Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс
рабочая программа по географии

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kurs_po_vyboru_5-7kl._zanimatelnaya_geografiya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Занимательная география»

(программа курсов по выбору для 5-7 классов)

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Личностные результаты предусматривают:

- сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

- выбирать эффективные способы и пути достижения цели, способствующие изучению учебного материала учебного курса;

- опыт исследовательской деятельности по изучению различий в освещенности Земли, по изучению свойств водных объектов своей местности, почв, изучению происхождения географических названий;

- способность к самоорганизации для систематических наблюдений за явлениями природы;

- положительную мотивацию к природно-охранной деятельности.

Метапредметные результаты:

- владеть основами прогнозирования, осуществлять индивидуальную работу (выполнение практических заданий, работа с картой и пр.);

- осуществлять проектную деятельность;

- владеть рядом общих приемов решения задач (проблем): формулировать проблемные вопросы определять проблему и способы ее решения;

- проводить географические исследования (наблюдения, измерения и др.);

- обрабатывать и искать информацию с использованием устройств ИКТ;

- вводить информацию в компьютер или планшет (ввод текста, фиксация изображений и звуков);

- умение планировать свою деятельность, оформлять результаты своей деятельности, представлять её товарищам;

- умение прогнозировать результат своей деятельности;

- умение использовать имеющиеся знания и умения для формирования экологически безопасного природоохранного поведения.

Предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе курса «Занимательная география»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам.

Это предполагает:

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

ЗЕМЛЯ

5 класс

ТЕМА 1. Пути познания Земли

Представления первобытного человека о мире (до IV тысячелетия). Накопление примитивных географических знаний о ближайшем природном окружении. Познание географических явлений, как обособленных и противостоящих человеку. Религиозные представления о злых и добрых силах природы.

Наскальные рисунки, передающие объекты и явления природы Первые письменные знаки. Картосхемы (планы) небольших участков поверхности на дереве, коже, кости.

Военные и торговые походы - первые источники стихийно-научного познания природы.

Античные представления об окружающем мире: единство мира состоящего из отдельных царств природы.

Наиболее важные путешествия и открытия, их влияние на расширение знаний об окружающем мире. Высокий уровень знаний о природе у древних греков и римлян.

Появление первой естественнонаучной литературы и карт. Карта Земли Гекателя Милетского. Его трактат "Описание Земли". Описания Геродота, Карта Земли по Геродоту.

Первые идеи о шарообразности Земли. Первые расчеты Эратосфена длины диаметра Земли. Его сочинение "Географические записки" и карта обитаемого мира. Обобщение всех знаний о Земле в единую систему, введение термина "География".

Марко Поло и его путешествия через всю Азию, пустыни Персии, степи Монголии. Описание им увиденных стран - Китая, Тибета, Бирмы, Лаоса, о. Явы, Суматры, Цейлона. Карта путешествий Марко Поло. Устные рассказы Марко Поло о своих путешествиях, записанные Рустичиано в "Книгу Марко Поло.

Изобретение глобуса.

Возврат к античным представлениям об окружающем мире, дальнейшее их развитие. Начало формирования научных представлений о Земле благодаря разведывательным океаническим плаваниям и экспедициям. Создание многотомных историко-географических сочинений и бурное Развитие картографии.

Период испанских и португальских открытий (конец XV - середина вв.). Энрике Мореплаватель - организатор морских путешествий. Путешествие Васко да Гамы.

Христофор Колумб - моряк, завоеватель, правитель. Открытие Нового Света Америго Веспуччи.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана. Его значение для доказательства единства вод Мирового океана, преобладания моря над сушей и определения размеров Тихого океана.

Первый русский путешественник Афанасий Никитин. Описание им своего путешествия в рукописи "Хождение за три моря".

Практические работы

1. Ознакомление с первыми источниками познания окружающего мира.

2. Составление карты путешествий (по выбору учащихся).

3. Составление энциклопедической справки о биографии великих путешественников (по выбору учащихся).

4. Составление презентации на тему «Географические открытия».

