Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Дзагурова Светлана Тимофеевна

Рабочая программа по географии для 5 класса УМК " Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_5_klass_1.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей № 21 г. Химки

Рассмотрено                                                      Согласовано                                                Утверждаю                                    Кафедрой                                                            Заместитель директора                                Директор МАОУ Лицей № 21     Протокол  № ___  от                                          по УВР Лицея № 21                                     ____________ А.Л.Зиновьева            «____» _________ 2019 г.                                  ___________ Е.В. Грабовская                                                                        Руководитель ШМО                                           « ____» ____________ 2019 г.                    « ____» ____________ 2019 г.       __________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

на 2019-2020 учебный год

по    географии

(указать предмет)

Уровень  обучения (класс) среднее  общее образование 5 «Д» 5  «Е»  классы

                     (начальное общее,  основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Учитель    Дзагурова Светлана Тимофеевна

Квалификационная категория первая

Программа разработана на основе рабочей программы предмета «География» для  5  класса и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Лицей №21 г. Химки.  (Указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

г. Химки

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ   география

КЛАСС (Ы)                                   5 «Д»  5 «Д»

УМК                           «Полярная звезда»  под ред. А.И.Алексеева                

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ:      1 час

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД:            34 часов   

УЧЕБНИК        География 5-6 класс «Страны и континенты» серии «Полярная звезда», М-«Просвещение» -2014               

АВТОР УЧЕБНИКА                авторский коллектив: д-р геогр. наук А.И.Алексеев, д-р пед. наук  В.В.Николина, Е.К.Липкина, д-р геогр. наук С.И.Болысов, канд. Геогр. наук Г.Ю.Кузнецова, д-р геогр. наук Фетисов А.С.             

2. ПЛАНИРУЕЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

п/п №

УУД

ХАРАКТЕРИСТИКА

1

2

3

4

Личностные

Предметные

Метапредметные

Коммуникативные

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Определять понятие« география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Определять понятие« география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты. Иметь представление о составе и строении Солнечной системы

Распознавать условные знаки планов  местности

Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Определять

по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Распознавать условные знаки планов  местности

Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Определять

по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять

 карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать

глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.

Анализировать

 атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

Сравнивать

 глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать

на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять

 по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Определять расстояние  с помощью градусной сетки.

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

Анализировать схему «Типы земной коры »

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять

расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать

иллюстрации и выявлять процессы,  действующие на разрушения гор.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках)

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Поиск информации по накоплению географических знаний

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

Поиск информации о путешественниках

Определение  значения географических исследований для жизни общества

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

Обсуждение значения открытий

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

2

Содержание предмета, курса

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

Земля – планета Солнечной системы – 3 ч

План и карта – 12 ч.

Человек на Земле –  5 ч.

Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч.

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией . Методы географической науки.

Способы  организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации

Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама

Х. Колумб, Ф Магеллан, Ф. Дрейк, А.Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Ермак, И. Москвин, С. Дежнев, Р. Амундсен, Р. Пири

Источники географической информации. Географические информационные системы

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная форма, включающие изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала, практические задания;

Контрольных работ: 0

Лабораторных работ: 0

Практических работ: 0

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

Форма и размеры Земли. Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.

Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.

Пояса освещенности

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли.

Смена дня и ночи, смена сезонов года.

Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная форма, включающие изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала, практические задания;

Контрольных работ: 1

Лабораторных работ: 0

Практических работ: 0

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности. Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

Масштаб и его виды. Измерение расстояний  с помощью масштаба.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали.

Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

Часовые пояса.

Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная форма, включающие изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала, практические задания;

Контрольных работ: 1

Лабораторных работ: 0

Практических работ: 2

Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная форма, включающие изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала, практические задания;

Контрольных работ: 0

Лабораторных работ: 0

Практических работ: 1

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная форма, включающие изложение теоретического материала, консультации, отработка практических навыков, контроль усвоения материала, практические задания;

Контрольных работ: 1

Лабораторных работ: 0

Практических работ: 2

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 «д» класс  34 ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество

часов

Дата

5 «Д»

5 «Е»

1-я четверть. Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

5

1

Географические методы изучения окружающей среды.                                                                        Развитие географических знаний о Земле

1

02.09.19

02.09.19

2

Выдающиеся географические открытия

1

09.09.19

09.09.19

3

Выдающиеся географические открытия

1

16.09.19

1

4

Современный этап научных географических исследований.

1

23.09.19

5

Обобщение по теме « Развитие географических знаний о Земле»

1

30.09.19

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы

3

6

Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли.

1

07.10.19

7

Пояса освещённости.  Часовые пояса.

1

14.10.19

8

Контрольная работа Земля – планета Солнечной системы

1

21.10.19

2-я четверть.

Раздел 3. План и карта

12

9

Понятие о плане местности.

1

11.11.19

10

Способы ориентирования на местности.

1

18.11.19

11

Масштаб и его виды. Практическая  работа  «Определение расстояния при помощи масштаба»

1

25.11.19

12

Условные знаки плана местности.

1

02.12.19

13

Как изображают неровности земной поверхности на плане местности и на карте

1

09.12.19

14

Приемы составления плана местности.

1

16.12.19

15

Обобщающее повторение материала 2 четверти.

1

23.12.19

3-я четверть.

Раздел 3. План и карта

16

Земная поверхность на плане и карте.

1

13.01.20

17

Градусная сетка.

1

20.01.20

18

Географическая широта и географическая долгота места.

1

27.01.20

19

Решение практических задач по плану и карте.

1

03.02.20

20

Контрольная работа  по теме « План и карта»

1

10.02.20

Раздел 4. Человек на Земле

5

21

Заселение человеком Земли

1

17.02.20

22

Расы и народы.

1

02.03.20

23

Многообразие стран. Столицы и крупные города.

1

16.03.20

24

Практическая работа  «Многообразие стран мира».

1

30.03.20

25

Обобщающее повторение материала 3 четверти.

1

06.04.20

4-я четверть.

Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли

10

26

Земная кора и литосфера.

1

13.04.20

27

Состав земной коры. Практическая  работа  «Горные породы и минералы»

1

13.04.20

28

Плиты литосферы, их движение  и взаимодействие.

1

20.04.20

29

Землетрясения и вулканизм.

Рельеф Земли. Равнины.

1

27.04.20

30

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа  «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин Земли»

1

18.05.20

31

Человек и литосфера.

Обобщающее повторение по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»

1

25.05.20

5. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

№ УРОКА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ

ПО ПЛАНУ

ДАНО

5 «Д» - 34

5 «Е» - 34

30

30

Праздники

Праздники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...