Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Ермолаева Валентина Алексеевна

В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов:        «Пространства России», «Природа и человек», «Население России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковский район, Омская область.

                                                                                                                            

Рассмотрено на заседании                                            Утверждаю «2 »сентября 2019г.

педагогического совета школы                                       Директор _______Гурьянова Л.А.

протокол № 5

«29»августа 2019г.

   Рабочая программа

по географии России

8 класс

                                       на 2019-2020 учебный год.

                                     

                   

                                                    Разработал: Ермолаева Валентина                      Алексеевна  учитель географии 1кв. категории.  

                                                    2019 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа  по  географии  МБОУ « Уралинская ООШ» составлена на основе:                                                                                                                                                                - федерального государственного образовательного стандарта ;                                                                                                                                                                                                                                                                    -авторской программы учебник: Алексеев А.И. География России. Природа и население.8 класс, М., «Дрофа», 2015г.                                                                                      Согласно действующему в школе учебному плану на  2019-2020 учебный год рабочая программа для 8 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 69 часов в год.

        Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии.

Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной).                     Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и  хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:                                                                                                              а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;

б) увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;

в) формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

г) насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.
                   Общая характеристика учебного предмета «География».
 

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.     В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов:        «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие  его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач: 1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».                                                                                        2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.

Программа курса «География России» построена учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)

        Описание места учебного предмета «География» в учебном плане.                                                                 Общее число учебных часов за 2019-2020 учебный год  8-ом классе – 69 часов,  2 часа в неделю.                                                                                                                                   Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.                                                                                                                                                  Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально-дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-новому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.

В 8 классе изучается первая часть курса «География России» — «Природа и население», которая со­стоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рас­сматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяй­ства, как среда жизнедеятельности населения, усло­вие его физического и нравственного здоровья. Содер­жание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и т.д.

                                           Результаты освоение предмета.

  Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и  хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;                                                 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического          сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,     творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные  результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7.  умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

  Предметные результаты:

  1.  формирование  представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,    о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для   решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,    многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;    
  3. формирование  представлений  и основополагающих знаний о  целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5.  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6.  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование  умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

                                            Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.

Раздел 1. Пространства России (7 часов)

Россия на карте мира (7часов)

Содержание темы:

Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и ее протяжённость.

Административно – территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.  Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий.

Дальний Восток на рубеже 19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.

Практические работы.

1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.

2. « Решение задач на определение поясного времени»

Раздел  2. Природа и человек ( 39 часа)

Рельеф и недра ( 5 часов)

Содержание темы:

 Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.

 Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа.

Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.

 Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф. Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Практические работы:

  1. Геологическое строение территории России.

Климат ( 6 часов)

Содержание темы:

 Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

 Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны. Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы.

Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.

Практические работы:

  1. Циклоны и антициклоны.
  2. Типы климатов России.

Богатство внутренних вод России ( 4 часа)

Содержание темы:

 Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области.

Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.

 Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озѐрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.

 Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные реки. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практические работы:

  1.  Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.

Почвы – национальное достояние страны ( 5 часов)

Содержание темы:

 Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело.

В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.

 География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приѐмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Практические работы:

  1. Сравнительная оценка обеспеченности почвами  отдельных территорий.

В природе все взаимосвязано ( 4 часа)

Содержание темы:

 Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России.

Природное районирование.  Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..

 Человек и ландшафты. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты.

Природно-хозяйственные зоны ( 11 часов)

Содержание темы:

 Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.

 «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редко-очаговое расселение. Экологические проблемы.

 Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.

 Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

 Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.

 Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

 Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редко-очаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.

 Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока.

Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах.

Расселение населения. Опасные природные явления.

Практические работы

  1. Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт.
  2. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне.
  3. Выявление взаимосвязей и  взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
  4. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах

Природопользование и охрана природы ( 4 часа)

Содержание темы:

 Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории.

Раздел 3. Население России ( 17 час)

Сколько нас Россиян? ( 2 часа)

Содержание темы:

 Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Практические работы:

  1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

Кто мы? ( 2 часа)

Содержание темы:

 Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.

Куда и зачем едут люди? ( 4 часа)

Содержание темы:

 Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между  Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.

Человек и труд ( 1 час)

Содержание темы:

 Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда.

География безработицы.

Народы и религии России ( 3 часа)

Содержание темы:

 Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно – территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Где и как живут люди? ( 6 часов)

Содержание темы:

 Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения.

Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и  повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.