ТЕМА 2. Открытие и изучение Земли русской

Древнерусское государство. Историко-географическое описание славянских народов.

Важнейший торговый путь Древней Руси - "Из варяг в греки". Землеописания в Московском государстве.

Период русских землепроходцев. Освоение берегов Белого моря, Кольского полуострова. Открытие Новой Земли. Освоение морского пути до устья Оби.

Географические открытия русских землепроходцев на сухопутных просторах России. Освоение Сибири. Путешествие С. И. Дежнева.

Практическая работа

Составление энциклопедической справки о вкладе русских путешественников и исследователей в изучении природы нашей страны (выбору учащегося).

ТЕМА 3. Земля в космическом пространстве

Рождение Вселенной. "Большой взрыв". Галактики. Млечный Путь - одна из 10 млрд. наблюдаемых галактик; место в ней нашей планеты.

Рождение Солнца. Солнце как самая рядовая звезда нашей Галактики и источник жизни для нас — жителей Земли. Возникновение Солнечной системы. Разделение ее на две группы: внутреннюю и внешнюю.

Форма Земли. Наклон Земли и вращение ее вокруг своей оси и Солнца. Следствия этих явлений.

Наша замечательная и уникальная планета Земля. Существование жизни на Земле — одна из главных уникальных особенностей нашей планеты. Расстояние от Солнца до Земли. Внутреннее строение Земли.

Возникновение атмосферы. Значение ее для жизни на Земле.

Вода на Земле - самое простое и самое загадочное вещество. Вода и жизнь.

Почвенный покров Земли, его образование и значение для жизни на Земле. Цвет почв: от чего зависит и каким бывает?

Виртуальная экскурсия - музей землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова.

ТЕМА 4. Облик Земли. Разнообразие и неповторимость природы Земли

Облик Земли из Космоса. Воспоминания космонавтов Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова о величественной красоте Земли. Космическая живопись.

Красота звездного неба. Лазурно-голубой купол неба. Вечерние сумерки, зори, восходы и закаты. Белые ночи. Северное сияние.

Красота неживой природы Земли. Величественная красота гор. Горные пейзажи на полотнах Н. К. Рериха. Необъятные равнинные просторы. Пейзажи А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др. Великолепие водной стихии морей и океанов. Воссоздание основных состояний и превращений моря на картинах И. К. Айвазовского. Красота рек и озер, родников и ключей, гейзеров. В. Д. Поленов "Заросший пруд".

Естественные феномены и реликвии Земли: Ниагарский водопад, Большой каньон, озеро Байкал, карстовые пещеры и др. Красота живой природы Земли. Зеленый наряд планеты: дубрава, березовая роща, эвкалиптовый лес, тайга, тропический лес, прерии, ковыльные степи, тундра летом. Картины русского леса в произведениях русских художников.

Чудо природы - цветы: естественная гармония. Многообразие форм и красок. Картины цветущих деревьев и кустарников. П.Кончаловский «Сирень».

Мифологические предания о Флоре - богине и покровительнице цветов, Нарциссе, Гиацинте, о чарующей розе.

Растительные орнаменты на государственной символике у разных народов мира, на различных предметах быта. Хохлома. Жостово. Гжель. Истоки и мотивы росписей.

Противоречивый характер восприятия человеком красоты животных: борьба соображений о пользе и красоте животных, обожествление некоторых животных у разных народов мира. Изображение животных на предметах быта, государственной символике у разных народов мира.

Художники-анималисты: В. А. Ватагин, К. И. Чарушин, И. С. Ефремовю. Живописные, графические и скульптурные изображения животных.

Эстетика природы - наука о красоте природы.

Практические работы

1.Знакомство с репродукциями полотен художников Н. К. Рериха, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, Н. К. Айвазовского и др., передающих различные особенности природы Земли.

2. Творческая работа учащихся на местности: фотографирование или зарисовка картин природы своего края.

Экскурсия  - возможно посещение музеев изобразительных искусств, прикладного искусства по теме программы.

 

6 класс.

ТЕМА 1. Первые описания Земли. Развитие географических описаний.

