Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Ермолаева Валентина Алексеевна

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по географии.

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для параллели 9-ых классов, составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_geografiya_9_kl_microsoft_office_word.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:


                           Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковский район, Омская область.

                                                                                                                            

Рассмотрено на заседании                                            Утверждаю «2 »сентября 2019г.

педагогического совета школы                                       Директор _______Гурьянова Л.А.

протокол № 5

«29»августа 2019г.

   Рабочая программа

по географии России

9 класс

                                       на 2019-2020 учебный год.

                                     

                   

                                                    Разработал: Ермолаева Валентина    Алексеевна

  учитель географии 1кв. категории.  

                                                    2019 год

Пояснительная записка

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по географии.

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для параллели 9-ых классов, составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования.

Реализация программы обеспечивается:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
  • Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
  • Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Авторской программой для общеобразовательных школ. «География России. Хозяйство и географические районы» 9кл. А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев - М., Дрофа, 2015 г.

Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружаю                                     щей среды. Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности. Поэтому география необходима для формирования и воспитания у учащихся:

  • географической картины мира и общей культуры;
  • географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде;
  • осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
  • умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность;
  • любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. География России – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Цель обученияформирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно- методические задачи:

  • формирование знания о родной стране и понимания своего места в стране и в мире;
  • осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
  • развитие умений делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность;
  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Общая характеристика предмета

    Курс «География России» изучается в 8-9 классах: 8 класс -1 часть «Природа и население»;

9 класс - 2 часть «Хозяйство и географические районы».

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него «замыкаются» и природа, и хозяйство; они показаны «глазами человека», во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе, дать логическое завершение курсу «География России».

Содержание программы в 9 классе включает ряд новых подходов. При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы» «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела выделяется следующее:

  1. Формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счёт комплексной (физико-, экономико-, социально- и культурно-географической) характеристики;
  2. Углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории.
  3. В связи с вхождением Крыма в состав РФ, добавлен 1 час на изучение природных особенностей и хозяйства этой территории.

В теме «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи нашей страны, особенности её взаимоотношений с соседними государствами, раскрываются существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи с этими государствами.

В содержание программы добавлен региональный раздел III «География Ростовской области».


Место предмета в базисном учебном плане

    Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 9 классе отводится 68 часов, из расчета двух академических часов в неделю.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.

Количество оценочных или частично-оценочных практических работ в 9 классе-20, тренировочных практических работ-9.

                         Результаты изучения предмета:

Метапредметные умения:

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные (учебно-логические):

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию;
  • определять проблему и способы ее решения;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза.

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации;
  • использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой;
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач;
  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых знаний);
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • владение элементарными практическими умениями;
  • умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
  • умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

           Содержание программы "География России. Хозяйство и географические районы"

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел I Хозяйство России (20 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Практические работы.

1. Анализ графика «Изменение структуры хозяйства России» с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйств за последние десятилетия.

2. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч.)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России. Основные районы и центры производства. Судьба ВПК в рыночной экономике.

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».

Практические работы.

1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

4. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

5.Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

6. Изучение на примере района своего проживания:

а) обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами;

б) районов производства поступающей продукции

7. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).

8.Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

9.Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с Главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.


Раздел II Районы России (45 ч).

Тема 1. Районы России (26 ч.)

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района.                          Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Практические работы.

1. Нанесение на контурную карту основных объектов природы и памятников природы Восточно-Европейской равнины.

2. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

3. Практическая работа (по выбору):

1) Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей

(описание одного из центров народных художественных промыслов).

2) Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

4Составление географического описания путешествия от Финского залива до

Рыбинска водным путем.

5. Европейский Север (варианты по выбору):

1)Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско-

Печорского по плану:

— особенности географического положения;

— типичные природные ландшафты;

— природные ресурсы;

— хозяйственное развитие;

— межрайонные связи

2) Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора.

1) Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

6. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

7. Географическое описание Среднего Урала по картам.

8. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.


Тема 4. Азиатская часть России (16 ч.)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы.

1Географическое описание путешествия или из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

2. Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации.

3. Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока.

(Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихогоокеана).

4. Комплексная характеристика Якутии как географического района, на основании использования различных источников географической информации.

5. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

Тема 3 Россия в мире (1ч.)

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.

Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.

Практические работы.

1. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира.

2. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.

Хозяйство Омской  области (2ч.)

ЭГП, история заселения Омской области. Административное деление. Природно-ресурсный потенциал Омской области. Промышленность и сельское хозяйство области. Транспорт. Социальная инфраструктура. Внешнеэкономические связи. Экологические проблемы области.

Практические работы.