Практические работы:

  1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
  2. Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания

     Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

8 КЛАСС

№ пункта

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Введение (1 час)

1

2

Россия на карте мира

7

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.
  • Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.
  • Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географического положения России;
  • особенности приспособления человека к природным условиям;
  • особенности проведения государственной границы России;
  • специфику исчисления времени на территории России.

Умение определять:

  • различия во времени на территории России;
  • страны-соседей.

3

Рельеф и недра

5

Основные образовательные идеи:

  • Устройство рельефа определяется строением земной коры.
  •  Разнообразие  - важнейшая особенность  рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.
  • Современный рельеф- результат деятельности внешних и внутренних сил.

Метапредметные умения:

  • совершенствование  умений работать  с  разными источниками информации;
  • выявление причинно-следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые;
  • выделение главного или  существенных признаков (особенности рельефа России);
  • высказывание  суждений с подтверждением  их фактами;
  • представление  информации  в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности геологического летоисчисления;
  • особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;
  • особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;
  • характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

Умение определять:

  • основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов  размещения полезных ископаемых;
  • районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;
  • по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.

4

Климат и погода

6

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его  северным  географическим положением, огромной величиной территории.
  • Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.
  • Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность  людей.

Метапредметные умения:

  • совершенствование  умений работать  с  разными источниками информации - текстом учебника,  тематическими картами, климатограммами, картосхемами;
  • выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей  рельефа на климат;
  • выделение главного или  существенных признаков при характеристике типов климата;
  • умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
  • представление  информации  в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности климата России;
  • особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;
  • характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

Умение определять:

  • основные черты климата России;
  • районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;
  • по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;
  • типы климатов отдельных регионов России;
  • факторы формирования климата отдельных регионов России;
  • закономерности размещения климатических поясов на территории России.

5

Богатство внутренних вод

4

Основные образовательные идеи:

  • Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.
  • Река – сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования.
  • Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники – это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.
  • Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.
  • Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).
  • Создавать собственную информацию  (реферат, презентация…)
  • Участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности морей, омывающих территорию России;
  • особенности внутренних вод отдельных регионов страны;
  • характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;
  • сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.

Умение определять:

  • основные черты морей, омывающих территорию России;
  • районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;
  • закономерности распределения внутренних вод;
  • существенные признаки внутренних вод;
  • по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;
  • по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.

6

Почвы- национальное достояние страны

5

Основные образовательные идеи:

  • Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.
  • Главное свойство почв – плодородие, которое   может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование  и охрана.

Метапредметные умения:

  • находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;
  • сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их
  • формирования);
  • выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от
  • климатических условий и особенностей рельефа);
  • показывать по карте особенности размещения основных типов почв

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • условия формирования почв;
  • особенности строения и состава почв;
  • специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;
  • особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:

  • основные свойства почв на территории России;
  • по картам закономерности размещения почв по территории России;
  • по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

7

В природе все взаимосвязано

4

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
  • Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
  • принципы классификации природных ресурсов;
  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:

  • закономерности размещения различных видов природных ресурсов;
  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

8

Природно-хозяйственные зоны

11

Основные образовательные идеи:

  • Природные компоненты как живой, так и неживой  природы  образуют природные комплексы разных видов.
  • Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
  • Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
  • Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.                                                                                                                        

Метапредметные умения:

  • выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.
  • выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов,  анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.
  •  работать  с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.
  • формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
  •  выделение главного или  существенных признаков (особенности природы,  населения и хозяйственной деятельности той или иной природно-хозяйственной зоны).

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • отличия природных комплексов друг от друга;
  • условия формирования природно-хозяйственных зон;
  • характер влияния человека на природные условия природных зон.

Умение определять:

  • особенности размещения природных зон на территории России;

специфические черты природно-хозяйственных зон.

9

Природопользование и охрана природы

4

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
  • Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
  • принципы классификации природных ресурсов;
  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:

  • закономерности размещения различных видов природных ресурсов;
  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

10

Население России.

Сколько нас- россиян?

Кто мы?

17

2

2

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • условия выделения и размещения природных районов;
  • специфические черты природы природных районов.
  • половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.

Умение определять:

  • географические особенности природных районов;
  • характер влияния человека на природу природных районов.
  • возрастной состав населения. Сокращение средней продолжительности жизни россиян;

11

Куда и зачем едут люди?

3

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • условия выделения и размещения природных районов;
  • специфические черты природы природных районов;
  • направления и типы миграций;
  • внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их.

Умение определять:

  • географические особенности природных районов;
  • характер влияния человека на природу природных районов;
  • основные направления миграций на разных этапах развития страны.

