новотроицкое» ( на примере с Новотроицкого), Акцентирует внимание на опережающий вопрос , какие почвозащитные мероприятия проводятся в окрестностях нашего села.

а) Демонстрация мини-стенда  «Потери гумуса в почве за 100 лет»

Б) заслушивает комментарий практической работы, выполненной заранее

В) Задает задачу творческого характера.  Слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок

Настенная карта

Картосхема у каждого ученика

Приложение №6 анализ

 Практической работы

 Делают записи в дорожной карте по ходу беседы.

Составляют картосхему почвенного плодородия  огородного участка.    Данные фиксируются  в абсолютных величинах, полученных на основе самостоятельно проведенной практической работы.  Результаты комментируют

Выполняют творческое задание в дорожной карте, делают выводы

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

11

Размышляя о судьбе чернозема, обратимся к высказыванию Докучаева.  «Нет тех цифр….» Мы создали спутники, космические системы, измерили, изъездили Землю, сделали ее портрет с Луны, только вот ни в одной лаборатории мира не воссоздана и крупинка живой земли. Мало кому приходит в голову, что ломоть испеченного хлеба составляет одно из величайших достижений человеческого ума.


На этапе рефлексии работают в листе учебных достижений

Приложение№7    

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

12

 Задает домашнее задание

Записывают задание §17, головоломка «Магический квадрат»,Приложение№8  подготовиться к тестированию по изученным §15-17. Приложение№9

Дописать сказку…………..Приложение  1

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

Дорожная карта урока

1.Тема:

2. Цель

3.  Почва:  – это  ( дать определегние работа с § 15)

Задание 4. Используя карты атласа Воронежской области,   дайте характеристику почв.  Заполните таблицу.

 Характеристика типов почв Воронежской области  ( атлас Воронежской области стр 20)

Название почв

Механический состав

Природные запасы гумуса (тонн на гектар)

Оценка качества (в баллах)

 

1

Мощность  гумусового горизонта - ________ см  , содержание гумуса - ________%

 

2

Мощность  гумусового горизонта - ________ см  , содержание гумуса - ________%

 

3

Мощность  гумусового горизонта - ________ см  , содержание гумуса - ________%

 

4

Мощность  гумусового горизонта - ________ см  , содержание гумуса - ________%

 

5. Условия почвообразования  ( работа с § 15)

6. Дать определение понятию « Гумус»  -  это  ( работа с § 15)

 

7. Дать определение понятию « Зрозия»   – это  ( работа с § 15)

8. Работа с картой  с Новотроицкое

 А)  Причины эрозии почвы

Б) Пути решения

В) Составление картосхемы почвенного плодородия  огородного участка.

9. Выполняют творческое задание: слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок. Выскажитесь по этому поводу.

10.  Допишите сказку:  

Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.
 – Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть _____________, вздохнул глубоко и стал расти, расти.
 – Вот ты, мышка, почему выросла?
 – Я кушала и пила.
 – Вот и я брал из почвы ______________ ,а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша почва богата ____________________.
   Обильная________________ в этой зоне способствует образованию самых _________________ почв



Предварительный просмотр:

Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.

Задание:   – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

Взаимодействуют все страны и народы,

Трудом преображая шар земной!

Вот так же в глубине земли породы.

Куют веками благодатный слой!

Животный мир, растений мир богатый

В формированье почвы вносят вклад!

Рельеф и климат, словно две награды

Процессы плодородия вершат!

У почв, как у людей, – свои задачи:

Рождать, растить, беречь и умножать,

Нести следы культур, цивилизаций.

Трудом, как люди, – землю украшать!



Предварительный просмотр:

Американские черноземы

В Североамериканских прериях травы растут под более южным и жарким солнцем, чем травы Русской равнины. Отмирая и падая, растительность прерии наслаивалась, пласт за пластом, образуя плодородные земли. И все же, там больше черноземов обыкновенных. От чего же природа не сумела на Великих равнинах Америки совершить то же самое, что ей удалось сделать на Русской равнине. Формированию в американских прериях более тучного чернозема помешали слишком жаркое солнце,  избыточная сухость климата, неравномерный водный режим,  а значит более грубая растительность.