1. Определение по картам ЭГП Омской области

2. Составление экономической карты Омской области




 Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • объяснять значение понятий: экономическая и социальная география; первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства; структура хозяйства; отрасли хозяйства; технологические циклы (Кондратьева), наукоёмкое, трудоёмкое, материалоёмкое, энерго- и водоёмкое производства; межотраслевые комплексы; специализация и кооперирование, концентрация в производстве; внутри- и межотраслевые связи; АПК; ТЭК;транспортная магистраль инфраструктура; географическое разделение труда; отрасль специализации, экономический район, экономическое районирование; факторы размещения производства; энергетическая система; типы электростанций; специализация и кооперирование; транспортная инфраструктур; информационная инфраструктура; телекоммуникационная сеть; Интернет; сотовая связь; сфера услуг; рекреационное хозяйство; экологический туризм; отрасль специализации;, географическое разделение труда; экономико - и политико-географическое положение; территориальная структура хозяйства; территориально- хозяйственные связи; уровень развития региона; региональная политика; качество и уровень жизни населения;
  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов; главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности; примеры крупнейших предприятий страны; ведущие отрасли хозяйства района;
  • экологические проблемы экономических районов; общие черты и проблемы развития географических районов; отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов; отрасли специализации экономики Ростовской области; крупнейшие промышленные центры Ростовской области;
  • приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения; крупнейших предприятий страны; крупных магистралей страны;
  • современных видов связи; районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;
  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;
  • показывать на карте состав и границы экономических района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;
  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов; изменения структуры отраслей их значение в экономике страны; значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства; значение той или иной отрасли для российской экономики; возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами; влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды; территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы; значения географическое разделение труда; влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории; сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; хозяйственные различия внутри района; природные и социально-экономические особенности географических районов России; роль европейской и азиатской части России во внутри государственном и межгосударственном разделении труда; сложившееся различие в уровне развития географических районов; роль России в мировой экономике и политике;
  • определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;
  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;
  • сравнивать особенности ЭГП географических районов, их экономическую специализацию; хозяйственную специализацию морей; уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;
  • давать оценку ЭГП;
  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;
  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты; комплексные карты географических районов;
  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

Планируемые метапредметные результаты подготовки учащихся:

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

Познавательные учебно-логические:

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию;
  • определять проблему и способы ее решения;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • учебно-информационные:
  • поиск и отбор необходимых источников информации;
  • использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
  • перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Планируемые личностные результаты подготовки учащихся:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование гражданской позиции к ценностям народов России, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.


Календарно-тематическое планирование      9 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

  По плану

 По факту

1

Введение.

1

                             Раздел1. Хозяйство России.20ч.

Тема 1. Общая  характеристика хозяйства. Географическое районирование (4ч)

2

Понятие хозяйства. Его структура.

1

3

Этапы развития хозяйства.

1

4

Географическое районирование.

1

5

Итоговый урок по теме « Общая    характеристика хозяйства. Географическое районирование»

1

Тема 2. Главные отрасли  и межотраслевые комплексы        (16 ч.)

6

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

7

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. № 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе карт.

1

8

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.

1

9

Лесной комплекс.

1

10

Топливно - энергетический комплекс. Топливная промышленность.

1

11

Нефтяная и газовая промышленность.

1

12

Электроэнергетика.

1

13

Металлургический комплекс. П.р. № 2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

1

.

14

Машиностроительный комплекс.

1

15

Химическая промышленность. П.р. № 3. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

1

16

Транспорт. Какие профессии распространены на водном транспорте и авиационном транспорте? Где на них учат?

1

17

Информационная инфраструктура.

1

18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

1

19

Территориальное (географическое) разделение труда. П.р. № 4 Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны.

1

20

Обобщающий  урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы». П.р. № 5 Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

1

21

Итоговый урок по разделу «Хозяйство России.»

Контрольная работа №1

1

              Раздел II. Районы  России.(45ч)

Тема 3. Европейская часть России (26ч)

22

Восточно-Европейская равнина.

1

23

Волга. П.р. № 6 Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

1

          Центральная Россия

24

Центральная Россия: состав, географическое положение. П.р. № 7 Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

1

25

Центральный район: особенности населения.

1

26

Хозяйство Центрального района.

1

27

Москва – столица России.

1

28

Города Центрального района. П.р. № 8 Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России.

1

.

29

Центрально-Черноземный район.

1

30

Волго-Вятский район.

1

         Северо-Западный район

31

Географическое положение и природа.

1

32

Города на старых водных торговых путях.

1

33

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Санкт-Петербург –« вторая столица» России

1

34

Калининградская область.

1

           Европейский Север

35

Географическое положение и природа.

1

36

Этапы развития хозяйства.

1

37

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. П.р. № 9 Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками.

1

            Поволжье

1

38

Географическое положение и природа.

39

Население и хозяйство.

1

    Северный Кавказ

40

Северный Кавказ .

Природные условия.

1

41

Хозяйство района. П.р. № 10 Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа.

1

42

Народы Крыма и Северного Кавказа.

1

43

Южные моря России.

1

                       Урал

44

Урал. Географическое положение и природа. П.р. Составление географического описания Среднего Урала по картам.

1

45

Этапы развития и современное хозяйство Урала.

1

46

Население и города Урала. Проблемы района.

1

47

Итоговый урок по теме «Европейская часть России». Контрольная работа №2

1

                   Тема 4. Азиатская часть России (16ч)

48

Природа Сибири.

1

49

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

1

50

Арктические моря.

1

51

Население Сибири.

1

52

Хозяйственное освоение Сибири.

1

53

Западная Сибирь  Природные условия и ресурсы.

1

54

Хозяйство района.

1

                    Восточная Сибирь  

55

Природные условия и ресурсы.

1

56

Байкал.

1

57

Хозяйство района. П.р. 11 Обозначение на контурной карте и комплексное описание района Крайнего Севера.

1

                    Дальний Восток

58

Формирование территории.

1

59

Природные условия и ресурсы.

1

60

Моря Тихого океана. П.р. 12  Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока.

1

61

Население района.

1

62

Хозяйство района.

1

63

Обобщающий  урок по теме «Азиатская часть России».

1

                   Тема 5.  Россия в мире (1ч)

64

Чем богата Россия?

1

65

66

Хозяйство Омской области. 

ЭГП, история заселения. Промышленность. Экологические проблемы.

2

67

Итоговый урок по разделу «Районы России».  Контрольная работа №3

1

68

Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы». Контрольная работа №4

   68ч.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...