12

Человек и труд

1

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства
  • неравномерность размещения трудоспособного населения по территории страны;
  • занятость, изменение структуры занятости населения;
  • проблемы безработицы

13

Народы и религии России

3

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России;
  • межнациональные проблемы;
  • география религий.

Умение определять:

  • языковые семьи и группы;
  • многоконфессиональность;

14

Где и как живут люди?

6

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.

 Умение определять:

  • зоны расселения.

                 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

             Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

       

                                                                    Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс

(всего 69 часов, 2 часа в неделю )

урока

Тема урока

Дата

план

Дата факт

Практическая работа

Новые

понятия и представления

Опорные

знания

Вид контроля

Д.З.

Введение 1 час

1

Географизация современной жизни человека.

Методы исследования территории России. 

Источники географической информации

Фронтальный опрос

вве

дение

Раздел 1. Пространства России 7 часов

2

Россия на карте мира.

Государственная территория, территориальные воды.

факторы географического положения страны и географические координаты.

Фронтальный опрос, ПР.

§1

3

Практическая работа 1 «Сравнение географического положения России и Канады» (оценочная)

1.Сравнение географического положения России и Канады (оценочная)

факторы географического положения страны и географические координаты.

4

Границы России. Практическая работа 2 «Обозначение на контурных картах пограничных государств» (оценочная)

2.Обозначение на контурных картах пограничных государств. (оценочная)

ПР

§2

5

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа 3 «Решение задач на определение поясного времени»

3.Решение задач на определение поясного времени.

поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат.

градусная сеть.

Фронтальный опрос, работа по карточкам

§3

6

Формирование территории России.

Фронтальный опрос

§4

7

Географическое изучение территории России.

Географические открытия и исследования материка Евразия.

Оценка выступлений учащихся

§5, с.38 в.1,2.

8

Обобщение и коррекция знаний по разделу “Пространства России” К.Р.№1

Тестовая работа

Не задано

Раздел 2. Природа и человек 38 часов

Тема 1. Рельеф и недра России 5 часов

9

Строение земной коры (литосферы) на территории России

абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.

тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§6

10

Особенности рельефа России. Практическая работа 4 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур»

4.Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур (оценочная)

нагорье

Форма рельефа

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§7

11

Современное развитие рельефа

неотектонические движения, покровное оледенение.

движения земной коры; физическое выветривание.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§8

12

Использование недр

месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.

горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§9, с.66 в.1.

13

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра России»

Тестовая работа

Не задано

Тема 2. Климат России 6 часов

14

Общая характеристика климата России

солнечная радиация, подстилающая поверхность.

Климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§10

15

Закономерности циркуляции воздушных масс

атмосферный фронт, циклон, антициклон

атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§11

16

Распределение температур и осадков

континентальность климата.

влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§12

17

Типы климата нашей страны. Практическая работа 5 «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей»

5.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Климатические пояса

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§13

18

Климат и человек. Практическая работа 6 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)»

6.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).

коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§14

19

Обобщающее повторение по теме «Климат»

Тестовая работа

Не задано

Тема 3. Богатство внутренних вод России 4 часа

20

Внутренние воды России. Реки. Практическая работа 7 «Обозначение на контурной карте крупных рек» (оценочная)

7.Обозначение на контурной карте крупных рек (оценочная)

Фронтальный опрос, работа с атласом

§15 с.96-99

21

Реки. Практическая работа 8 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования» (оценочная)


8.Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. (оценочная)

уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.

части рек; питание и режим реки

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§15 с.99-103

22

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

многолетняя мерзлота.

типы озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§16

23

Человек и вода. Практическая работа 
9 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий»

9.Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

водные ресурсы.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§17

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны 6 часов

2 4

Почвы - особое природное тело

почвенный профиль и почвенный горизонт.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§18

25

География почв России

типы почв, зональное размещение почв.

климатические пояса.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§19

26

Почвы и урожай

агротехнические мероприятия.

всасывание растениями питательных веществ;

Фронтальный опрос, работа с атласом

§20

27

Рациональное использование и охрана почв

мелиорация

Сообщения учащихся

§21

28

Контроль знаний по теме «Почвы и внутренние воды России»

Тестовая работа

Не задано

Тема 5. В природе все взаимосвязано (ПТК) 4часа

29

Понятие о ПТК

природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.

природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность

Фронтальный опрос, работа с атласом

§22

30

Свойства ПТК

Практическая работа 9 «Выявление взаимосвязей между природными комплексами на основе анализа соответствующей схемы

устойчивость ПТК.