Автор первых устных описаний - легендарный древнегреческий поэт Гомер.

Влияние возникновения письменности на характер описаний. Сказания о путешествиях и их влияние на накопление письменных источников об окружающем мире.

Первые описания странствий - начало страноведения. Зарождение его в Древнем Китае и распространение во многие страны.

Особенности географических описаний в античную эпоху.

Развитие страноведения. Один из первых страноведов - Геродот. Его труд "История в девяти книгах". Карта Геродота "Вид Земли".

Сочинения Аристотеля. Особенности описаний Земли. Начало отчисленных отраслей естествознания.

Ценнейший труд Эратосфена "Географические записки". «География» Страбона. Новый подход к описанию Земли у Страбона: необходимость описывать не только отдельные обитаемые территории, но и всю планету в целом.

"Руководство по географии" Клавдия Птолемея. Определение нового, объединяющего картографию и страноведение.

Географические описания арабских ученых Ибн Хордадбеха Аль Бируни.

ТЕМА 2. Великие географические открытия

Роль Великих географических открытий в познании людьми, окружающего мира, в развитии наук.

X. Колумб и его путешествия.

Путешествие Ф. Магеллана. Путешествие Васко да Гама.

Путешествие Дж. и С. Кабот. Америго Веспучи и открытие им Нового Света.

Землепроходцы. Открытие Антарктиды.

Практические работы

1. Описания путешествий (по выбору учащихся).

2. Составление тематических презентаций (по выбору учащихся).

ТЕМА 3. Картографическое описание Земли

История карт. Появление карт предшествовало возникновению письменности. Карты первобытных людей. Совершенствование языка карт. Античная картография. Кто "научил" карту "говорить" языком масштаба? Зависимость форм карт от представлений о формах и размерах Земли. Карта Эратосфена. Изобретатель градусной сетки - Гиппарх. Изображение шарообразной формы поверхности Земли на плоской карте.

Карты средневековья. Новая страница истории карт. Изобретение компаса и его влияние на совершенствование карт. Компасные карты.

Великие географические открытия и развитие картографии. Поиск новых видов карт.

Картографические проекции. Проекция Меркатора. Схема построения азимутальных (экваториальной и полярной) цилиндрических проекций.

Картографические знаки: геометрические (линии, точки, кружки) и графические (штрихи, пунктиры и т.д.); письменные (названия и т.д.).

Картографические способы изображений на картах: значки, линейные знаки, изолинии, качественный фон, ареалы, знаки движения, картодиаграммы, точечный способ.

Картографическая генерализация: отбор картографического содержания, обобщение, упрощение контуров.

Типы и виды карт. Различие карт по масштабу, охвату территории и назначению. Общегеографические и тематические карты. Современное использование карт. Компьютерные карты. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Ознакомление с приемами составления карт.

2. Составление географической карты.

3. Составление рукописных карт.

ТЕМА 4. Земля в космическом пространстве

Внутреннее строение Земли. Земная кора и ее значение для развития жизни на Земле. Мантия Земли, ее связь с земной корой. Особенности химического состава, стояние мантийного вещества.

Земное ядро - источник внутренней энергии Земли. Возникновение магнитного поля Земли - одна из самых больших научных загадок. Значение магнитного поля Земли для жизни на планете. Изменения магнитного поля. Магнитные бури и их влияние на состояние здоровья людей.

Жизнь земной коры. Современные гипотезы о происхождении гор на земле. Вулканы, Гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности.

Мировой океан. Современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Части мирового океана. Растительный и животный мир океанов и морей. Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. Минеральные источники, их происхождение. Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера. Кристаллизация. Воды суши своего края.

Атмосфера Земли. Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Наблюдения. Климат своей местности.

Природа своего края с элементами метеорологии. Изучение особенностей природы своего края. ПК своей местности. Метеорологический практикум. Антропогенное воздействие на ПК.

Практические работы

1. Составление тематических презентаций (по выбору учащихся).

ЛИК ЗЕМЛИ

7 класс.

ТЕМА 1. Возраст Земли

Что такое лик Земли? Эдуард Зюсс и его труд "Лик Земли".