 На Руси же природа создала величайшее из своих творений- эталонные почвы, черноземы экстра-класса. Солнце не столь паляще, и в то же время его достаточно много. Идут регулярные и умеренные дожди, под которыми распускаются сочные травы. Здесь часты туманы, достаточно грунтовых вод. А это поистине царские условия для образования царя почв. В таких условиях трава не горит, а отмирая, медленно преет, образуя мягкую и сырую подстилку, постепенно разлагающуюся снизу и превращающуюся в маслянистый перегной, черный, как антрацит. Отсюда и название таких почв – чернозем.



Предварительный просмотр:

История образования почвы.

Научная сказка

1 ученик: «Жила была твердая горная порода гранит»

2 ученик: «Ополчились на нее силы высшие, стали ее разрушать-выветривать»

1 ученик: «Изменилась она, стала рыхлая, превратилась в песок и глину. И стали называть

               ее материнская горная порода»

2 ученик: «Теперь смогли через нее проникать вода и воздух»

1 ученик: «Чему очень обрадовались микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы) и

                поселились там.

        В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 млн. бактерий,

        200  тыс. микроскопических водорослей, 20 тыс. простейших организмов,

        а длина грибных волокон достигает 2 км».

2 ученик: «И стали они выделять кислоты, да такие, что разрушают самые сильные

        и твердые камни. И образовались минеральные соли»

1 ученик: «Тогда смогли поселиться там первые неприхотливые растения: мхи

        и лишайники»

2 ученик: « А когда они отмирали, образовались органические вещества (гумус)»

1 ученик: «Снова могли поселиться микроорганизмы, которые выделяли минеральные

        соли; но уже в большем  объеме. Вырастали более высокоорганизованные

        растения, они отмирали и образовывали гумус. Круг замыкается.

        Так образовалась почва»



Предварительный просмотр:

«Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле»  

 

Думаю, многие  слышали и  помнят, что в палате мер и весов в Париже хранится кубометр воронежского чернозема,  как эталон   почвы. Однако сведения не совсем верны — и не в палате, и хранится.

     Как это всегда бывает в действительности, жизнь и на этот раз оказалась куда более интересней самой красивой и туманной легенды.

 И всё-таки, был воронежский чернозём в Париже, был! И отправлен он туда был именно из воронежской степи.

   В 1890 году на Всемирной выставке в Париже среди скромных тульских самоваров, пудовых свечей, груд сибирских мехов и бочек с икрой красовался у павильона Российской империи на высоком пьедестале громадный кубический монолит чернозёма, каждая грань которого составляла… два метра. Вот откуда она, легенда о кубе русского чернозёма. Только был в том «кубе» не один, а восемь кубометров первоклассного, чёрного, как антрацит, чернозёма! Где же нашли такой матёрый пласт почвы? Как теперь выяснилось, взят был тот монолит Докучаевым с разрешения царя недалеко от Воронежа, в нынешнем Панинском районе…  

   После закрытия выставки 1900 года   разные институты и научные общества Франции просили разрезать монолит русского чернозёма на части и раздать как наглядное пособие и как свидетельство безмерного богатства России и всего человечества. Но монолит решили сохранить целиком, и по жребию он достался Сорбонне. Всего лишь несколько десятков лет назад, когда вовсю гуляла легенда об «эталонном кубе», этот монолит – гигант можно было увидеть в музее Сорбонны в полной красе, целостности и сохранности!

 

   А в 1968 году в Сорбонне случились студенческие волнения, в здании университета и в его музее шли настоящие сражения молодёжи с полицией. В тех боях монолит был полностью развален и разрушен. Студенты просто отламывали куски от монолита и бросали их в полицейских…

   Однако нашлись во Франции почвоведы, которые всё же сохранили обломки того монолита. Наиболее крупный из них – всего сантиметров 60 в длину, 40 в ширину и 25-30 в высоту…, да и хранятся эти обломки на чердаке Национального агрономического института…

Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531



Предварительный просмотр:

§ 22. Практическая работа «Изучение почвы своей местности»

Почвоведение изучает почвенный покров нашей планеты. Это необычайно важная наука. Она нужна для развития сельского хозяйства. Ученые почвоведы определяют свойства почв и дают рекомендации о том, как их наиболее удобным образом можно использовать. Сегодня нам предстоит провести простейший анализ почвы.

