Рабочая программа по географии 5 класса. ОВЗ
методическая разработка по географии (5 класс)

Нина Ивановна Капусто

Данная программа предназначена для изучения географии в 5 классе. ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_priroda._ovz.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе рабочей программы: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5- 9 классы. Природоведение. Биология. География. (Т.М. Лифанова и др.) –М.: Просвещение, 2018г., Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5-6 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина). Рабочая программа создана к завершённым линиям учебников «Природоведение. 5-6 классы», которая реализует требования Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Природоведение –новый учебный предмет- является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. Это подготовка к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.

Природоведение- интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально- личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  1. Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
  2. Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  3. Формирование географических представлений о формах поверхности, водоёмах, населении, городах и др.;
  4. Формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  5. Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство  с основными направлениями природоохранительной работы;
  6. Воспитание социально значимых качеств личности;
  7. Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);
  8. Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

Предметная линия «Природоведение» авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение. Учебник  5 класс. М.: Просвещение, 2019г. Учебник для ОО, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Данная линия учебников предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы.

Рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина. Учебное пособие для ОО реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019г.

По учебному плану в 5 классе  (по ОВЗ) на изучение природоведения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час – на самоподготовку.  На год-  102 часа., из них – 34 часа – на самоподготовку.

3. Требования к уровню подготовки учащихся:

5 класс. Неживая природа.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- узнавание и называние учебных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

_ отнесение изученных объектов к определённым группам (нефть- горючее полезное ископаемое);

- называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой  группе (полезные ископаемые);

- Соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

- Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- Выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- Адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

- Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об узучаемых объектах по заданию учителя;

- Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- Отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото- полезные ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

- Называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- Выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-Участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,  понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- Осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Личностные  результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты.

  1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса  к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
  4. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью  к учителю или  одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
  5. Формирование к готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
  6. Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
  7. Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми  в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного)  поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности  при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых  для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
  8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе  на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями нашей страны, достижениями науки (полёты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
  9. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной  адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.)

3. Содержание программы учебного  курса.

Введение.- 4 часа (2+2 с)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу.  Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

Вселенная.- 10 час (6+4 с)

Небесные тела:  планеты звёзды. Солнечная система.  Солнце. Исследование космоса.  Спутники. Космические корабли.  Полёты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года.

Сезонные изменения в природе.

Практические работы.

Зарисовки звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.

Межпредметные связи.

Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

Наш дом- Земля.- 65 час.   (44+21 с)

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера – 1 ч.

Воздух-14 час  ( 9+5 С)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность , бесцветность, объём , упругость. Использование  упругости  воздуха. Теплопроводность воздуха.. Использование  этого свойства  воздуха  в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами.  Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.  Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение   кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство  не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе(водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые.- 19 час (14+5 С)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способ добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.  Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.  Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин,  и другие  металлы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Чёрные металлы ( различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

Охрана недр.

Вода-19 час (14+ 5 С)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Учёт и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода..

Прозрачная  и мутная вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды.  Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение  при  замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода  в природе: осадке, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

Охрана воды.

Поверхность суши. Почва – 12 час (6/6)

Равнины, холмы, овраги. Горы.

Почвы- верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы.

Перегной- органическая часть почвы. Глина, песок и соли-  минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаная и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и линистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.

Практические работы:

  1. Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
  2. Зарисовка форм поверхности суши.
  3. Составление таблицы «Полезные ископаемые».
  4. Заполнение схемы «Воды суши».
  5. Изготовление макетов форм поверхности суши.
  6. Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии (1 час.).

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

Межпредметные связи

Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.

Есть на Земле страна Россия- 23 час (16+7 С)

Россия- Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны.: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.

Москва –столица России.

Санкт- Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской  и азиатской частей России (по усмотрению учителя).

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город (посёлок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность , водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.

Обобщение раздела «Неживая природа» (2 часа).

Практические работы:

  1. Зарисовка государственного флага России.
  2. Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.п.).
  3. Изготовление альбома «Россия- наша Родина».
  4. Нахождение России на политической карте.
  5. Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.
  6. Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)».

Экскурсии

  1. Экскурсия по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).
  2. Межпредметные связи
  3. Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№п.п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

К.раб

Пр. раб

1

Введение

2

2

Вселенная

6

3

Наш дом- Земля

47

Воздух

9

Полезные ископаемые

16

1

Вода

16

1

Поверхность суши. Почва.

