Урок географии в 7 классе по теме Япония
методическая разработка по географии (7 класс)

Левун Ольга Михайловна

Урок географии в 7 классе по теме Япония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7_kl._yaponiya.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе по теме «Япония»

Цели и задачи урока:

Цель: Создать условие для изучения знаний о Японии
Задачи:

Предметные:

  1. Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях населении  и хозяйстве

      2.Метапредметные УУД: 

-Готовить и обсуждать сообщения об особенностях населения и о хозяйственной деятельности страны, о памятниках природы.

-Наносить на контурную карту природные географические объекты

-Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;

- Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;

-Повышать  информационную культуру учащихся через создание слайдов, презентаций;

    -Развивать у учащихся познавательный интерес; Развивать творческую активность    учащихся, умение работать в группе

       3.Личностные:

Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа,толерантности

Оборудование: физическая карта Японии, физическая карта Евразии, климатические карты, «Плотность населения и народы», компьютер, проектор

Ход урока:

1.Орг. момент

2.Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя

Учитель   Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас в полном составе. Садитесь, пожалуйста. И так, мы начинаем!

Подводит к теме урока, зачитывая: (на фоне тихо звучащей японской мелодии)
        Сегодня мы совершим с вами путешествие в страну, которую часто называют «Страна наоборот». Почему наоборот? Потому что в этой стране кошки бесхвостые, руль в машине с правой стороны, при левостороннем движении, пишут сверху-вниз, спят на полу, едят палочками, пальто подаёт женщина, а белый цвет является траурным. Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят сырой. Здесь никогда не отмечают свой день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо. Обратите внимание на герб,  флаг,  что это за страна.
Япония

( Показывает, проектирует на доску  герб и флаг Японии)

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема – национальный цветок Японии Япония – это уникальная страна мира. Эту страну называют часто «Страной восходящего солнца», или как ее называют сами японцы «Ниппон или Нихон». А древнее название страны – Ямато. Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
2. Формулирование темы урока и постановка целей.

Тема нашего урока «Япония».

Целеполагание: 1) Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Учащиеся   называют:  
Изучить  особенности географического положения, природы, населения и хозяйства Японии

Вспомним план изучения страны

План:

1. Географическое положение Японии. Символы

2.Рельеф Японии

3. Климат Японии

4. Внутренние воды Японии

5. Природные зоны Японии

6. Население Японии

7. Хозяйственные особенности Японии

8.Традиции народов  Японии

1.Краткая информация о стране. Учебник стр.162

Площадь: 373 тыс. км2
Численность населения: 127,4 млн .чел.
Столица: Токио
Форма правления: монархия
Официальный язык: японский
Денежная единица: иена

Работа по алгоритму.

У вас на партах инструктивные карты с заданиями

Задания № 1 с использованием контурных карт

1. Географическое положение Японии.

 Опишите географическое положение Японии, используя физическую карту Евразии по плану:

1. Какими морями и океанами омывается Япония? Какие проливы, заливы, течения у берегов Японии? Подпишите их на контурной карте

 2.С какими государствами граничит Япония? Подпишите  их на контурной карте

 3.Подпишите острова государства. Определите по карте, какой остров самый большой?

4.Подпишите столицу страны.

Выводы: Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов.  Столица  - Токио

Оцените  свою работу по к-к

_________________________________________________________________

Задание 2.Рельеф Японии

 Изучив текст учебника стр.162-163, дополнительный материал, карты атласа дайте характеристику рельефа страны.

1) Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить.

2) Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?

3) Какова наибольшая и преобладающая  высоты?

 Используя карту «Строение земной коры» определите, почему для Японии часты землетрясения, извержения вулканов? Определите наличие полезных ископаемых.

В основном в рельефе преобладают горы с высотой 2000 метра, равнины находятся по окраинам  Вулканы и землетрясения, цунами. 14  действующих всего 160, 2011 год- 9-10 баллов, 23 метра высоты.)