ИНСТРУКЦИЯ: Изучи местные почвы и определи их плодородие. Для этого тебе понадобятся весы, стеклянный стакан и металлическая посуда.

  1. В металлическую посуду набери 100 гр. Почвы со своего огорода или дачного участка. Почвы должно быть ровно 100 гр. Для того, чтобы точно отвесить именно это количество тебе понадобятся весы.
  2. Залей почву горячей водой (примерно 1 стакан). Тщательно размешивай получившуюся смесь, до тех пор, пока вода не станет совсем черной, а сама почва светлой. Дело в том, что почва это смесь песка, глины и гумуса. Гумус растворяется в воде, а песок и глина нет. Тебе надо сделать так, чтобы весь гумус растворился в воде. Тогда на дне стакана останется промытый песок и глина. Если гумус растворяется плохо можно добавить в воду немного уксусной кислоты. В кислотной среде гумус растворяется лучше.
  3. Аккуратно слей черную воду из металлической посуды в стакан. Следи за тем, чтобы песок и глина, осевшие на дне металлической посуды, не попали в стакан. Стакан нужно предварительно взвесить на весах, чтобы точно знать его вес.
  4. Поставь стакан в теплое место на несколько дней. Подожди пока вся вода не испарится из стакана. Тогда на дне стакана останется слой черного налета. Это гумус.
  5. Взвесь стакан вместе с гумусом. Потом отними от полученного веса вес самого стакана и ты узнаешь сколько гумуса содержится в 100 гр. почвы. Именно благодаря гумусу почва плодородна. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва.
  6. Теперь надо определить у кого в вашем классе самая плодородная почва. Для этого надо на уроке сравнить данные твоего исследования с данными других учеников. Самая плодородная почва будет у того, у кого окажется больше всего гумуса в 100 гр. почвы.

 



Предварительный просмотр:

Рефлексия

Лист учебных достижений

Не знаю

Слышал(а)

Знаю плохо

Уверенно знаю

ЗНАЮ:

1.Что такое почва.

2. От чего зависит плодородие почв.

3. Какие типы почв распространены в России.

УМЕЮ:

1 Называть факторы почвообразования.

2. Приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.

3 Объяснять необходимость охраны почв.

4. Давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.



Предварительный просмотр:

Решите «магический» квадрат, – какие слова по теме «Почва», зашифрованы в клетках.

1. Мероприятия по восстановлению почвы;

2. Почвы тайги;

3. «Враг» почвы.

4. Тяжелая почва;

5. «Царь почв».

6. Повышение плодородия почв;

7 Перегной;

8. Почва сухих степей;

9. Главное свойство почвы;

10. Вид мелиорации на территории с избыточным увлажнением;

11. Основатель науки о почвах;

12. Плодородный слой земной коры.           

Ответы (Рекультивация, подзолистые, Эрозия, глина, чернозём, мелиорация, гумус, каштановая, плодородие, осушение, Докучаев, почва)

«Магический квадрат»

р

е

п

о

д

з

о

л

к

у

л

э

ч

е

р

и

и

т

ь

р

м

ё

н

с

в

а

ц

о

е

з

о

т

г

я

и

з

л

и

о

ы

л

и

н

м

у

с

р

е

к

а

а

у

и

ц

а

е

п

ш

г

я

и

д

о

т

а

н

о

р

о

о

ч

п

л

о

д

с

к

в

я

а

в

е

ш

ч

у

а

е

и

н

а

е

в



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

1. Почвы отличаются от горной породы:

    а) плодородием;

    б) увлажнением;

    в) твердостью.

2. Горизонт вымывания имеют почвы:

   а) черноземы;

   б) подзолистые;

   в) тундрово-глеевые.

3. Материнская порода – это горизонт:

   а) А1;

   б) А2;

   в) В;

   г) С.

4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

   а) растения;

   б) насекомые;

   в) млекопитающие.

5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

   а) влаги;

   б) минеральных солей;

   в) воздуха;

   г) гумуса.

6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:

   а) личинок насекомых;

   б) червей;

   в) бактерий;

   г) грибков.

7. Способностью удерживать перегной обладают:

   а) пески;

   б) известняки;

   в) глина.

8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:

   а) подзолистые;

   б) дерново-подзолистые;

   в) серые лесные.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.



Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока: «Царь почв - русский чернозем»

ТИП УРОКА: ПРОБЛЕМНЫЙ.

ЦЕЛИ УРОКА:

составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.!!!!!!!!!!!!!!

формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.!!!!!!!!!!!!!!

ЗАДАЧИ УРОКА:

  •  Обеспечить положительную  мотивацию изучения темы;

  • Сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы, об её уникальной роли в круговороте веществ;

  • Создать условия для формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • Познакомить с новыми терминами

  • Продолжить учить работать с источниками географической  информации: картами , таблицами, схемами

  • создавать условия для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, систематизации материала, его структурированию  

  • Добиваться приобщения к культурному наследию русского народа через устное творчество: крылатые фразы, цитаты, сказки

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА     - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

учебно-организационные учебные действия

Учебно-интеллектуальные учебные действия

Учебно-коммуникативны учебные действия

Учебно-информационные учебные действия

Методы обучения:  частично-поисковый и исследовательский

Формы обучения:  выполнение творческих заданий, работа в группах со средствами обучения

.

Понятия: (термины, имена, географические названия)

Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, земельный фонд, плодородие, перегной, гумус, факторы почвообразования,   , материнская порода, типы почв, зональное размещение почв, мелиорация земель, рекультивация, В. В. Докучаев

Средства обучения: карты России (физическая, почвенная), почвенная карта мира. Ландшафтно-типологическая карта с. Новотроицкое, таблицы, диаграммы,  схемы, иллюстрации типов почв ; рабочая тетрадь; учебник географии Природа и население России, картосхема с Новотроицкое , дорожная карта урока (Приложение№ 1   )    

Конспект урока географии для 8 класса по теме« Царь почв – Русский чернозем»

 Калинина Татьяна Васильевна, учитель географии МКОУ  Новотроицкая СОШ

УМК «География. 8 класс» под редакцией  И.И.Бариновой

Пояснительная записка

В данной разработке представлен   урок географии   в 8 классе по теме «Образование почв и их разнообразие». Урок рассчитан на программу, использующую учебник И. И. Бариновой,  и краеведческий материал.  

Представленный урок – заключительный изучения темы «Почвы и почвенные ресурсы» (раздел 2 «Природа России»). Этим определяет тип урока - проблемный. Цель познавательной деятельности учащихся - обобщение имеющихся у них знаний по теме «Почва», и расширение знаний путем знакомства с новыми терминами и понятиями.  

Объектом изучения на уроке выступают: факторы почвообразования, состав почвы. В процессе урока учащиеся получают разносторонние знания об объектах изучения, используя дополнительную информацию.

Информационное наполнение урока способствует тому, чтобы учащиеся по-новому осмыслили известные события и явления. На уроке расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умения переноса знаний из одной отрасли в другую. В конечном итоге  урок стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Визуальное сопровождение

Деятельность учащихся

Приобретаемые УУД

1.

Проверяет готовность класса.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Саморегуляция.

2.

Обращаясь к классу, подводит к формулированию темы,  ставит перед учащимися цель работы на уроке:  

Создает для учеников проблемную ситуацию –    

- Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?

Запись на доске

Формулируют цели своей деятельности на уроке. Работают в дорожной карте Приложение №1

Выделение и формулирование познавательной цели.

3.

   Дает задание: определить понятие «Почва»  при помощи учебника§16   и географического словаря  

 Вызывает ученика к доске для анализа почвенной карты России  

Вывешивает на магнитной доске   термин «Почва».  

 Работают в дорожной карте.

Учащийся у доски решает поставленную задачу, остальные наблюдают, дополняют и комментируют. Делают выводы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4.

 Предлагает работу в атласах Воронежской области с целью характеристики черноземных почв области.

Атлас Воронежской области

По данным атласа составляют таблицу

Название почв

Механический состав

Природные запасы гумуса

Оценка качества в баллах

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.Создание условий для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, смстематизации материала, его структурированию

5.

 Подводит учащихся к выводу,  чтоВоронежская область-край черноземный.

Структурирование знаний.

6.

 Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам учебник и стихотворение.

Задание: в Приложение  – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

 Предлагает заслушать сообщение ученика о формировании почв прерий.  

Приложение№2

Стихотворение  

Приложение №3

Анализируют почвенную карту мира

Учащиеся анализируют рис.51 делают записи  

Слушают сообщение учащегося о формировании черноземов в Северной Америке.