6

4

Есть на Земле страна Россия

13

ИТОГ

68

1

1

Календарно-тематическое планирование.

№ п.п

Содержание(Название раздела, темы)

Кол-во часов по разделу, теме

Дата по плану

Дата фактически

Введение

2

1

Что такое природоведение?

1

2

Предметы и явления неживой и живой природы

1

Вселенная

6

3

Небесные тела: планеты, звёзды. Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.

1

4

Солнечная система. Солнце.

1

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

6

Полёты в космос. Практическая работа: Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

1

7

Смена дня и ночи

1

8

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1

Наш дом-Земля

44

9

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Воздух

9

10

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на  Земле.

1

11

Свойства  воздуха.

1

12

Давление и движение воздуха. Лабораторная работа: Давление и движение воздуха

1

13

Температура воздуха. Термометр.

1

14

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воздуха.

1

16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

17

Значение и охрана воздуха.

1

18

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана  воздуха».

1

Полезные ископаемые

14

19

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.

1

Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов

20

Гранит, известняк.

1

21

Песок, глина

1

Горючие полезные ископаемые

22

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

23

Каменный уголь. Свойства.

1

24

Добыча и использование каменного угля.

1

25

Нефть: внешний вид и свойства.

1

26

Добыча и использование нефти

1

27

Природный газ. Свойства, добыча, использование.

Правила обращения с газом в быту.

1

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

28

Чёрные металлы. Сталь. Чугун.

1

29

Цветные металлы.

1

30

Благородные (драгоценные) металлы.

1

31

Охрана полезных ископаемых.

1

32

Полезные ископаемые. Обобщающий урок. Практическая работа: Заполнение таблицы «Полезные ископаемые».

1

Вода

14

 

33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

34

Свойства воды.

1

35

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

36

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

37

Три состояния воды. Температура и её измерение.

1

38

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

39

Свойства воды. Лабораторная работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды.

1

40

Работа воды в природе.

1

41

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

42

Вода в природе

1

43

Воды суши: ручьи, реки

1

44

Озёра, болота, пруды. Практическая работа: Заполнение схемы «Воды суши».

1

45

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

46

Охрана воды.  Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воды».

1

Поверхность суши. Почва.

6

47

Равнины, холмы, овраги

1

48

Горы. Практическая работа:  Изготовление  макетов форм поверхности суши.

1

49

Почва- верхний слой земли. Состава почвы.  Практическая работа:  Проведение опытов, демонстрирующих  свойства почвы.

1

50

Разнообразие почв. Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

1

51

Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы.

1

52

Охрана почвы. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана почвы»

1

Есть на Земле страна Россия

16

53

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Зарисовка государственного флага России.

1

54

Моря и океаны, омывающие берега России

1

55

Равнины и горы на территории  нашей страны

1

56

Реки и озёра России.                                                                                                                  

1

57

Москва- столица России. Практическая работа: Нахождение России на политической карте.

1

58

Санкт- Петербург

1

59

 Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца.

1

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

61

Новосибирск, Владивосток

1

62

Население  и народы России. Практическая работа: Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д. ).

1

63-64

 Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Практическая работа: Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.

Практическая работа: Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)»

2

65-66

Экскурсии по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности)

2

67

Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия». Практическая работа: Изготовление альбома «Россия- наша Родина»

1

68

Неживая природа. Обобщающий урок.

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Содержание (название раздела, темы)

Кол-во часов по разделу, теме

Дата по плану

Дата фактически

Введение

4(2/2С)

1

Что такое природоведение?

1

2 с.

Описание природы, которая нас окружает

1 с.

3

Предметы и явления неживой и живой природы

1

4.с

Наблюдения за живой природой и неживой природой

1с.

Вселенная

10 (6/4С)

5

Небесные тела: планеты, звёзды. Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.

1

6с.

Наблюдение за звёздным небом.

1с.

7

Солнечная система. Солнце

1

8с.

Описание Солнца.

1с.

9.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

10

Полёты в космос Практическая работа: Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля

1

11с.

Сообщение о Ю.А. Гагарине

1с.

12

Смена дня и ночи

1

13

Смена времён года. Сезонные наблюдения в природе

1

14с.

Наблюдения за сменой времён года . Описание  времени года

1с.