целостность; ритмичность; круговорот веществ.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§23

31

Человек в ландшафте

антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§24

32

Контроль знаний по теме «В природе всё взаимосвязано»

зачёт

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов

33

Учение о природных зонах

Фронтальный опрос, работа с атласом

§25

34

«Безмолвная Арктика»

редкоочаговое расселение.

арктический и субарктический климатический пояс; тундра; лесотундра.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§26

35

Чуткая Субарктика. Практическая работа 10 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне» (оценочная)

10. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне (оценочная)

очаговое расселение.

умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§27

36

Таежная зона

очаговое расселение.

умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§28

37

Болота

низинное, верховое болото

Фронтальный опрос, работа с атласом

§29

38

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение.

моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§30

39

Лесостепи и степи. Практическая работа 11 «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах»

11.Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах

зона степного земледельческого освоения.

умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§31

40

Полупустыни, пустыни, субтропики

Практическая работа 

экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.

резко континентальный и субтропический климат; оазис.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§32

41

« Многоэтажность» природы гор. Высотная поясность

ветры — фёны, бора.

высотная поясность.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§33

42

Человек и горы

сели и лавины.

изменение температуры и атмосферного давления с высотой.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§34

43

Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Тестовая работа

Не задано

Тема 7. Природопользование и охрана природы 4 часа

44

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

природная среда, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

природные компоненты; охрана природы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§35

45

Рациональное использование природных ресурсов

рациональное природопользование, 


Фронтальный опрос, работа с атласом

§36

46

Охрана природы и охраняемые территории. Практическая работа 12 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий» (оценочная)

12.Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий (оценочная)

заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.

Красная книга; виды охраняемых растений и животных

Оценка докладов учащихся

§37

47

Обобщающее повторение по теме «Природа и человек»

Раздел 3. Население России 17 часов

48

Численность населения России. Практическая работа 13 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России»

13. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

естественное движение населения, демографический кризис.

численность населения в отдельных странах мира.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§38

49

Воспроизводство населения

воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

Индивидуальный опрос

§39

50

Половозрастной состав населения. Практическая работа 14 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации»

14.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

половозрастная пирамида как вид диаграммы.

Фронтальный опрос, ПР

§40-41

51

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

14.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

половозрастная пирамида как вид диаграммы.

Фронтальный опрос, ПР

52

53

54

Миграция населения. Территориальная подвижность населения. Практическая работа 15 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве»

Внешние миграции- в Россию и из неё.

Территориальная подвижность населения. Практическая работа 16. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.

15.Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков, территориальная подвижность населения

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§42-44

55

География рынка труда. Практическая работа 16 «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения»

16.Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

трудовые ресурсы, качество трудовых
ресурсов, рынок труда, экономически активное население.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§45

56

Этнический состав населения России. Практическая работа 17 «Изучение таблицы приложения “Народы России” и схемы “Дерево языков” для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам)» (оценочная)

17. Изучение таблицы приложения “Народы России” и схемы “Дерево языков” для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам). (оценочная)

разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР, работа по карточкам

§46

57

Этническая мозаика России

этнос, этнический состав, этническое самосознание

§47

58

Религии народов России. Практическая работа 18 «Изучение особенностей географии религий страны на основе использования карт»

18.Изучение особенностей географии религий страны на основе использования карты. 

религиозный состав, традиционные религии.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР, работа по карточкам

§48

59

Плотность населения России. Практическая работа 19 «Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны»

19.Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.

Фронтальный опрос, работа с атласом,ПР

§49

60

Расселение и урбанизация. Практическая работа 20 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории»

20.Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§50

61

Города России. Практическая работа 21 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны» (оценочная)

21.Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. (оценочная)

различие городов по функциям и людности.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§51

62

Сельская Россия

особенности сельских поселений.

зональность природных условий.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§52

63

Повторение и обобщение знаний по курсу «Природа и население России»

Тестовая работа

Не задано

64

Контроль знаний по разделу «Население России» К.Р.№6

Работа по карточкам

С.288 в.1,2,3.

Раздел 4. География Омской области 5 часов

65

ФГП Омской  обл. Практическая работа 22 «ФГП Омской области» (оценочная)

22.ФГП Омская области (оценочная)

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

66

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Практическая работа 23 «Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых» (оценочная)

23.Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых (оценочная)

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

С

.10-13

67

Климат и агроклиматические ресурсы. Растительный и животный мир. Охрана природы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

С.

13-15

68

Внутренние воды и водные ресурсы

Фронтальный опрос, работа с атласом

С

16-17

69

Итоговая контрольная работа за 8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...