Нанести на к-к вулкан Фудзияма- 3376м

Вывод:  (особенности рельефа страны)

1. В рельефе преобладают горы (75%)

2. Находится на границе двух литосферных плит (большая сейсмичность)

3. Слабо обеспечена минеральными ресурсами

Задание  3.Климат Японии

Изучив текст учебника стр. 162. климатограммы, карты атласа дайте характеристику климата страны.

1) В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?

2) Средние температуры января, июля. В каком направлении они изменяются и почему?

3) Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?

 4) Почему он такой теплый и много выпадает осадков? Причины?

Вывод:. (особенности климата)

1. Острова вытянуты от умеренных широт до тропиков (большие климатические различия)

2. Восточная часть страны более тёплая (тёплое течение Куросио), западная часть более холодная (влияние гор).

3. Мало дней с ясной солнечной погодой (морской климат)

4. Тайфуны со стороны океана (ливневые дожди).

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Внутренние воды Японии

Изучив текст учебника стр. 162, карты атласа дайте характеристику внутренним водам (рекам) страны;

1.Используя физическую карту, определите много ли в Японии рек? Дайте характеристику рекам страны.

Реки короткие, многоводные в основном горные, на многих из них построены гидроэлектростанции, не пригодны для судоходства. Крупнейшая река Синано (367 км)

Выводы. - рек много, реки порожисты и бурны, но не судоходные (Тони, Елеко, Тяпри, Бива ).
___________________________________________________________________________  

 Физминутка

"Приветствие по японски" (наклоны туловища под углом 45, 30 и 15 градусов)

Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов под углом 30°, ученик кланяется учителю под углом 48° и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер - министр страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом - значит каждому свой "угол". Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым уроки почитания старших.

_____________________________________________________________________________

Задание 5.Природные зоны Японии

1.По  карте природных зон  определить природные зоны страны

2.Прочитать дополнительный материал и сделать вывод о растительном и животном мире Японии

Растительный и животный мир разнообразен.
Север-Хвойные, Юг-смешанные, вечнозеленые- 17000 видов растений: вишня, сакура, слива, пионы, лотос - национальные цветки, много гладиолусов, японский кедр, лиственница, ели, бамбук, лавр, берёза, ива, орех, много бансая - карликовые  деревья-30 см.
Животный мир: позвоночные-1199 видов, беспозвоночных 33776, млекопитающих 140, птиц 40 видов-макака, красномордая обезьяна, бурый медведь, черный и рыжий медведь, черные и рыжие лисы, барсуки, норки. Белки, много летучих мышей, ласточки, цапли, дятлы, альбатросы, фазаны, соловьи, в морях и океане много водорослей, кальмаров, рыб и кораллов. По вылову и употреблению Япония занимает первое место.

Оцените свою работу 

_____________________________________________________________________________

Задание 6.Население Японии

 Изучив текст учебника стр. 162-163,  карты атласа «Плотность населения» дайте характеристику населения Японии, ответив на следующие вопросы.

1.Какова численность населения?

2.Средняя плотность населения?

3.Охарактеризуйте национальный состав населения?

 4.Как размещается население по территории страны?

5.Какие религии исповедуют японцы?

 6..Назовите среднюю продолжительность жизни населения Японии

Почему японцы так долго живут?- Кира

_____________________________________________________________________________

Задание 7. Хозяйственные особенности Японии

Почему Японию называют страной  экономического чуда? Стр.163

  определить :

-промышленность;

- развитие сельского хозяйства

- экология

Япония лидер по производству:

Традиции народов Японии

Ребята, мы узнали много интересного о стране восходящего солнца.

Япония страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. И нам об этом расскажут наши ребята.

Света: Икебана – вид искусства, созданный нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Это умение расстановки цветов и веток деревьев в вазах. Сущность икебаны лаконично выражена в словах: «цветы срезаны, но не убиты!», вы «спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой». 

Кира: Бонсай. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы, высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях. 

Японские боевые искусства: Алеша

Презентация «Традиции японцев»-Даша.

