Рабочие программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Программа разработана в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._geografiya_5_kl.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Новотроицкая СОШ»

Старошайговского

муниципального района

Республики Мордовия

__________И.В. Ивановичева

Приказ № 37/1   от 30 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

учебного предмета

«  География     »

в    5     классе

 Составитель:

   учитель высшей

   квалификационной категории

   Пронина Антонина Ивановна

2019  год.

 

     Рабочая программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  утвержденного Приказом  Министерства  Образования и Науки  Российской  Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении  и  введение в  действие федерального  государственного стандарта основного общего образования»,  федерального базисного учебного плана, утвержденного  Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312, учебного плана МОУ «Новотроицкая СОШ», с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2810-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа и является компонентом содержательного раздела ООП ООО МОУ «Новотроицкая СОШ».

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение географии на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

 

Занятия по учебному предмету «География» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.1Личностные результаты обучения географии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

    готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём    взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;  
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1.2. Метапредметные результаты обучения географии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;


   1.3.   Предметными результатами по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

I.3. Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

-        понимать основные географические понятия, термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-        узнавать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними  их изменение в результате деятельности человека;

- выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния; направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете география с  географическими приборами;

-        ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков;

-  читать карт различного содержания;

- наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.

У ученика будут сформированы:

Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.  

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д

2.Содержание учебного предмета

 направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованием основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования.

 

 Введение (1 ч)

      Что изучает география (1ч). География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

     Познание Земли в древности(1ч). Древняя география и географы. География в Средние века.

      Великие географические открытия(1ч). Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

     Открытие Австралии и Антарктиды(1ч). Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

    Современная география(1ч).  Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

     Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»(1ч)

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

    Земля и космос.(1ч) Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

    Земля— часть Солнечной системы.(1ч) Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

    Влияние космоса на Землю и жизнь людей(1ч). Земля и космос. Земля и Луна.

    Осевое вращение Земли(1ч). Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

    Обращение Земли вокруг Солнца(1ч). Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. 

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

    Форма и размеры Земли(1ч). Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»(1ч)

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

    Ориентирование на земной поверхности(1ч) Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

    Изображение земной поверхности(1ч). Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

    Масштаб и его виды(1ч). Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

    Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах(1ч). Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

    Планы местности и их чтение(1ч). План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Составление плана местности(1ч). Практическая работа  2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

    Параллели и меридианы(1ч). Параллели и меридианы на картах.

    Градусная сеть. Географические координаты(1ч). Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

    Географические карты(1ч).  Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. Практическая работа  3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. 

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»(1ч)

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

      Внутреннее  строение земной коры(1ч). Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

      Разнообразие горных пород(1ч). Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. 

Практическая работа  4. Определение горных пород и описание их свойств.

      Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли(1ч).

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

      Разнообразие форм рельефа Земли(1ч). Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

     Движения земной коры и залегание горных пород(1ч).

     Землетрясения. Вулканизм(1ч). Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

     Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра(1ч). Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.  Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

     Главные формы рельефа суши(1ч). Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

 Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

     Рельеф дна океанов(1ч). Неровности океанического дна.

     Человек и земная кора(1ч). Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»(1ч)

Итоговый урок по курсу (1 ч)

 

3.Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

Итоговые уроки по темам

Введение

1

Накопление знаний о Земле

5

1

Земля во Вселенной

7

1

1

Географические модели Земли

10

1

1

Земная кора

10

2

1

Итоговый урок по курсу

1

1

Итого

34

4

5

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...