Делают записи в соответствующем разделе дорожной карты урока

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

7.

 Демонстрирует 2 типа почв черноземы обыкновенные и ферралитизированные почвы тропиков Кубы

Демонстрация образцов почв

 Рассматривают, пробуют на ощупь, делают выводы о различиях, объясняют причинно-следственную связь:

Почвы формируются в результате  комплекса факторов  и их сочетание уникально на Русской равнине

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

8

  Акцентирует внимание учащихся на то, как

много усилий потребовалось природе, чтобы на мертвой земле появились первые росты, чтобы они отмерев, отложили первые граммы органики. Нет цены этим граммам, с них начиналась почва, начиналось ее плодородие, копился гумус.

 Дает задание в учебнике на стр.297 найти определение «Гумус» записать в дорожной карте.

 Предлагает инсценировку  авторской  сказки    

 Вывешивается на магнитной доске Рисунок гумуса

Диаграмма запасы гумуса

Приложение №4

А) Работают со словарем , учебником.

Б)  Даютоределение понятию «Гумус»

Анализируют диаграмму «Абсолютный запас гумуса»

Читают по ролям

Делают вывод,  что только благодаря наличию гумуса можно говорить о почве , как особом природном образовании

Построение логической цепи рассуждений; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Эмоционально-нравственное восприятие через устное народное творчество

9

 Предлагает заслушать     соообщение  учащегося «Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле»  

 Какова дальнейшая судьба этого «Куба» чернозема, рассказ учителя о том, что сейчас его остатки хранятся на чердаке национального агрономического института в Сарбонне  (Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531 )      Увы, не то ли происходит с царем почв и дома, у нас в России.

 Беседа с учащимися. Мы с вами рассмотрели типы и разнообразие почв. А почва это что? Это ресурс, при чем ресурс исчерпаемый

 Как нужно охранять почву и от чего? Что ей угрожает.

  Дает задание при помощи §16 ответить на вопросы

А) дать оределение понятию «эрозия»

Б) Каковы причины ее образования

В) Виды эрозии.

Приложение№5

На магнитной доске вывешивает определение «Эрозия».

Анализ рисунков, схем в приложении

 Слушают сообщение.

Работают с информационными источниками

 Установление причинно-следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

10

 Демонстрация авторской  настенной карты «Содержание гумуса в почвах села Новотроицкое» ( на примере с Новотроицкого), Акцентирует внимание на опережающий вопрос , какие почвозащитные мероприятия проводятся в окрестностях нашего села.

а) Демонстрация мини-стенда  «Потери гумуса в почве за 100 лет»

Б) заслушивает комментарий практической работы, выполненной заранее

В) Задает задачу творческого характера.  Слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок

Настенная карта

Картосхема у каждого ученика

Приложение №6 анализ

 Практической работы

 Делают записи в дорожной карте по ходу беседы.

Составляют картосхему почвенного плодородия  огородного участка.    Данные фиксируются  в абсолютных величинах, полученных на основе самостоятельно проведенной практической работы.  Результаты комментируют

Выполняют творческое задание в дорожной карте, делают выводы

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

11

Размышляя о судьбе чернозема, обратимся к высказыванию Докучаева.  «Нет тех цифр….» Мы создали спутники, космические системы, измерили, изъездили Землю, сделали ее портрет с Луны, только вот ни в одной лаборатории мира не воссоздана и крупинка живой земли. Мало кому приходит в голову, что ломоть испеченного хлеба составляет одно из величайших достижений человеческого ума.


На этапе рефлексии работают в листе учебных достижений

Приложение№7    

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

12

 Задает домашнее задание

Записывают задание §17, головоломка «Магический квадрат»,Приложение№8  подготовиться к тестированию по изученным §15-17. Приложение№9

Дописать сказку…………..Приложение  1

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Конспект урока "Персидская держава царя царей"

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...

"Персидская держава «царя царей»"

Методическая разработка с презентацией урока "Персидская держава «царя царей»". История, 5й класс....

Разработка урока истории в 5 классе на тему: Персидская держава "царя царей"

На данном уроке у детей сформируются представления о Персидской державе, характерных особенностях ее устройства. Формируются умения работать с картой....