Кимоно – дословно «вещь, которую надевают». У японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня в праздничные дни. Оно передается по наследству. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, веер и зонтик. Это традиционная не только женская, но и мужская одежда японцев. Однако увидеть на улице большого города японку в кимоно очень трудно, хотя оно обязательно есть у каждой японской женщины для особых случаев. 

Чайная церемония. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый ковш подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды. Чайная церемония всегда была связана с буддизмом. Сам чай завозился из Китая, а чайные принадлежности – из Китая и Кореи.

Почитание старших. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом  45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 градусов, встречают клиентов и покупателей под углом 30 градусов – значит, каждому свой угол. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, они при поклонах заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Оцените себя

Учитель. Мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. 

3. Закрепление знаний.

-Какие  цели мы ставили?

Изучить  особенности природы, населения и хозяйства Японии

«Что нового узнали о Японии?»

- Какая особенность ГП подтверждает правильность данного утверждения: «Япония – страна восходящего солнца». 

(Новый день начинается раньше всех стран). 

- Назовите острова, на каких расположилось это государство, покажите их на карте.
- С какими государствами Япония имеет границы, назовите и покажите эти соседние государства.

- Какие природные явления приносят много неприятностей и бед? Почему они возникают?

- Назовите особенности рельефа Японии.

- Какой тип климата преобладает в Японии?

- Почему можно назвать Японию «страной наоборот»

-Почему Японию называют страной экономического чуда?


4.Рефлексия

Ребята! На листочках, что лежат перед вами, ответьте на вопросы:

1) самое интересное на уроке было…

2) мне понравилось…

3) мне не понравилось…

5.Домашнее задание стр.162-163 визитная карточка Японии

Поговорим по-японски:

Икебана   Бонсай    Сумо    Сакура   Кимоно Карате   Тяною  Нихон

Заключение

И так мы познакомились с Японией, и как сказал великий путешественник  И.П.Соколовский,      увидев однажды красоту этой страны, ты уже никогда не сможешь забыть, необыкновенность культуры и традиций поражают своей уникальностью. Япония, страна, завораживающая не только глаза, но и душу.

Оценки учащимся за урок

ДО СВИДАНИЯ!                                                                   САЕ: НАРА

Интересные факты

1 Японцы относятся уважительно к тем туристам, которые могут сказать хотя бы 2  фразы на японском языке.

2. В Японии нет чаевых-это для них унижение.

3 Японцы честные люди - если вы потеряли кошелек  или какую, то вещь  их обязательно сдадут в бюро находок.

4 Японцы трудолюбивы- 15-18 часов работают в день.

5 Прийти на работу и уйти с работы вовремя считается дурным тоном, нужно прийти и уйти за 30 мин до рабочего времени и спустя 30 мин ухода своего начальника.

6. В северных районах все  тротуары  с подогревом, поэтому нет гололеда.

7 Подписи документов нет, каждый имеет свою печать и вместо подписи ставит ее.

8. Каждый второй японец поет и рисует.

9. Когда идет дождь и если у вас нет зонтика, можно взять его из вазы, которая стоит на улице, а когда закончиться дождь снова поставить в вазу, которая встретиться тебе на пути.

10 Учебный год делиться на 3 семестра  

1: 6 апреля- 20 июля, когда цветет сакура

2: 1 сентября до 25 декабря

3: 7 января по 25 марта.

Во время каникул обязательно д. з.

Учатся 6 дней, вторая суббота каждого месяца выходная.

Каждый японец носит марлевую повязку - от пыли, боятся простудиться - не принято уходить на больничный.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

урок географии 6 класс по теме" Ветер" .

урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику  Герасимовой , Неклюковой....

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

презентация для урока в 11 классе по теме" Япония"

Презентация состоит из следующих разделов: 1. Визитная карточка2. Окно в природу3. Путь Богов4. Культура5. Столицы:  Киото и Токио...

конспект урока географии 10 класс на тему "Япония"

конспект урока по географии для 11 (10) класса по учебнику Максаковского в технологии развивающего обучения...