Лунная стадия развития Земли. Геологическая стадия развития Земли.

Геологическое летоисчисление. Метод стратиграфии. Геохронологическая шкала.

ТЕМА 2. Формирование лика Земли

Силы, формирующие лик Земли: внутренние (эндогенные), внешние (экзогенные).

Магматизм. Особенности проявления: интрузивный, или глубинный магматизм. Различные формы интрузивных тел, отражение их в рельефе.

Поверхностный магматизм: лавовый поток, лавовый купол, вулканическая гора.

Вулканы: особенности извержения, география распространения Земле.

Формирование представлений о развитии Земли. Жорж Кювье и его идея катастроф. Чарлз Лайель и его идея о медленных вертикально движениях земной коры.

Альфред Лотар Вегенар и его учение о дрейфе материков.

Древнейшая Земля. Образование материка Пангеи. Океан Тетис. Раскол Пангеи. Образование Гондваны и Лавразии. Раскол Гондваны и образование современных материков Южного полушария Образование материков Северного полушария. Когда и как сформировался Тихий океан? Современный лик материков.

Практические работы

1. Составление тематических презентаций (по выбору учащихся).

ТЕМА 3. Внешние силы, преобразующие лик Земли

Подземные воды. Их роль и значение в формировании лика Земли и жизни людей. Карстовые формы рельефа. Пещеры и обширные лабиринты. Знаменитые пещеры мира: Марка Твена, Карлсбарская, Мамонтова, Оптимистическая, Кунгурская, Новоафонская, Красная, Сталактиты и сталагмиты. Подземные источники.

ТЕМА 4. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые.

Сложный мир минералов. Наука о минералах – минералогия. Первые знакомства древнейших людей с минералами. Древние "сказания о камнях".

Вклад в изучение состава и форм минералов выдающихся ученых XVIII и XIX вв.

Как изучают минералы? Где и как образуются минералы? Какие бывают минералы?

Горные породы: что это такое и какими они могут быть?  Магматические, метаморфические, осадочные породы.

Почему ископаемые называются полезными? Что такое рождение? Происхождение месторождений: в вулканах, из застывшей на глубине магмы, в реках, озерах, морях. История горнорудного дела. Каменный, бронзовый и железный века.

Горнорудное дело в России. Закономерности распространения рудных полезных ископаемых. Черные, легкие, цветные, редкие и малые металлы. Благородные металлы. Крупнейшие рудные районы. Драгоценные камни. Строительные и облицовочные камни.

А.Е.Ферсман: жизненный путь, любовь к камню.

Практические работы

1. Ознакомление с образцами минералов и горных пород.

2. Работа с определителями минералов и горных пород.

3. Работа с картами крупнейших месторождений полезных ископаемых.

ТЕМА 5. Материки и океаны. «Самая, самое, самый».

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков.

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Практические работы

1. Описания путешествий по материку / стране (по выбору учащихся).

2. Составление тематических презентаций (по выбору учащихся).

3. Составление энциклопедических справок об уникальных объектах животного и растительного мира материков и океанов (по выбору учащихся).

4. Виртуальные экскурсии по удивительным местам Земного шара.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС. «ЗЕМЛЯ».

Наименование тем

Кол-во часов

1

Пути познания Земли

8

2

Открытие и изучение Земли русской.

3

3

Земля в космическом пространстве

14

4

Облик Земли.

8

5

Резерв времени

1

Всего

34

6 КЛАСС. «ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ».

Наименование тем

Кол-во часов

1

Первые описания Земли. Развитие географических описаний.

5

2

Великие географические открытия.

3

3

Картографическое описание Земли.

5

4

Земля в космическом пространстве.

20

5

Резерв времени

1

Всего

34

7 КЛАСС. «ЛИК ЗЕМЛИ».

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

1

Возраст Земли.

2

2

Формирование лика Земли.

3

3

Внешние силы, преобразующие лик Земли.

5

4

Минералы и горные породы. Полезные ископаемые.

5

5

Материки и океаны. «Самая, самое, самый».

19

6

Резерв времени

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...