Наш дом- Земля

65(44/21С)

15

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Воздух

14 (9+5С)

16с

Описание Земли.

1с.

17

 Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле

1

18

Свойства  воздуха

1

19с

Свойства воздуха

1с.

20

Давление и движение воздуха Лабораторная работа: Давление и движение воздуха

1

21

Температура воздуха. Термометр

1

22с

Измерение температуры воздуха за неделю. Измерение температуры тела

1с.

23

Движение воздуха в природе. Ветер

1

24с

Что полезного может сделать ветер.

1 с.

25

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воздуха

1

26с

Применение воздуха.

1с.

27

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

28

 Значение и охрана воздуха.

1

29

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана  воздуха».

1

Полезные ископаемые

19(14+5с)

30

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

1

Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов

31

Гранит, известняк.

1

32

Песок и глина

1

33с

Сравнить песок и глину по внешнему виду и свойствам.

1с.

Горючие полезные ископаемые

34

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

35с.

Как люди используют торф

1с.

36

Каменный уголь. Свойства

1

37с.

Изучить свойства каменного угля

1с.

38

Добыча и использование каменного угля.

1

39

Нефть: внешний вид и свойства.

1

40

Добыча и использование нефти

1

41с

Что изготовляют из нефти

42

Природный газ. Свойства, добыча, использование.

Правила обращения с газом в быту.

1

43с

Нарисовать рисунки по теме Правила обращения с газом в быту

1с.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

44

Чёрные металлы. Сталь. Чугун

1

45

Цветные металлы

1

46

Благородные (драгоценные) металлы.

1

47

Охрана полезных ископаемых

1

48

Полезные ископаемые. Обобщающий урок. Практическая работа: Заполнение таблицы «Полезные ископаемые».

1

Вода

19(14+5с)

49

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

50

Свойства воды

1

51

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

52с

Провести наблюдения:  сколько ты используешь воды за 1 день и как

53

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

54

Три состояния воды. Температура и её измерение

1

55с

Измерить температуру тела и воды

56

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

57

Свойства воды. Лабораторная работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды

1

58

Работа воды в природе

1

59

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

60

Вода в природе

1

61с

Провести наблюдение: как используется вода

62

Воды суши: ручьи, реки

1

63

Озёра, болота, пруды. Практическая работа: Заполнение схемы «Воды суши».

1

64с

Нарисовать рисунок нашей реки. Описать её.

65

Моря и океаны. Использование и охрана воды

1

66с

Нарисовать рисунки Как надо охранять воды

67

Охрана воды.  Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воды».

1

Поверхность суши. Почва.

12(6+6с)

68

Равнины, холмы, овраги

1

69

Горы. Практическая работа:  Изготовление  макетов форм поверхности суши.

1

70с

Нарисовать формы поверхности суши

71

Почва- верхний слой земли. Состава почвы.  Практическая работа:  Проведение опытов, демонстрирующих  свойства почвы.

1

72с

Провести опыты состав почвы

73

Разнообразие почв. Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

1

74с

Описать и нарисовать рисунки о поверхности почвы

75

Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы.

1

76с

Как правильно нужно обрабатывать почву

77

Охрана почвы. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана почвы»

1

78с

Придумать предложения со словом почва

79с

Нарисовать рисунок почвы нашей местности

Есть на Земле страна Россия

23(16+7с)

80

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Зарисовка государственного флага России

1

81

Моря и океаны, омывающие берега России

1

82

Равнины и горы на территории  нашей страны

1

83

Реки и озёра России.                                                                                                                  

1

84с

Рассказать стихи о России , её природе.

1

85

Москва- столица России. Практическая работа: Нахождение России на политической карте.

1

86

Санкт- Петербург

1

87

Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца

1

88

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

89

Новосибирск, Владивосток

1

90

Население  и народы России. Практическая работа: Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д. ).

1

91с

Составить рассказ о нашем селе, и его достопримечательности.

92-93

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Практическая работа: Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.

Практическая работа: Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)»

2

94с

Нарисовать рисунок нашего села

95с

Сделать фотографии нашего села

96-97

Экскурсии по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности

2

98с

Экскурсия  в школьный музей.

99с

Экскурсия в ФАП

100

Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия». Практическая работа: Изготовление альбома «Россия- наша Родина»

1

101с

Составить рассказ о нашем селе.

102

Неживая природа. Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...