рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)

Глазкова Лилия Юрьевна

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geogr.9kl.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №6»

             143985,  Московская область,

             г. Балашиха, мкр. Саввино

             ул. Саввинская д.1а

             E-mail: savschool6@mail.ru 

тел/факс: 8 (495) 527 70 22

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №6

____________ Л.А. Кузнецова

Рабочая программа

по географии

для обучающихся 9А, 9Б, 9В, 9Г классов

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Глазкова Лилия Юрьевна,

  учитель географии

2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «География России.   Хозяйство и географические районы   составлена  на основании:  

1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)

4.Учебный план школы на 2019-2020 учебный год

           Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева  М.Дрофа, 2017 г

         Количество часов за год- 68 часов (2 часа в неделю).  

 Выбор  программы  мотивирован тем, что она   -  рекомендована министерством образования для общеобразовательных  классов;

    - соответствует стандарту основного общего образования по географии, социальному заказу  родителей;

  - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

  учитывает принципы системности, научности, доступности и преемственности при обучении   школьников                        

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

Главная цель : формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

        

         Основные задачи программы:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 8 классе. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

 На прохождение программы «География России.  Хозяйство и географические районы» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  в 9 классе 68 часов, 2 часа в неделю.

        

Результаты освоения курса географии в 9 класс

           Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 9 классе

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 9 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения.

          Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диало] с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальной: и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера.

          Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

         Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1

Урок

работа с картой, таблицами. Учебником, беседа,

2

Хозяйство России (продолжение)

19

 Урок. Практическое занятие        

       Практическая работа,     работа с картой, таблицами, учебником, беседа,  составление конспекта, плана к параграфу. Составление презентации, доклады. тестирование  

3

География крупных регионов России.

48

 Урок. Практическое занятие        Заочная экскурсия  

       Практическая работа,     работа с картой, таблицами, учебником, беседа,  составление конспекта, плана к параграфу. Составление презентации, доклады. Тестирование. Работа с контурными картами. Анализ схем, диаграмм  

ИТОГО

68 часов

.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные  сроки прохождения  

1

Введение

02.09-06.09

Часть IV Хозяйство России (19 часов)

Тема

Вторичный сектор экономики - отрасли,  перерабатывающие сырье (12 час.)

2

Топливно - энергетический комплекс, его значение

02.09-06.09

3

Нефтяная промышленность

09.09-13.09

4

Газовая промышленность .

09.09-13.09

5

Угольная промышленность. Практическая работа. Составление по картам характеристики  одного из нефтяных или угольных бассейнов.

16.09-20.09

6

Электроэнергетика

16.09-20.09

7

Металлургия. География    черной металлургии. Практическая работа Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

23.09-27.09

8

География цветной металлургии

23.09-27.09

9

Химическая промышленность

30.09-04.10

10

География химической промышленности

30.09-04.10

11

Лесная промышленность

07.10-11.10

12

Машиностроение. Практическая работа «Определение по картам размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

География машиностроения

07.10-11.10

13

Пищевая и легкая  промышленность

14.10-18.10

Тема «Третичный сектор экономики»(7 часов)

14

Состав и значение третичного сектора

14.10-18.10

15

 Роль и значение транспорта.

21.10-25.10

16

Сухопутный транспорт

21.10-25.10

17

Водный транспорт

05.11-08.11

18

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь

05.11-08.11

19

Наука

11.11-15.11

20

Жилищное и рекреационное хозяйство

11.11-15.11

Часть V  География крупных регионов страны       Районирование России  (48час)

21

Зачем районировать территорию России?

18.11-22.11

Европейская Россия (Западный макрорегион) 30 часов

22

Общая характеристика Европейской России

18.11-22.11

23

Европейский Север. Географическое положение

25.11-29.11

24

Природа Европейского Севера

25.11-29.11

25

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

  02.12-06.12

26

Хозяйство Европейского Севера

02.12-06.12

27

Северо – Западный район. Географическое положение

09.12- 13.12

28

Природа Северо-Запада

09.12- 13.12

29

Население и хозяйственное освоение Северо-Западного  района

16.12-20.12

30

Хозяйство  Северо - Запада

16.12-20.12

31

Центральная Россия.  Географическое положение

23.12-27.12

32

Природа Центральной России

23.12-27.12

33

Население и хозяйственное освоение Центральной России

  09.01-17.01.

34

Хозяйство Центральной России Объяснение взаимодействия природы и человека на примере  одной из территорий. Практическая работа

09.01-17.01.

35

Европейский Юг. Географическое положение

20.01-24.01

36

Природа Европейского Юга

20.01-24.01

37

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

  27.01-31.01

38

Хозяйство  Европейского Юга

27.01-31.01

39

Поволжье

Географическое положение

   03.02-07.02

40

Природа Поволжья

   03.02-07.02

41

Население и хозяйственное освоение Поволжья

10.02-14.02

42

Хозяйство Поволжья  Практическая работа сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

10.02-14.02

43

Особенности ЭГП региона, формирование природы Практическая работа Определение географического положения Московской области

17.02-21.02

44

Население и хозяйственное освоение Московской области

17.02-21.02

45

Особенности хозяйства Московской области.

24.02-28.02

46

Особенности   административного центра региона

24.02-28.02

47

Социально экономические проблемы  Московской области

02.03-06.03

48

Урал. Географическое положение

02.03-06.03

49

Природа Урала

10.03-13.03

50

Население и хозяйственное освоение Урала

10.03-13.03

51

Хозяйство Урала Практическая работа. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала. Определить пути решения

16.03-20.03

Азиатская Россия (Восточный макрорегион 13 час.)

52

Азиатская Россия. Географическое положение      

16.03-20.03

53

Западная Сибирь.   Географическое положение      

30.03-03.04

54

Природа Западной Сибири Практическая  работа.  Оценка природных условий Западно-Сибирского района для быта и жизни человека

  30.03-03.04

55

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

06.04-10.04

56

Хозяйство Западной Сибири

06.04-10.04

57

 Восточная  Сибирь.   Географическое положение      

13.04-17.04

58

Природа  Восточной Сибири

13.04-17.04

59

Население и хозяйственное освоение  Восточной Сибири

20.04-24.04

60

Хозяйство  Восточной Сибири Практическая работа Составление характеристики Норильского промышленного узла

20.04-24.04

61

Дальний Восток.  Географическое положение    

27.04-.30.04

62

Природа Дальнего Востока.

27.04-.30.04

63

Население и хозяйственное освоение района

04.05-08.05

64

Хозяйство Дальнего Востока

04.05-08.05

Россия в современном мире 3 часа

65

Россия и страны СНГ

11.05-15.05

66

Взаимосвязи России с другими странами

11.05-15.05

67

 Объекты мирового природного и культурного наследия

18.05-22.05

68

Обобщение изученного.

18.05-22.05

Итого: 68 ч.


Учебно-методическое обеспечение

п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

9

 Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева  

М.: Дрофа

2014 г.

2

Учебник (основной)

9

 В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром  География России.   Хозяйство и географические районы

М.: Дрофа

2016 г.

3

 Методическое пособие

9

        

 Н.Ю. Маерова Уроки географии  8-9 класс.

М.:Дрофа

2014

4

Методическое пособие

9

 В.И.Сиротин.  Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт.

 М. Дрофа  

2013

5

Географический атлас  

9

 География России.  9 класс

М.: Дрофа

2018

Согласовано        
на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла  
руководитель ШМО
___________ Павлова З.В.
Протокол №___________

«____» ____________2019 г.

Согласовано
 заместитель  директора по УВР

 ____________Злобина Е.Г.

«____» ___________ 2019 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...